3876

Температура строгого режима

Противоречия движут миром! Похоже, именно этим законом диалектики, а не нормами СНиПов вооружились власти Алматы, начиная нынешний отопительный сезон. Заявляя везде о том, что тепло в многоквартирные дома принято подавать при устойчивой среднесуточной температуре наружного воздуха в течение 3-5 суток подряд не выше +8 градусов по Цельсию, они почему-то сделали жесткую привязку к дате 15 октября. Почему? Ведь всю минувшую неделю (!) погода в южной столице была явно далека от норматива, в результате чего алматинцы в квартирах кутались в верхнюю одежду. Мы попытались найти причины игнорирования акиматом вместе с тепловиками температурной нормы.

Помнится, на прошедшем еще 19 сентября заседании комиссии № 7 по вопросам инноваций, инвестиций, государственно-частного партнерства и жилищно-коммунального хозяйства общественного совета Алматы, где я была практически единственным, а потому незамеченным журналистом, члены ОС возмущались: на носу отопительный сезон, а все дороги в городе разрыты и перекопаны! На их резонное замечание чиновники и тепловики отвечали: какие-то технические работы продлятся еще до 10-12 октября, но “к 15 октября все успеем”. Решив уточнить тогда, кто решил, что нужно ждать с подачей тепла именно до 15 октября, ведь погода дат не признает, а прогнозы вообще вещь неблагодарная, после совещания я подошла к тем самым “выступающим и обещающим”. Однако они отказались называть свои имена и должности, а уж тем более отвечать на неудобные им вопросы, бросив известное: “Обращайтесь в пресс-службу, как положено”.
Что ж, мы так и поступили, отправили в акимат Алматы официальный запрос: почему выбрано именно 15 октября как дата начала отопительного сезона? почему не раньше? не готовы теплосети, нет запаса топлива или что-то другое? Однако спустя пять дней ответа мы так и не получили. Хотя согласно пункту 2-1 статьи 18 закона о средствах массовой информации государственные органы обязаны предоставить запрашиваемую информацию не позднее трех дней со дня поступления обращения либо (!) дать ответ с указанием срока предоставления или мотива отказа.
Так как власти молчат, ответы на свои вопросы пришлось искать нам самим. И здесь давно напрашивался один из самых верных вариантов. И - надо же! - именно на него указали и наши читатели. И он, как ни странно, совпал с тем самым “обещанием”, данным на заседании комиссии 19 сентября.
- В вашей газете недавно вышла статья, в которой официальный представитель предприятий энергокомплекса и ЖКХ Алматы Ян ГИРИН пообещал: если есть акт готовности дома и есть возможность его подключить, то КСК и управляющие компании могут обращаться с заявками к ним уже сейчас, до официального начала отопительного сезона, и тогда подключат тепло автономно (см. “Отопительный резон”, “Время” от 5.10.2017 г.). Однако нам неделю назад отказали! - сообщил мне по телефону председатель КСК “Курмет Достар” Казбек АШИМОВ. - А ведь у нас жилой комплекс “Премьера” в Наурызбайском районе по улице Шугыла, там все новое, неизношенное, есть рядом отдельная котельная! А отказали по причине того, что… их сотрудники не успевают, потому что заняты на технических работах. Говорят, ждите до 15 октября. К чему тогда вот эти новые возможности и обещания?..

Комментируя по нашей просьбе это обращение-жалобу, Ян Гирин, как всегда, был очень красноречив. По его словам, нередко КСК перекладывают свои проблемы по подготовке домов к отопсезону на тепловиков, что приводит к дополнительным госрасходам.
- Пусть потерпят, мы уже начинаем жилые дома подключать! Если отказали, значит, их дом мог быть не готов, надо разбираться. КСК вообще чем занимались до этого? Согласно нашему законодательству подготовка внутридомовых сетей к отопительному сезону - это обязанность КСК, обы­чно для этого они нанимают сервисные компании. Но КСК вспоминают об этом в самый последний момент, поэтому им и отказывали! А потом перед началом отопительного сезона все работы по устранению неисправностей во внутридомовых сетях ложатся на ТОО “Алматинские тепловые сети”, все доли которого принадлежат государству. Получается, что за счет бюджета предприятия мы выполняем те работы, которые должны выполнять сервисные компании за счет бюджета КСК. Это общая проблема не только Алматы, но и всей республики.
- А вообще есть такие дома, которые вы подключали автономно, по заявкам?
- Конечно! Например, в верхней части города, где Медеу и Каменское плато, есть объекты, которые подключили раньше, потому что температура наружного воздуха была ниже, чем в центре города, и там автономные котельные стоят. Точные данные назвать не могу - нет карты под рукой (какая досада! - Ред.). Нужно понимать, что предприятие - это исполнитель. Акимат - законодатель. Как законодатель решит, так исполнитель и будет работать. Приняли решение: 15 октября. Аким распорядился, что соцобъекты надо подключать на неделю раньше - мы и подключаем. Невозможно нам подключать без постановления акимата, иначе будут санкции в отношении работников теплосетей.
- Как самоуправство? - ахнув, предположила я.
- Не знаю, как это юридически квалифицируется, но санкции жесткие! Предприятие должно соблюдать определенный режим и параметры подачи тепла. Температура наружного воздуха понижается - теплосети заказывают у источников ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 определенную температуру теплоносителя. Это же не просто с потолка берется, есть же графики специальные, нормы определенные! Жители многоэтажек жалуются: почему не даете тепло уже сейчас? Но нам достался комплекс еще со времен Советского Союза (выделено нами. - Ред.)! Что-то меняется и реконструируется, но не так быстро, как хотелось бы. В этом году вообще побили рекорды: отремонтировали 32 километра инженерных сетей! Когда началась реконструкция, горожане не совсем правильно воспринимали эти работы, жаловались на разрытые теплотрассы. Возможно, будем вводить новые методы и технологии реконструкции труб, которые не требуют разрытия.

Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Вместо P.S. Получается одно сплошное противоречие: теплосети ссылаются на температурные нормы, за несоблюдение которых их могут оштрафовать. Вместе с тем г-н Гирин оговаривается (или проговаривается?!), что виноваты советские трубы, требующие срочной замены. И это можно расценить как... неготовность теплосетей! В то же время тепловики исполняют приказ акима. А акимат игнорирует температурные нормы и привязывает все к определенной, удобной ему дате. Что и говорить: диалектика - наше всё!

Кстати

Полный КРЕМЗКиПП!

Пока Казахстан, пусть и медленно (где-то со скрипом, где-то со скандалами), но верно вползает в отопительный сезон, спешим “обрадовать” новостью: в стране вырастут тарифы на услуги теплоснабжения. Во многих регионах уже утвердили новые нормы, а в Алматы, Западно-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областях заявки субъектов естественных монополий находятся на рассмотрении в территориальных департаментах комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей (КРЕМЗКиПП) Миннацэкономики.

Как пояснили в комитете на запрос редакции, тарифы для населения выросли или вырастут:
- с 1 октября 2017 г. в Астане - на 6,3 процента, Усть-Каменогорске - на 3,25, Костанайской области - на 4,17, Южном Казахстане - на 6,02 процента;
- с 1 ноября 2017 г. в Семее - на 3 процента, Актюбинской области - на 7,59 процента;
- с 1 января 2018 г. в Астане - на 2,7 процента, Жезказгане - на 4, Усть-Каменогорске - на 4,21, Алматы - на 9,7, Актюбинской области - на 6,95, Атырауской - на 1,41, Павлодарской - на 7,2, Северо-Казахстанской - на 5, Южно-Казахстанской области - на 2,72 процента.
Нетрудно заметить, что в некоторых регионах теплотарифы повысятся дважды за сезон!
В чем причина повсеместного повышения тарифов?
В КРЕМЗКиПП на наш вопрос ответили так: все дело в увеличении стоимости... стратегического товара! Как это красиво, даже поэтично звучит! И поясняется: “Так, для субъектов естественной монополии, оказывающих услуги по производству тепловой энергии, стратегическим товаром является топливо (уголь, газ, мазут, дизельное топливо) и покупная вода, для субъектов естественной монополии, оказывающих услуги по передаче и распределению тепловой энергии, а также по теплоснабжению, стратегический товар - тепловая энергия”. Вместе с тем в комитете отметили, что тарифы корректируются в рамках заданного правительством “коридора с учетом совокупного вклада регулируемых услуг в инфляцию”.
Впрочем, обратимся к более прозаичным вещам. Поговорим об общедомовых приборах учета (ОПУ) тепла, эксплуатация которых, по идее, должна экономить энергию и затраты на обогрев многоэтажек. Для этого ввели даже дифференцированный тариф на услуги по теплообеспечению в зависимости от наличия или отсутствия ОПУ. Эти дифтарифы утверждены во всех регионах республики, кроме Караганды, Семея и Западно-Казахстанской области.
Помнится, еще два года назад в антимонопольном комитете обе­щали: к 31 декабря 2016 года все многоквартирные дома в Казахстане будут оснащены этими самыми ОПУ. Но эти далекоидущие планы споткнулись об один, видимо, неучтенный факт нашей суровой действительности: далеко не во всех МЖД возможна установка таких счетчиков по причине ветхости и аварийности многих домов. Да бог с ними, с аварийными! На сегодняшний день из 36 898 МЖД, в которых можно установить ОПУ, приборы мигают контрольными глазиками лишь в 21 885, что составляет 59,3 процента. Какая уж тут экономия...
К слову, все это время ОПУ устанавливались за счет самих потребителей в рассрочку, что постоянно вызывало их недовольство (между прочим, один прибор учета стоит около полумиллиона тенге). Некоторые даже проводили параллели: вы же не ходите в магазин со своими весами - почему же за приборы учета тепла приходится платить потребителям?
В связи с этим мы отправили в антимонопольный комитет вопрос: есть ли изменения в правилах финансирования установки ОПУ? И получили такой ответ: “В настоящее время (…) АО “Фонд развития жилищно-коммунального хозяйства” ведутся работы по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии в населенных пунктах республики посредством финансового лизинга (выделено нами. - Е. Т.). При этом работа по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии осуществляется в соответствии с трехсторонним договором финансового лизинга, заключенным между продавцом прибора учета, АО и субъектом естественной монополии”.
Так что имейте в виду, уважаемый потребитель.

Екатерина ТИХОНОВА, Алматы


Поделиться
Класснуть

Свежее