2704

Сирийский излом

     О судьбе 47 эвакуированных из Сирии казах­станцев, о деталях гуманитарной операции “Жусан” (в переводе “горькая полынь”), проведенной 6 января нашими спецслужбами, рассказали в минувший четверг на совместном брифинге МИД и КНБ.
Как уже сообщалось, всего из Сирии было вывезено в рамках указанной операции шестеро мужчин, 11 женщин и 30 детей, у большинства из которых отцы погибли. Один из спасенных детей остался пока и без матери, которая все еще находится в Сирии.
- Причем некоторые из возвращенных детей родились в Сирии. Вопрос их документирования будет решаться Министерством иностранных дел и акиматами. Эта процедура утверждена нашим законодательством, и никаких вопросов и проблем с этим нет, - сообщил начальник департамента Комитета нацбезопасности Бахытбек РАХЫМБЕРДИЕВ.
Возвращенные соотечественники являются жителями Астаны, Алматы, а также Алматинской, Атырауской, Западно-Казахстанской, Карагандинской и Мангистауской областей. Все они попали в Сирию в период с 2012 по 2015 год. После, по данным КНБ, выездов казахстанцев в горячие точки практически не было.
Сейчас в отношении всех шести эвакуированных мужчин, а также одной женщины ведется уголовное расследование по статье “участие в деятельности террористических организаций”. Окончательную точку в их судьбе поставит суд.
Отвечая на вопрос СМИ, будет ли применена к возвращенцам чрезвычайная мера в виде лишения гражданства, спикер сказал, что сейчас это прорабатывается только в отношении ряда лиц, до сих пор пребывающих в зонах конфликта.
- По тем, которые возвращены, совсем другая ситуация. Они добровольно изъявили желание вернуться. Те, кто будет признан виновным, понесут наказание здесь, в Казахстане. В отношении тех, кто невиновен, а их большинство, вопроса о лишении их гражданства нет, и такой целесооб­разности не усматривается, - отметил представитель КНБ.
По его словам, в зонах боевых действий - Сирии, Ираке и Афганистане - все еще остаются около 380 взрослых соотечественников и около 500 казахстанских детей.
- Они выезжали туда и убеждались, что на самом деле ситуация совсем не такая, что никакой справедливости там и в помине нет. Там мусульмане воюют с мусульманами, одна группировка с другой, - рассказал Рахымбердиев. - После того как они (казахстанцы и другие граждане. - Т. Г.) попадают туда, выйти практически невозможно. За это карают вплоть до смертной казни. Есть данные, что несколько наших граждан были казнены за попытку бегства.
Экстремисты часто вербуют наемников через социальные сети.
- То есть вербовщику необязательно находиться в Казахстане. - говорит Бахытбек Рахымбердиев. - Чтобы наемнику выехать за границу, никаких посредников в Казахстане не нужно, можно просто взять билет и выехать в любую страну. В Сирию, конечно, просто так не доберешься, но можно через Египет, Турцию и другие страны. Суммы на выезд не такие уж и большие, а когда они (завербованные наемники. - Т. Г.) приезжают туда, террористы берут их на полное обеспечение.
- Но здесь больше речь идет не об оплате. Им обещают райскую жизнь, коттеджи, но более всего превалирует идеология, - подчеркнул спикер из КНБ.
Тем не менее вербовщики разворачивают свою деятельность и на территории Казахстана. В прошлом году КНБ вместе с Пограничной службой и МВД при попытке въезда в страну или уже в республике выявили и депортировали 58 иностранных граждан, которые имели причастность к радикальным течениям.
На брифинге выступила жительница города Сатпаева Карагандинской области Ботагоз МАХАТОВА - мать одного из погибших в Сирии казахстанцев.
- Два года назад он погиб, я не знаю, при каких обстоятельствах. Его жена прислала видео, как его хоронят. Тело его, конечно, вывезти не было никакой возможности, боевые действия везде. Там сейчас находятся моя сноха и двое внуков. У нас есть чат по Казахстану из 120 матерей-заявителей, из них десять мам, чьи дети приехали на данный момент домой. Мы со снохой общаемся по WhatsApp. Она сказала, что они оттуда (из опасной зоны. - Т. Г.) выбрались, но до места назначения еще не дошли, так как идут боевые действия. Они идут пешком, не знают, как бежать, там везде заминированные поля, - поведала женщина.
Махатова отметила, что ее сын попал в Сирию из-за малых религиозных знаний и неверных толкований.
- Я не знала, что мой сын едет туда. В 2012 году он учился в колледже на третьем курсе, просто попросил читать намаз. Мы изначально были против, сказали: “Возраст не тот, чтобы ты читал, сначала окончи школу, колледж, в армию сходи”. Но в итоге мы разрешили. Может, это была наша ошибка... Я его контролировала и не видела его негатива в какую-то сторону. В один день он поехал с другом в Алматы за товаром (работал в магазине) и оттуда не вернулся. По Skype сказал, что едет учиться в Египет, в итоге через полгода оказался в Сирии. Всегда, когда вспоминаю, плачу... Он говорил мне: “Мама, ты меня прости, я не знал, что так случится”, - рассказала женщина.
Причем ее сын женился в Сирии на казахстанке, которая родила ему троих детей.
- Дети тут ни при чем. Дети пошли с родителями. Я наде­юсь, никто не будет возражать, чтобы они вернулись на родину, потому что они все граждане Казах­стана. Они все поняли, что попали туда, куда не надо, заблудились в этой жизни, - заключила женщина.
Напомним, 9 января Нурсултан НАЗАРБАЕВ сделал заявление об эвакуации 47 казахстанцев, находившихся в заложниках у сирийских боевиков.

Тогжан ГАНИ, фото с интернет-ресурсов, Астана

Поделиться
Класснуть