2547

Кабинки страха

В Астане люди уже панически боятся ездить в лифтах многоэтажных домов. Инциденты с подъемниками, в которых пассажиры получают не только шок, но и травмы, повторяются с незавидной регулярностью. Эту проблему поднимали на разных уровнях власти, но ситуация мало меняется. Почему так происходит и кто в этом виноват?

За последние годы в столице происшествий с лифтами, когда жизнь людей висела на волоске, можно насчитать с недобрый десяток, а то и больше. Смертельных случаев, к счастью, не было, но без серьезных увечий не обошлось - люди получали различные переломы, ушибы, сотрясения мозга. В середине февраля этого года срыв подъемника в ЖК “Гранд Астана Элит” вновь напомнил об острой проблеме: в злополучный час лифт начал стремительно лететь вниз с седьмого этажа и только благодаря аварийному торможению остановился между первым и вторым этажом, что и спасло жизнь пассажирам. После этого инцидента столичный аким Асет ИСЕКЕШЕВ системную проблему предложил решать с помощью современных технологий, а именно - автоматических датчиков, которые будут анализировать состояние лифтов и сообщать об изменениях в их функционировании.

Как заявляют в столичном акимате, лифты в Астане не падают - они аварийно останавливаются. Во всяком случае, руководитель управления жилищной инспекции акимата Астаны Алихан КУАТБЕКОВ утверждает, что “современные лифты в принципе не могут упасть”:
- Они снабжены страховочными механизмами, датчиками, которые сигнализируют о возможной поломке и автоматически останавливают устройство. В Астане за все эти годы не зафиксировано ни одного факта падения лифта. Были аварийные остановки, но это разные вещи.
Что же тогда произошло в столичном ЖК “Тумар” 31 декабря 2017 года? По словам людей, лифт, в котором они спускались, свалился в шахту с третьего этажа. Причиной, как отмечали жители жилкомплекса со ссылкой на лифтовиков, послужил срыв пяти тросов. Висевшее в кабине зеркало разлетелось на осколки, которые поранили людей. От сильнейшего удара один из пассажиров получил перелом ноги.
“На основании п. 1 ст. 1 закона “О гражданской защите” авария - разрушение зданий, сооружений и технических устройств, тогда как в соответствии с п. 48 ст. 1 инцидент - отказ или повреждение технических устройств, а также отклонение от режима технологического процесса” - так в ответе на наш запрос г-н Куатбеков объяснил разницу между падениями и аварийными остановками лифтов.
Судя по данному ответу, если лифт не разрушился, значит, он не упал, а просто “повредился”. Но как бы там ни было, падение лифта или инцидент с его аварийной остановкой, людям, ставшим заложниками аварийных подъемников, от этого не легче.
Вопросы возникают и по количеству произошедших инцидентов. Как сообщили “Времени” в управлении жилищной инспекции, “за последние три года в Астане произошла только одна аварийная остановка и три инцидента, связанных с отклонениями от режима технологического процесса лифтов”. А как же тот факт, что только за 2017 год в столице случилось как минимум семь, скажем так, нештатных ситуаций с лифтами, сообщениями о которых пестрит Интернет?
В том же 2017 году Асет Исекешев поручал провести проверки управляющих жилищно-коммунальных компаний. В итоге контроль прошли 64 компании 117 домов, в которых работает 727 лифтов. Так вот, по итогам проверки 33 управляющие компании получили предписания для устранения выявленных нарушений, а еще 30 привлечены к административной ответственности. То есть к деятельности 63 из 64 управляющих организаций у контролирующих органов возникли вопросы!
Об опасных для жизни лифтах уже трубили и парламентарии. Так, мажилисмен Шакир ХАХАЗОВ в своем депутатском запросе заявлял, что в целом по стране порядка 6000 лифтов превысили свой нормативный срок эксплуатации. А в Астане инциденты с лифтами происходят в основном в новых жилых комплексах, и нередко - элитных! В качестве объяснения этому Хахазов привел то обстоятельство, что монтажом и эксплуатацией лифтового оборудования занимаются исключительно частные компании, среди которых немало фирм-однодневок, не имеющих материально-технической базы, опыта и профессиональных кадров. Более того, вот уже шесть лет эти лифтовые компании не лицензируются, то есть никто не имеет права их контролировать и проверять.
Председатель правления национальной палаты предпринимателей “Атамекен” Аблай МЫРЗАХМЕТОВ на это заявил, что именно отмена лицензирования привела к тому, что мы имеем на сегодняшний день - бесконечные инциденты с подъемниками. Тем не менее возвращаться к лицензированию, по его мнению, не стоит, так как проблему можно решить, введя в лифтовом хозяйстве систему стандартов, по которым КСК либо заказчик будет принимать устанавливаемый в жилом доме лифт и контролировать его работу. Однако господин Мырзахметов скромно умолчал об иных “телодвижениях” нацпалаты…
Как рассказал нашему корреспонденту председатель правления республиканского общественного объединения “Союз защиты потребителей и предпринимателей” Виктор СЫЗ­ДЫКОВ, Министерство по инвестициям и развитию разработало поправки в законодательство по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, которые, как ожидается, в июне поступят на рассмотрение в мажилис. За­ко­нопроект обещает коренным образом изменить систему управления много­квартирными жилыми домами. Предусматривается, что управлять ими будут исключительно собственники квартир, объединившиеся в некоммерческие организации. Эта реформа может свести на нет все частные управляющие компании, которые сегодня так распространены в Астане. По словам Виктора Сыздыкова, всячески противится данной поправке НПП “Атамекен”.
- Я являюсь членом рабочей группы по разработке законопроекта по вопросам ЖКХ. У меня есть письменный ответ “Атамекена”, в котором они говорят, что представляют интересы застройщиков и малого и среднего бизнеса, поэтому будут биться за сохранение управляющих компаний! - говорит Сыздыков.
Проблемы с лифтовым хозяйством, утверждает он, возникают именно из-за неправильно выстроенной системы управления много­квартирными домами:
- Аффилированные с застройщиком и акиматом управляющие компании не заинтересованы в качественном управлении жилыми комплексами. Они являются частными коммерческими структурами, и потому все поступающие от жителей деньги никогда не будут полностью направлены на улучшение содержания дома.
Жильцы многоквартирных домов, отмечает он, не имеют права требовать у управляющих компаний финансового отчета, чтобы проверить, на что расходуются их деньги. Существенным изъяном в системе взаимоотношений владельцев квартир, лифтовых и управляющих компаний является также то, что лифтовики заключают с жильцами индивидуальные договоры и ежемесячно взимают фиксированную плату вне зависимости от того, работали подъемники или нет. По мнению Виктора Сыздыкова, если будут приняты вышеназванные поправки в законопроект о ЖКХ, у собственников квартир наконец-то появятся рычаги воздействия на лифтовые компании. Люди будут сами создавать и регистрировать юридическое лицо - некоммерческую организацию, которая будет нанимать сервисные, лифтовые компании и платить им по фактически выполненному объему работ.
Большой ошибкой государства Сыздыков называет отмену лицензирования лифтовых фирм.
- Функции контроля жилого фонда, который, как говорил глава государства, является национальным богатством республики, распределены неправильно! Почему в случае поломки лифта нанимают частные конторы для проведения экспертизы? Об этом должно позаботиться управление жилищной инспекции, при котором должны быть специалисты, могущие провести экспертизу. Раз жилой фонд является национальным богатством, почему же государство не заботится о нем? - вопрошает Сыздыков.
Общественник отмечает, что, например, в Семее, Алматы, Караганде, Кокшетау ситуация с лифтами не так накалена, как в столице. Но именно в Астане количество управляющих жилкомхозовских компаний достигло критической отметки. Изменится ли как-то эта ситуация, мы узнаем, возможно, уже этим летом в ходе рассмотрения в парламенте законопроекта по вопросам ЖКХ.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото Романа ЕГОРОВА, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Астана

Поделиться
Класснуть