3600

Всеобщее среднее недовольство

Мажилисвумен Ирина Смирнова и наш корреспондент разбирают логику школьных реформ

Больше всего на этой неделе казахстанцы говорили о школе. И дело вовсе не в том, что в минувший понедельник дети снова сели за парты, а родители недобрым словом вспоминали Министерство образования и науки (МОН), которое снова отличилось непоследовательными действиями. У мажилисменов, которые вернулись к работе после летних каникул, накопилось так много вопросов, что уже на первом своем заседании они огласили сразу два коллективных запроса Минобру! Мы поговорили о складывающейся ситуации в системе образования с бывшим директором одной из алматинских школ, а ныне депутатом мажилиса Ириной СМИРНОВОЙ (на снимке), которая тоже не осталась в стороне и раскритиковала действия образовательного ведомства.


- Это тот редкий случай, когда все три партийные фракции парламента объединились и выразили свое фе Министерству образования. Вы готовили какой-то совместный запрос?
- Нет, мы работали независимо друг от друга. Как говорится, наболело: каждая фракция заявила о том, что посчитала для себя главным, и все говорили об образовании! Депутаты не согласны с тем, что делает МОН: начиная от того, как летом распределялись госгранты на поступление в вузы, проходило ЕНТ, и заканчивая подготовкой к новому учебному году.
Вы посмотрите, что творится! Дети отучились уже неделю, а страсти не утихают: странные учебники, изданные в рамках новой программы, неразбериха с пятидневкой. Разве таким должно быть отношение Минобра к детям?! Ведь все так ждали обещанное сокращение учебной недели и уроков, люди должны были встретить эти преобразования на ура! А что мы имеем в итоге? Всеобщее и вполне понятное недовольство.
Возьмем хотя бы пятидневку. Сначала министр (образования и науки Ерлан САГАДИЕВ. - О. А.) пообещал, что на нее перейдут все параллели, которые будут учиться по обновленной программе, то есть 1, 2, 5 и 7-е классы, - все замерли в предвкушении...
- Но еще до начала нового учебного года стало понятно, что далеко не во всех школах эта прекрасная идея осуществима - предметов и отведенных на них часов меньше-то не стало. Как раскидать уроки, которые раньше стояли в субботу, особенно в старших классах? Никак. По-моему, с самого начала было очевидно, что эта идея МОН неосуществима, по крайней мере в старших классах большинства казахстанских школ.
- Я согласна с вами. Но посмотрите, что было потом: МОН делает заявление о том, что все школы, которые имеют возможность, могут перейти на пятидневку - о каких-то конкретных параллелях речь уже не идет. То есть все отдают на откуп директорам, отступая в сторону. Это, вообще, тот прием, который Минобр использует не в первый раз: как только возникает какое-то недовольство в обществе, он оставляет свои позиции и делает шаг назад. Получается, министерство не может отстоять свою точку зрения. Значит, она появилась наспех, без серьезных обоснований, если от нее так легко можно отказаться. Складывается ощущение, что эти решения, касающиеся тысяч семей, принимает один человек, толком не поняв, что из этого может получиться.
- И что теперь? Вы выступили с запросом - должна ли последовать реакция Минобра?
- Я полагаю, они должны обсудить то, что происходит, и обосновать наконец свои решения. Объяснить людям ситуацию с теми же грантами. Вспомните, что происходило летом: сначала МОН публикует одни списки поступивших в вузы (дающие преимущества медалистам), а потом, после возмущения родителей, другие - уже измененные. Простите, но ведь в законе указано, что выпускники, получившие знак “Алтын белги”, имеют приоритет при поступлении! Можно спорить о том, правильно это или нет, но не затрагивать судеб ребят, которые по закону должны были получить грант.
- Министерство образования, увы, не отличается постоянством. Общество уже устало от бесконечных реформ и преобразований, которые активно начинает продвигать каждый новый министр. Но и настойчивыми чиновники тоже бывают: посмотрите, как они пытаются убедить всех в том, что новые и уже ставшие скандальными учебники по русскому языку - качественные и отвечающие всем стандартам.
- Эти учебники действительно вызывают массу вопросов. Если говорить о седьмом классе, то многие почему-то сосредоточились на лингвистических сказках Людмилы ПЕТРУШЕВСКОЙ “Пуськи Бятые”. Да, у тех людей, которые раньше с ними не сталкивались, они вызывают вопросы, но это упражнение, наверное, самое безобидное, что есть в этой книге. Все остальное...
- Но ведь есть те, кому учебник понравился! Они считают, что их оппоненты не могут воспринимать информацию, изложенную по-новому, и потому застряли в прошлом. Вы обсуждали учебник по русскому языку для седьмого класса, вокруг которого было больше всего споров, с учителями? Что они говорят?
- Они говорят, что это просто безобразие, и не знают, как будут работать на уроках. Не все прошли обучение на специальных курсах, на которых говорили о новых подходах к обучению, кто-то не получил методические пособия - видимо, их сейчас как раз выдают. Кто-то будет использовать дополнительную литературу или другие учебники. Неофициально, конечно.
Я знаю, что сейчас очень востребованы репетиторы по русскому языку, родители ищут альтернативные формы обучения. У людей накопилось очень много вопросов. А что отвечают те структуры, с чьей легкой руки этот учебник появился? Что его одобрила комиссия в составе 130 человек. Я спрашивала: кто эти люди? Учителя, ученые, которые работают в структурах, подчиненных МОН. Но разве они могут сказать что-то против и заявить, что это плохой учебник? Нет, конечно, каждый из них держится за свое рабочее место.
Поэтому я считаю, что такие комиссии должны быть независимыми, нужно зашифровывать имена тех людей, которые оценивают школьные учебные пособия. Наверное, министерству нужно предоставить результат апробации этого учебника: ведь если он пошел в массы, его должны были использовать в каких-то школах в качестве экспериментального. Сравнили бы результаты и сказали: да, те дети, которые обучались по новому пособию, более грамотные. И тогда бы не было такой шумихи. Но пока такого анализа нам не предоставили.
Я за новые подходы в образовании, их действительно нужно применять, ребенок должен быть активным участником учебного процесса, сами педагоги перестраиваются - мы все понимаем, что мир меняется. Но полагаю, что те знания, которые давались прежде, закладывали основу академического образования.
В МОН говорят, что переход на новые стандарты позволит нашим ребятам выйти на международный уровень и стать конкурентоспособными. Но ведь они и сейчас поступают в ведущие вузы мира, их берут на гранты! Так зачем же до основания разрушать то, что уже есть? Может быть, более целесообразно обновить существующие программы, а не придумывать что-то кардинально новое? Отнестись к проверенным подходам более бережно?
- Насколько я понимаю, ситуацию уже не переломить: дети будут заниматься по этим учебникам.
- Да, по крайней мере, в ближайшие четыре года. Учебник издан, бюджетные средства на это потрачены. Поэтому, конечно, Минобр будет себя защищать - я их понимаю. Если они скажут: да, мы ошиб­лись - придется что-то делать. А на что тогда ушли деньги?
К сожалению, крайними в этой ситуации оказались учителя, ведь им придется работать по этим книгам - использовать другие они не могут, так указано в приказе Минобра. Нужно и знания детям дать, и распоряжение начальства не нарушить. Сейчас надо помочь педагогам, предоставить какие-то дополнительные методические пособия, чтобы они могли нормально работать!
- Но это опять будут действия постфактум: дом горит, а мы судорожно ищем ведро.
- Да, так и есть. В министерстве же говорят: мол, учителя все знают. Но я общаюсь с ними - многие не понимают, как учить детей!
Мне говорили, что есть ошибки и в учебниках по другим предметам, так что мы о них еще услышим. Это проблемы, которые возникают из-за необдуманных действий Минобра.
Я несколько раз встречалась с министром Сагадиевым, он действительно хочет, чтобы образование развивалось и становилось лучше. Но ему, наверное, нужно разобраться со своей командой, которая не дорабатывает какие-то моменты. Если вы обещаете, что будет пятидневка, она должна быть! Примите решение заранее и просчитайте возможные проблемы и пути их решения. Кстати, вы помните разговоры о том, что во всех школах Казахстана установят индивидуальные шкафчики для хранения учебников? Где они? Кто их поставил? Пообещали - сделайте. Не можете сделать - не говорите.

Оксана АКУЛОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть