7467

Девальвация заставила многих туристов обратить взоры в глубь страны. И в результате выяснилось то, о чем было известно уже давно, но волновало только дальнобойщиков: казахстанские дороги по большей части полный отстой! И на легковых автомобилях лучше никуда далеко не рыпаться. Наша газета начинает новый спецпроект “Эх, дороги”. Журналисты “Времени” выяснят, по каким дорогам ездить - себя не уважать.

Сегодня не лучше, чем вчера!
Начнем с Северо-Казахстанской области, где есть две новости, и одна из них позитивная. После публикации материала “Дорога жизни” (см. “Время” от 27.7.2016 г.) жителям Тимирязевского района Северо-Казахстанской области, отрезанным на протяжении четырех месяцев от большой земли, благая весть пришла из Астаны. Правительство издало постановление о выделении из госрезерва более миллиарда тенге на ремонт дорог после паводков. Тимирязевской трассе от этих щедрот достанется 48 миллионов.
Вот только обрадовать настрадавшихся североказахстанцев никто не поспешил - ни аким района Еркин БAЗАРХАНОВ, ни местные депутаты, которых тот делегировал к главе области с этим вопросом.
Правда, руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог области Бейбут ИСМАНОВ по заданию акимата сразу после нашей публикации уже давал брифинг для местных журналистов. Да не в собственном кабинете, а прямо посреди строящейся трассы.
Участок республиканской дороги протяженностью десять километров на подъезде к Петропавловску - одна из самых знаменитых строек области. Сюда возят делегации из Астаны, недавно показывали фронт работ и премьер-министру Кариму МАСИМОВУ. Словом, картинка для интервью главного дорожника области получилась красивая: работа кипит, дело спорится.
А вот в Тимирязевском районе, что в трехстах километрах от этого великолепия, пока не столь многолюдно. Но как только деньги упадут на счета, здесь возьмутся за ремонт объездной горе-дороги. Ее сначала будут ровнять, затем засыплют крупным щебнем, а сверху - мелкой фракцией. Дорога эта, по словам Исманова, выдержит даже напряженный трафик большегрузов во время уборки.
Но самое интересное, что чиновники спустя четыре месяца все-таки умудрились изыскать возможность, чтобы привести в порядок асфальтированный участок трассы, который сейчас под водой! И это при том, что в правительстве дали деньги только на ремонт объездной. В ближайшее время с обеих сторон дороги насыплют земляные дамбы около метра высотой, а воду откачают. А на будущее в областном акимате взялись за разработку проектно-сметных документов, чтобы этот участок дороги поднять и впредь не допустить подтопления. В общем, скоро у тимирязевцев будет не одна, а целых две трассы!
Ну а пока из 7,5 тысячи километров североказахстанских дорог примерно половина в неудовлетворительном состоянии. И даже те, что, по оценке областного дорожного управления, считаются удовлетворительными, не всегда асфальтированы. Некоторые засыпаны гравием, иные и вовсе грунтовые.
Ежегодно на восстановление дорог областного и районного значения в СКО выделяется около 6 миллиардов тенге. Но... не в коня корм. Местные власти надеются, что в этом году смогут на эти же деньги отремонтировать на 100 километров больше дорожного полотна, так как собираются массово применять метод холодного ресайклирования.
Впервые это умное слово прозвучало из уст тогда только назначенного акимом области Ерика СУЛТАНОВА, в прошлом дорожного строителя. За время его акимства мудреный термин выучили многие североказахстанцы. И вот наконец-то перешли от слов к делу.
Суть метода в том, что старый асфальт не выбрасывают, а измельчают в специальных машинах прямо здесь же, у дороги. В эту крошку добавляют связующие материалы, цемент и снова укладывают. Экономия, по словам начальника отдела областного управления транспорта и автомобильных дорог Галыма ТАСБУЛАТОВА, внушительная - втрое дешевле.
Но радоваться тому, как быстро улучшится качество дорог, у североказахстанцев не получается. Во время весеннего паводка возникли десятки переливов воды через трассы. Течение посрывало полотно. Кое-где пришлось разрушать дороги преднамеренно, чтобы дать пройти потоку.

Южный вариант
До идеала далековато пока и на другом конце страны - в Южно-Казахстанской области.
Регион, занимающий чуть больше четырех процентов территории республики, - лидер по количеству автодорог: их общая
протяженность - 20 987,3 км. На этом, однако, и кончается весь позитив...
Самые качественные автодороги Южного Казахстана относятся к категории трасс общеказахстанского значения, строительство и ремонт которых финансируется республиканским бюджетом. Из 786 км таких автодорог удовлетворительными признаны 76,8 процента. А если спуститься на уровень области, города или района, та еще выйдет картина не маслом.
Самые низкие показатели качества дорполотна, как ни странно, в Шымкенте. Несмотря на старания часто сменяющихся градоначальников и огромные финансовые вливания, покрытие только 36 процентов городских улиц признано удовлетворительным. Столь низкий показатель общего состояния шымкентских автотрасс вызван не только плохим качеством городских дорог. Третий город страны тянут вниз новые микрорайоны, где встретить асфальт - большая удача.
Для улучшения состояния дорог в ЮКО даже разработана специальная программа. Согласно ей в этом году из бюджета выделено 24,5 млрд. тенге, на которые планируется отремонтировать и построить 519,9 км автодорог. Для сравнения: в 2015 году на ремонтно-строительные работы из государственного бюджета было выделено 14,7 млрд. тенге. На эти деньги в удовлетворительное состояние было приведено 232,6 км трасс.

Коридор выручил!
Чуть лучше положение в соседней Жамбылской области. Общая статистика хорошо подтянулась за счет запуска международной трассы Западная Европа - Западный Китай (один из регионов, где транс­граничный транспортный коридор полностью сдан). Но и здесь есть откровенно тупиковые направления.
Самыми проблемными трассами в Жамбылской области являются автодороги областного значения: Берлик - Мойынкум - Уланбель протяженностью 344 километра и Акколь - Уюк - Уланбель протяженностью 168 километров.
На первой 132 километра находятся в неудовлетворительном состоянии, на второй - 50 километров. Между тем в регионе ежегодно ремонтируется по 200-250 километров дорог, и в прошлом году до удовлетворительного состояния доведено 74 процента дорог, а в нынешнем этот показатель увеличится до 75,5 процента. Для сравнения: в 2010 году нормальных дорог было всего 54,6 процента.
Сеть автомобильных дорог общего пользования Жамбылской области составляет 5187 километров. Из них 1237 км автодорог республиканского значения, 1943 км - областного и 2007 км - районного. Кроме того, протяженность улиц населенных пунктов составляет 4562 км.
За последние 5 лет на ремонт и содержание автодорог местного значения и улиц населенных пунктов из бюджета было выделено 34,2 миллиарда тенге (7,2 миллиарда тенге - из республиканского, 27 миллиардов тенге - из местного). В рамках выделенных средств ремонтными работами было охвачено 1904 км автодорог, в том числе 4,25 км дорог было проложено новых, 104,3 км было подвергнуто капитальному ремонту, 1795,45 км - среднему.
В нынешнем году на ремонт и содержание автодорог местного значения и улиц населенных пунктов планируется потратить 7,2 миллиарда тенге. На эти деньги будет выполнен средний ремонт 364,3 км автодорог местного значения и улиц населенных пунктов (в том числе 26,3 км улиц Тараза), а также шесть искусственных сооружений.
- Приоритетом для нас является безопасность дорожного движения, - говорит главный специалист отдела автомобильных дорог управления строительства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Жамбылской области Мурат САУРЫКОВ. - 526,4 миллиона тенге пойдут на ямочный ремонт (им будет охвачено 85,5 тысячи квадратных метров), установку дорожных знаков (их планируется поставить 1368 штук) и ограждений, на разметку проезжей части.
По словам главного специалиста, на сегодняшний день подрядными организациями основные объемы работ по ямочному ремонту уже выполнены, установлено 398 новых дорожных знаков и 157 километровых указателей, размечена проезжая часть на 245 км автодорог. Полностью завершены работы по очистке от наносного мусора малых мостов и труб, покраска и побелка дорожных элементов, планировка обочин и опашка лесополос.
Кстати, в этом году так же, как и в Северо-Казахстанской области, здесь при среднем ремонте автодорог областного значения применяется холодный ресайклинг.

Лучше поздно, чем никогда
Карагандинская область, граничащая с Жамбылской и Акмолинской, начинает исправлять ситуацию с одной из двух главных бед всего постсоветского пространства.
Еще минувшей весной состояние автомобильных дорог в Караганде и в регионе в целом было плачевным. Но потихоньку основные магистрали и улицы областного центра ремонтировались.
Впрочем, латание ям и укатка нового асфальта местами продолжаются до сих пор. А весь запланированный объем работ дорожники собираются завершить к первым холодам.
По информации областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог, протяженность трасс общего пользования в регионе - 12,5 тысячи километров. Почти треть из них - дороги республиканского значения. В этом году на ремонт транспортных артерий из местного и республиканского бюджетов было выделено 38,5 миллиарда тенге. На эти деньги приведут в порядок 529 километров дорог.
Конечно же, потребность в ремонте асфальта в Карагандинской области гораздо выше обозначенной чиновниками цифры. Трассы, ведущие к небольшим населенным пунктам, по-прежнему выглядят словно после бомбежки. В городах-спутниках областного центра водителям тоже приходится мастерски маневрировать, объезжая многочисленные ямы. Но на их починку, увы, нет средств.
Тем не менее в управлении пассажирского транспорта и автодорог уверяют, что ремонты идут без простоев согласно разработанному плану и по окончании строительного сезона в регионе будет 75 процентов дорог в хорошем и удовлетворительном состоянии.
Пока это самые высокие показатели среди регионов. Правда, то, что чиновники считают удовлетворительным, автомобилистам таковым совсем не кажется. Особенно после дождей...

Ульяна АШИМОВА, Петропавловск, Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, Шымкент, Галина ВЫБОРНОВА, Тараз, Ирина МОСКОВКА, Караганда, Игорь НЕВОЛИН, Алматы

А тем временем

В пятница из-за дождей прекратилось прямое автосообщение между Павлодаром и Астаной. Река Уленты вышла из берегов и размыла объездную дорогу на 205-м километре. Имевшийся здесь капитальный мост ранее снесли сами дорожники. Теперь павлодарцам придется ездить в столицу через Караганду.

Поделиться
Класснуть