35696

Разговор с информированным оптимистом

Ермухамет ЕРТЫСБАЕВ:
Пресса - более мощное оружие, чем КНБ, финпол и МВД, вместе взятые

- Вы встретили Новый год “в ударе”. Многие смотрели телевизионный концерт, на котором вы исполнили All My Loving из репертуара The Beatles (для тех, кто не успел, даем ссылку http://youtube.com). Могут ли все казахстанцы с таким же оптимизмом ждать улучшений от наступившего года? Что нас ждет? Снова угрозы и вызовы или политическое потепление и экономические успехи?
- Я законченный оптимист. Может быть, оттого, что еще не так много знаю. У меня есть приятель в правительстве - пессимист, каких свет не видывал. Знаете почему? Он очень хорошо информирован. Ждать улучшений или милости от природы - это последнее дело. Надо твердо самому решить и понять, что никто за тебя не улучшит твою жизнь и жизнь твоей семьи. То, что мы смогли за неполных 15 лет увеличить ВВП на душу населения с 600 долларов до 12 тысяч долларов в год, - плод напряженной работы многонационального казахстанского народа, сотен тысяч рабочих, металлургов, шахтеров, нефтяников, сотен тысяч предпринимателей. Работать надо, а не ждать со страхом угрозы и вызовы.

- Обратимся “к вопросу о диалектике”. Наверное, не только мы с вами, но и все те, кто не прогуливал лекции университетского курса философии, на прошлой неделе с радостью обнаружили: у нас помимо пресловутого чиновничьего круговорота еще и история движется по спирали. К примеру, Министерство экономики и бюджетного планирования в реорганизованном правительстве мы уже проходили. Кстати, это не первая “новая” структура правительства, которую мы с вами обсуждаем, и в каждом случае вы говорите: “Это мудро”. Какими аргументами докажете дальновидность очередной реорганизации?
- Ну… вам, журналистам, можно иронизировать. Это неотъемлемая часть вашей работы, закрепленная, кстати, Конституцией. Но, согласитесь, что реформа - это перманентный процесс, и она как система мер по изменению производственных отношений и институциональной структуры экономики, поиск оптимальной модели правительства продолжается. Думаю, что надвигающаяся вторая волна мирового кризиса может внести дополнительные коррективы.
Еще одно важное обстоятельство. В самом начале становления суверенного Казахстана приходилось разрубать старые неэффективные структуры и начинать строить новые. Как отметил наш президент, Казахстан в целом выполнил программу “Стратегия-2030”. Да, в основном каркас построен, но теперь крайне важно отстроить государственные институты в режиме наибольшей эффективности, сонаправить разрозненные векторы функционирования. Создание Министерства регионального развития - первый существенный шаг в этом направлении.
Неравномерность развития регионов страны, нарастающие диспропорции развития городов и аулов давно являлись предметом заботы правительства. Однако ни регулярные селекторные совещания с участием премьера, ни бесконечные его поездки по республике не позволяли системно отстроить работу с регионами. Функции развития регионов были распылены по нескольким ведомствам. В частности, Минсельхоз занимался развитием сельских территорий, Министерство экономики и торговли - вообще региональным развитием. При этом какие-то функции дублировались, а какие-то вообще выпадали.
Сейчас под крышей Минрегионразвития объединили базисные функции существования и развития регионов - землю, бизнес, инфраструктуру, жилье. Необходимо отметить то, что если ранее эти функции выполнялись автономными агентствами, то теперь деятельность этих структур станет более скоординированной, поскольку в Минрегионразвития они войдут в статусе комитетов. Кроме того, руководство этим вновь созданным министерством возложено на первого вице-премьера! Это подчеркивает приоритет деятельности правительства на ближайший период.
Сказанное вовсе не значит, что только вновь созданное министерство будет заниматься вопросами регионального развития. “Регионы”, “региональная политика”, “межрегиональное сотрудничество”, “регионализация” - все это большая политика. А политическим менеджментом у нас занимается администрация президента. Правительство - власть исполнительная и занимается экономическим менеджментом. Проблема эта тесно связана с развитием местного само-управления, эффективной работой акиматов и предпринимательского класса.

- А как вы объясните логику кадровых перемен? Я, кстати, не сторонник сетований на “перетасовку старой колоды” - ведь новых и проверенных в боях брать неоткуда, а те, что в обойме, постоянно расширяют кругозор государственного управления познаниями внутренней кухни министерств, ведомств, регионов…
- Да вы, собственно, сами и ответили на свой же вопрос. Назначают, как вы точно подметили, “проверенных в боях”. То есть старые надежные кадры.

- Например, Марат ТАЖИН, назначенный государственным секретарем…
- Да, конечно. Я его знаю уже двадцать лет и считаю профессионалом международного уровня. Думаю, что он серьезно займется политической реорганизацией. Если мы хотим войти в тридцатку самых развитых стран мира, то не надо ждать 2050 года. Эту работу можно и нужно начать в 2013 году.
Развитые страны - это не только экономика, но и демократические политические системы. Нам надо основательно поработать над внутренним устройством власти, характером, принципом и порядком функционирования, механизмами и технологией по всей вертикали сверху донизу. За 20 лет президент Назарбаев создал в целом сильное и эффективное государство, но накопились проблемы равновесия власти, их субординации, функций, властных полномочий. Нужно привести деятельность госорганов в соответствие с Конституцией и всем действующим законодательством. Мы не сможем выполнить программу “Казахстан-2050”, если не дадим мощный импульс развитию всего общества, а для этого необходимо в кратчайшие сроки полностью преодолеть административно-бюрократическую систему управления, доставшуюся нам в наследство от бывшего Союза. Эта система порождает отчуждение человека от политики, экономики, масштабную коррупцию и тормозит становление гражданского общества. А сколько еще явных и скрытых угроз, связанных с религиозным и политическим экстремизмом, различными формами терроризма, наркоторговли, преступности!

- Тем не менее краткосрочное пребывание вторым человеком в “Нур Отане” Бахытжана САГИНТАЕВА, возглавившего ныне Минрегионразвития и получившего статус первого вице-премьера, дало повод ряду экспертов говорить о президентской партии как о некоем “складе временного хранения”…
- Честно говоря, я не придаю особого значения тому, кто будет первым заместителем председателя партии. Хотя бы потому, что партия “Нур Отан” - единственная партия в стране, где действует реальное коллегиальное обсуждение всех значимых вопросов. Лидер партии, представляя нового первого заместителя, подчеркнул, что Бауржан БАЙБЕК четыре года работал заместителем руководителя администрации президента, хорошо знает все регионы, все местные кадры, в том числе партийные. Он молод, энергичен, хорошо вникает в молодежные проблемы. А казахстанская молодежь - продвинутая, образованная, дееспособная. Приток молодежи необходим. Партия и так доминирует в центре и на местах, а через призму “Казахстан-2050” необходимо, чтобы партия доминировала, по крайней мере, до середины века. Это важное и необходимое условие выполнения новой президентской программы.

- Сменилось руководство Министерства культуры и информации, в которое вернулся Мухтар КУЛ-МУХАММЕД. Связано ли это с известными событиями, которые произошли в прошедшем году в сфере негосударственных СМИ, - закрытие т.н. аблязовского холдинга, проблемы сайта Гульжан ЕРГАЛИЕВОЙ и т.д.? Вы, конечно же, скажете, что на судебную власть в стране никто не влияет. Но все же как бывший министр и бессменный советник главы государства по политическим вопросам можете предположить, что в отношении наших коллег будет проводиться более лояльная политика?
- До тех пор пока журналисты будут задавать такие вопросы, у нас пресса будет зависимой. ХХI век - это век информационного общества.
Если мы возьмем 30 самых развитых стран, то любой школьник скажет вам: в этих странах никогда не закрывают газеты. Судебных исков тысячи, их штрафуют, когда суды устанавливают факты клеветы и оскорблений, вторжения в личную жизнь, но газеты выходят. Много и желтой прессы, у которой свои жанры. Конечно, неприятно, когда тебя подвергают жесткой и нелицеприятной критике, но свободная пресса - важнейшая составная часть развитого общества и государства. Подлинно свободная пресса гораздо более мощное оружие в борьбе против коррупции, чем КНБ, финпол и МВД, вместе взятые.
Я убежденный сторонник освобождения журналистов от уголовного преследования. У нас же прак­тически полностью отсутствует журналистское расследование как таковое. Даже в Советском Союзе этот жанр был на голову выше, чем у нас, в современном Казахстане. Во взаимоотношениях власти и прессы мы должны переходить к практике 30 развитых стран уже сейчас. Извините за пафос, но в исполнении президентской программы “Казахстан-2050” сорокатысячный отряд казахстанских журналистов должен идти в авангарде. А задача власти - создать для этого все необходимые условия.
Что касается так называемого аблязовского медиахолдинга, то здесь нужна четкая дифференциация. Аблязов - государственный преступник и финансовый мошенник. Это признано британским правосудием, если вы не доверяете казахстанскому. КОЗЛОВ (Владимир, осужденный лидер ликвидированной партии “Алга!”. - П.К.) конкретно выполнял преступные инструкции Аблязова по дестабилизации ситуации в Жанаозене. Это неопровержимо доказано в суде.
Но, как говорится, Козлов с Мухой отдельно, а газеты - отдельно. Казахстан по Конституции - демократическое государство, а стержнем демократии был и остается плюрализм. Есть протестный электорат, который желает черпать информацию из этих газет. В конце концов, официально протестного электората у нас едва ли 5 процентов (95 процентов, как известно, проголосовали за Назарбаева). Если газета открыто занимается экстремизмом, нарушает статью 5 Конституции, призывает к свержению существующего строя, то власть (судебная) вправе закрыть эту газету. Но только на основе убедительных доказательств! В этом плане решение суда по газете “Взгляд”, мягко говоря, вызывает вопросы. Ну, сами посудите. Судебное решение состоит из двух пунктов: “1) газету “Взгляд” закрыть; 2) никакого экстремизма нет” (???!!!). Неужели нельзя было привлечь Институт судебной экспертизы при Минюсте, лингвистов, в том числе и международных экспертов, и убедительно доказать, что в этих статьях присутствует политический экстремизм, а в этом материале есть призывы к свержению существующего строя?!
Нападки на Ергалиеву мне вообще непонятны. Да, в ее сайте guljan.org были не подкрепленные точными фактами нападки на высокопоставленных чиновников - и суд наложил штраф. Я слышал, что решение суда она исполнила. В чем проблема? Санитары в лесу нужны, иначе весь лес заполнится зловонием и смрадом. Убежден, что сайт возобновит свою работу и будет таким же популярным.

- В нашем разговоре не раз упоминалась принятая стратегия развития Казахстана до 2050 года. Что для вас главное в этом документе? Насколько своевременно утверждение, что “Стратегия-2030” выполнена досрочно, если судить о положении дел не только в столицах, но и в глубинке?
- Если быть строго пунктуальным, то глава государства не говорил, что “Стратегия-2030” выполнена в полном объеме и досрочно. Главную задачу этой стратегии - достичь уровня современной Австралии - мы еще не выполнили. Реально мы можем этот главный показатель выполнить именно к 2030 году. Но время неуклонно вносит существенные коррективы и в стратегию, и в новый политический курс государства. Нужны ясное понимание и видение, четкая программа действий, устойчивое и долгосрочное развитие страны до середины нынешнего столетия. Ни одна страна в мире и ни один глава государства сейчас не имеют такой программы, которая есть у нас.
Что для меня главное в этом документе? Окончательный выбор, который сделал Нурсултан Назарбаев (а по Конституции именно глава государства определяет внешнюю и внутреннюю политику). Повторю, окончательный цивилизационный выбор. Находясь между Россией, Китаем и странами Центрально-Азиатского региона, Казахстан будет форсированно двигаться в сторону Запада. Если взять тридцатку самых развитых стран мира, то это Северная Америка, Западная Европа плюс Япония, Южная Корея, Австралия и Новая Зеландия. Запад для меня - это не географическое понятие. Запад - это вера в собственные силы, убежденность в постигаемости мира, уверенность в достижении любых рационально поставленных целей, в господстве разума над иррациональной стихией, спонтанная внутренняя коллективная солидарность, способность без мучений обеспечить коллективное творчество, безукоризненная общая память. Без внедрения всех этих ценностей, без формирования новой политической культуры, нового, если хотите, социума невозможно будет выполнить грандиозную задачу президента Назарбаева.
В чем секрет феномена Кемаля АТАТЮРКА? В том, что он максимально вестернизировал в свое время Турцию и сблизился с Западом. Турция для меня гораздо более западная страна, чем та же Греция. Южная Корея по западным ценностям значительно опережает Испанию или Португалию. Запад - это прежде всего менталитет, основанный на рационализме, индивидуализме, предприимчивости. Запад - это единое политическое кредо - частная собственность и частное предпринимательство, общее юридическое основание - равенство всех перед законом, общие этические представления. Около 700 миллионов человек считают себя принадлежащими к западной цивилизации. Английский язык скрепил эту общность, а поскольку западные ценности охватили весь мир, то английский язык стал языком межнационального общения во всем мире. И потому президент Назарбаев неустанно напоминает молодежи о необходимости изучения английского. Понятен в этом контексте и переход на латиницу.

- Вы серьезно верите, что стратегия “Казахстан-2050” выполнима?
- Никакая стратегия и никакое правительство не в состоянии сделать то, что должны сделать сами люди. Все богатства, высокий уровень жизни современных индустриально развитых стран - это итог многолетнего упорного труда нескольких поколений людей. Нурсултан Назарбаев предоставил конкретную программу действий и мощный ценностный ориентир для нынешнего и грядущего поколений. Устойчивое развитие, о котором подробно говорил президент в послании народу, предполагает наличие плана. Наивен тот, кто противопоставляет рынок и план. Экономический успех Японии и Южной Кореи основан на долгосрочном планировании. Оно осуществляется транснациональными компаниями и специальными государственными органами. Можно сказать, что “Казахстан-2050” базируется на такой же методологии. Но мы не копируем зарубежные модели. Это наша - казахстанская - модель.

Пётр КАРАВАЕВ, Астана

Поделиться
Класснуть