3793

Почему дорожает солярка

Стоимость дизельного топлива в Казахстане повышается по объективным причинам

Казахстанские СМИ бьют тревогу по поводу повышения стоимости солярки на внутреннем рынке и отрицательного влияния этого на экономику аграриев. Что же происходит на самом деле?
Ежегодно Минэнерго совместно с Минсельхозом формируют графики поставок дизтоплива для нужд сельхозпроизводителей в период проведения посевных и уборочных работ. Годовой объем потребности в дизеле, предоставляемый регионами, составляет около 750 тыс. тонн.
Для обеспечения нужд аграриев фиксируется стоимость ГСМ на период проведения как посевных, так и уборочных работ. Так, в марте-мае 2018 года солярка им реализовывалась по цене 129-133 тенге за литр (без учета стоимости транспортировки до региона потребления). Хотя рыночная стоимость дизеля на НПЗ весной составляла 149-154 тг./л. То есть скидка для фермеров в период посевной была около 15 процентов от рыночных цен.
Надо отметить, что задачу по обеспечению наших фермеров удешевленным дизтопливом помимо АО “НК “КазМунайГаз” решают и частные компании. При этом формирование стоимости перерабатываемого сырья и стоимость услуг по переработке нефти на НПЗ имеют строгую фиксацию и регулируются законами рынка, а не существующими социальными факторами: частник не получает скидку на нефть.
Далее. На период проведения уборочных работ стоимость ДТ сформировалась на уровне 146-147 тенге за литр, тогда как рыночная цена - 170 тг./л. То есть скидка для крестьян на уровне 15 процентов от рынка сохранилась.
Чем же все-таки обусловлен текущий рост цен на дизтопливо на отечественном рынке ГСМ? Во-первых, с августа 2018 года выросла стоимость услуг по переработке нефти на наших НПЗ. Например, на Атырауском НПЗ - с 31 400 до 37 400 тенге за тонну, а на ПКОП - с 16 300 до 22 500 тенге за тонну.
Во-вторых, с июня 2018-го повысились ставки акциза на ДТ - с 540 до 9300 тенге за тонну. То есть если раньше акциз составлял 40 тиын с каждого литра солярки, то сейчас - 7,5 тенге. Третий фактор - сезонность. Больше спрос - выше цена, что характерно для весенне-осенних кампаний. Четвертое - это рост мировых котировок на нефть и нефтепродукты, что, в свою очередь, существенно влияет на рост цен в России и, как следствие, ведет к удорожанию дизтоплива, ввозимого оттуда в Казахстан.
Сейчас, кстати, недропользователи осуществляют поставку нефти для переработки на казахстанские НПЗ по ценам существенно ниже рыночных. Но для сохранения экономики переработки нефти, насыщения нашего рынка нефтепродуктами, обеспечения притока инвестиций в процессы разведки, бурения и добычи нефти необходимо, конечно, соблюдение рыночных паритетов.
К слову, отечественная нефтяная отрасль на протяжении многих лет выступала локомотивом экономики Казахстана и обеспечивала львиную долю доходов бюджета страны. Между тем в течение последних лет мировой рынок нефти претерпел сильнейшие изменения, и сегодня это не “курица, которая несет золотые яйца”. Нефтяники вынуждены приостанавливать инвестпрограммы, направленные на разведку новых месторождений, бурение новых скважин и геологоразведку. А для сохранения эффективности добычи нефти требуется увеличение объемов экспорта нефти и снижение поставок на внутренний рынок.
Неоднозначную реакцию вызывает и вопрос дотирования сельхозпроизводителей. Ситуация следующая: нефтяники предоставляют скидку на дизель, но до аграриев она почему-то не доходит. Соответственно, вопрос должен возникать уже не к нефтяным компаниям, а к региональным операторам, получающим льготную солярку в полном объеме.
Как показывает мировая практика, развитие сельского хозяйства требует больших инвестиций, и это, скорее, жизненная, необходимость, нежели источник большого дохода. К примеру, до 2011 года на российском рынке так же, как и в РК, существовала практика распределения льготного дизеля для аграриев. Но в итоге правительство РФ вынуждено было отказаться от этого. Причина - недобросовестность большинства посреднических структур. Сейчас там успешно реализовывается модель возмещения расходов крестьян на приобретенную по рыночным ценам солярку. Возможно, и нашим есть смысл изучить вопросы пере­распределения доходов нефтяных компаний в развитие сельского хозяйства. Но не путем предоставления прямых льгот - от нефтяника крестьянину, а через госмеханизм предоставления субсидий.

Ергали НУРГАЛИЕВ, Астана

Поделиться
Класснуть