8664

Из грязи ли - в князи?

В коридорах казахстанской власти в центре и на местах в эти дни наблюдается активное броуновское движение - на днях вступил в силу новый Закон “О государственной службе”, и в связи с этим началась реформа госуправления. Все большие и маленькие начальники получили в довесок к должностям приставку “и.о.” и, того и гляди, могут лишиться должности. Между тем некоторые всерьез утверждают: возвращаются чуть ли не ленинские времена - к управлению страной и регионами могут прийти и кухарка, и дворник - было бы желание! Так ли это на самом деле? Какой будет чиновничья элита и каких результатов ждет от нее государство? Об этом в эксклюзивном интервью газете “Время” рассказал председатель Агентства по делам госслужбы Алихан БАЙМЕНОВ (на снимке).

- Алихан Мухамедьевич, неужто на госслужбу теперь может устроиться любой желающий?
- Если говорить серьезно и по существу, то мы хотим завлечь на государственную службу успешных менеджеров из квазигосударственного и частного секторов, включая НПО, за исключением субъектов малого предпринимательства. Вступивший в силу закон направлен в первую очередь на усиление принципов меритократии, то есть на карьерное продвижение наиболее способных госслужащих, создание так называемого управленческого корпуса “А”. От них требуется не просто знание законов и обладание навыками по оформлению документов, что входит в обязанности большинства госслужащих, но и умение разрабатывать и претворять в жизнь стратегические документы, умение анализировать информацию и принимать управленческие решения. На центральном уровне это, образно говоря, ключевые менеджеры среднего звена. На региональном уровне - акимы городов и районов, за исключением акимов областных центров, а также все члены ревизионных комиссий.
Поэтому документы могут подавать все те, кто соответствует определенным требованиям по стажу работы, в том числе на руководящих должностях, а также по образованию. Все подробности на сайте нашего госагентства.

- Получается, действовавшую до сих пор систему разделения госслужащих на политических и административных пересмотрели, при этом состав административных госчиновников поделили на два корпуса - “А” и “Б”. Скажите, кто такие “бэшники”?
- Подавляющее большинство госслужащих - это корпус “Б”. Из 91 тысячи должностей госаппарата порядка 400 - политические (руководители высшего звена, в том числе акимы областей, Астаны и Алматы, которых назначает непосредственно президент страны), около 550 - корпус “А”, все остальные - корпус “Б”.

- Все чиновники, занимающие должности корпуса “А”, сейчас временно исполняющие обязанности. Как они могут подтвердить свою компетентность, доказать, что не зря протирают свои штаны и юбки в больших креслах?
- С 26 марта все, кто занимает посты, согласно утвержденному перечню должностей корпуса “А”, заключили с лицами, имеющими право их назначения, договоры. Теперь они могут, пройдя через строгий отбор, попасть в кадровый резерв - и тогда их переназначат на занимаемые ими должности либо, если найдутся более достойные, им придется покинуть свои кресла. Резерв корпуса “А” должен быть сформирован в течение полугода. Этим займется нацкомиссия во главе с руководителем администрации президента. 2 апреля комиссия провела первое заседание по организационным вопросам, а 3 апреля уже объявила первый набор “резервистов”. Теперь в течение месяца будут приниматься документы от кандидатов. Причем у каждого претендента должна быть соответствующая рекомендация.

- Как будет идти сам отбор?
- Первый этап - тестирование: на знание законодательства, компетентностный тест, который оценивает личностные качества человека - этичность, коммуникабельность, нацеленность на конкуренцию, эффективное выполнение своих задач, а также есть тесты на знание госязыка и логику. В случае успешной сдачи тестов кандидат проходит во второй тур - собеседование с членами нацкомиссии, которая и будет принимать окончательное решение о годности претендента на работу в корпусе “А”.

- А есть ли возрастной ценз? Не так давно акимом одного из столичных районов был назначен 26-летний сын сенатора Сергея КУЛАГИНА Павел КУЛАГИН...
- Когда этого гражданина назначали на пост акима района Астаны, данная должность была еще политической, поэтому к нему не предъявлялись квалификационные требования. Но по новым правилам он может быть вновь назначен на свою должность, только если будет соответствовать специальным квалификационным требованиям.

- Заместитель руководителя администрации президента Габидолла АБДРАХИМОВ не так давно заявил, что зарплата госслужащих корпуса “А” будет очень высокой, чтобы удержать ценные кадры от желания уйти в частный сектор. Что - даже выше, чем у министров? Нет опасений, что в таком случае министры захотят в корпус “А”?
- Насколько я знаю, он говорил не об “очень высокой” зарплате, а о “достаточно высокой” для того, чтобы конкурировать с частным сектором. Но, конечно, не с топ-менеджерами частных компаний, зарплата которых может исчисляться миллионами тенге ежемесячно! Полагаю, что зарплата в корпусе “А” должна быть достаточной, чтобы чиновник мог арендовать квартиру на новом месте - не будет же государство везде, куда его направит, предоставлять ему жилплощадь. Чтобы он мог сосредоточиться на основной деятельности, чтобы снизить искушение нарушать законы.
Однако ценность госслужбы определяется не только зарплатой, но еще и стабильностью. Поэтому с теми, кто будет назначен на должности корпуса “А”, будет заключаться договор на четыре года с четким указанием условий его расторжения. То есть, к примеру, аким области не сможет просто так завтра взять и уволить своего подчиненного. Кстати, последнее обстоятельство характерно для политических госслужащих: каждый из них должен быть готов уйти с должности в любой момент. Потому что их назначение базируется только на доверии, это международная практика.

- Не могли бы все-таки назвать конкретные цифры: какая зарплата будет у “ашников”?
- Достойная. Кроме того, пре­дусматривается, что правительство будет вправе устанавливать дополнительные коэффициенты с учетом того, каких результатов достигает вся госслужба в целом. Если казна наполняется, экономика растет - правительство сможет повышать зарплату. Если нет - откуда эти деньги возьмутся? А в будущем, мы полагаем, для служащего корпуса “А” должна заработать бонус­ная система: если он обеспечил успешную работу возглавляемого им ведомства, структурного под­разделения, города, района и по системе оценки деятельности гос­органов, которая утверждена главой государства в 2010 году, обеспечил хорошие показатели, тогда ему должны быть начислены бонусы. Но эта система оплаты сейчас еще находится на стадии обсуждения.

- Ну а существующие базовые оклады можете назвать?
- Министр сейчас получает, я думаю, в зависимости от стажа 600-750 тысяч тенге, ответственный секретарь примерно процентов на 10-15 меньше. Эти пропорции пока сохраняются.
А в продолжение ответа на предыдущий вопрос я хочу отметить, что для госслужащих корпуса “А” мы предусматриваем создание специальных программ обучения. Если же он будет срывать выполнение поставленных задач, не обеспечивать выполнение планов, тогда вопрос о расторжении с ним договора будет ставиться на рассмот­рение нацкомиссии. Но для этого должно быть веское обоснование.

- Осенью 2012 года вы говорили, что вскоре начальствующее звено будет должностью отвечать за коррупционные проступки подчиненных. Эта норма предусмотрена в новом законе?
- Подача в отставку и увольнение - это разные события. Подача в отставку, по сути, означает постановку вопроса о персональном доверии к себе. Отставка может быть принята либо нет. Эта норма касается только политических госслужащих.

- А почему все-таки на законодательном уровне в реестре должностей решили упразднить слово “бастык”? Неужели от такого нововведения начальники станут лучше работать?
- Это обстоятельство, конечно же, не имеет непосредственного отношения к содержательной части самих реформ, хотя вы знаете - “в начале было слово”… И оно влияет на ментальность! Некоторые чиновники начинают ощущать себя бастыками населения! Слово “бастык” в казахском языке появилось, наверное, в период Российской империи для перевода слова “начальник”. До этого у нас были слова “басшы”, “жетекши”, “серке” и так далее. “Бастык” стало нарицательным, где-то даже ругательным словом. Некоторые чиновники, особенно в регионах, привыкли считать себя выше других, забывая об уважении к старшим, женщинам, детям и так далее… Когда мы провели пробные тесты для ряда госслужащих районного звена, самые низкие показатели получили в категориях по коммуникабельности и умению прислушиваться к мнению населения. С учетом всего этого мы и решили отказаться от термина “бастык”, заменив его словами “басшы” и “жетекши”.

Нурзат КАРИМ, фото автора, Астана

Поделиться
Класснуть