9029

Чтоб мы так жили!

Чтоб мы так жили!Художник Есенгали САДЫРБАЕВ (на снимке) вынужден ютиться на окраине города в самодельном шалаше из одеял. Он чистит зубы и пишет картины под открытым небом. Он жалуется?
Нет, он счастлив. Он же художник-реалист.

Реально все в этом мире бушующем. Есенгали, не смущаясь, показывает нам свое жилище - три квадратных метра с постелью, компьютером и телевизором. С одной стороны хибарки стоит умывальник, с другой - мольберт и холсты.

- Мне не привыкать, - говорит живописец. - Я ведь очень много путешествовал с археологами, так что к походным условиям всегда готов.

Садырбаев пишет ту самую живопись, которую искусствоведы ругают за безыскусность, прагматизм и конъюнктурщину. Вот кони скачут, вот женщины прядут, вот в юртах живут. Кони с всадниками скачут в прошлое - основную массу работ Есенгали составляют полотна на исторические темы. Красок Есенгали не жалеет, холсты получаются нарядными, и все его картины можно объединить слоганом “Чтоб мы так жили!” А мы, как утверждает мастер, действительно жили так. Никто не попрекнет автора в исторической недостоверности, поскольку каждая, самая мелкая деталь соответствует как духу, так и букве времени. Это не просто слова - у Есенгали есть ученый-консультант.
Чтоб мы так жили!Правда легко не дается. Картину “Ритуальные обряды казахского Алтая” размером два на три метра Есенгали писал два года. Заработал за это время три межпозвонковые грыжи.

- Холст огромный, мастерская низкая. Очень неудобно работать, - рассказывает художник. - Сидел на стуле, не разгибаясь. Отказали ноги. Хотели меня на операцию положить, но потом нашелся один китаец, он меня за десять сеансов на ноги поднял. Сделал повторную томографию - нет грыж.

Эта работа вошла в Книгу рекордов Казахстана как самое многофигурное полотно. На холсте изображено 300 человек, и это только те, у кого можно различить лица необщее выражение.
А вот сюжеты картин на основе современности обезличены и представляют собой пейзажи без человеческого наполнителя. Озера, реки, долины, горы... Любите природу. Картины Есенгали очень хорошо покупают. И дарят сильным мира сего.

- Есенгали, вас не упрекают в том, что вы потакаете вкусам ничего не понимающих в искусстве обывателей?

- Кто так говорит, имеет слабое гуманитарное образование. Надо смотреть на наше искусство не с точки зрения современника, а с позиции общемировой культуры. Что мы там? Капля в море. Мы только начали развиваться. Нам еще предстоит пройти эпоху реализма, мы не можем переступить через него. А когда молодые ребята, не получившие академической школы, начинают заниматься современным искусством - это просто смешно. Они делают что-то, выдающее их необразованность. Легче всего сделать то, что непонятно другим. Наложил кучу, начал орать: я великий, а меня никто не понимает. А если копнуть кучу - там дерьмо, извините за выражение. Вы научитесь сначала рисовать нормально!
Еропейские художники в XIX веке тоже постоянно писали лошадей. В Америке сто лет художники писали переселенцев, ковбоев и индейцев. К тем живописцам тоже можно предъявить претензиии, но их картины сейчас стоят миллионы.
Пройдет время, и все встанет на свои места. Так что на оголтелые нападки я не обращаю внимания. Я на верном пути. Сейчас время накопления. Потом будет все. Но на данный момент хаять реалистичных художников не стоит.
Чтоб мы так жили!

- То есть вы против contemporary art?

- Современное искусство должно быть выстраданным. Как у Кулика, который превратил себя в собаку. Он дошел до этого сам. А многие из наших просто эксплуатируют кричащие образы. Я, например, против так называемого “национального” современного искусства, где выставляют рога и копыта. Искусство должно быть одинаково понятно всем - и европейцу, и азиату, и афроамериканцу. Пришел негр - увидел и сразу понял. Без долгих объяснений.

- Но зато такое искусство рефлексирует на тему современности. А у вас просто картины с натуры.

- Многие вещи никто не делал до меня. Я первый написал картины всех древних казахстанских городов, пейзажи Северного Казахстана, картину с самым большим количеством персонажей. Кроме того, не столько важно, что ты делаешь, как то, что ты вкладываешь в свою работу. Я пишу искренне.
Я люблю свою землю, свой народ. Почему я не должен писать то, что я люблю?
Пусть люди тянутся к светлому.
Мои картины безмятежные, спокойные, они успокаивают людей. Это не мои слова, а отзывы разных людей. Я не хочу писать черные юрты, обшарпанные стены. Не люблю чернуху, я оптимист по натуре.

- А заказов вы не чураетесь?

- Заказы - это же хорошо! Если это не противоречит моему внутреннему ощущению, почему бы мне не написать по предоплате? С древности художники жили на заказах. Когда Делакруа остался без заказов, он возмущался-возмущался, а потом умер.

- Есенгали, есть вопрос, который может свести с ума любого художника. Это вопрос “И что?”, который однажды на выставке некая дама задавала всем подряд. Давайте попрактикуемся. Вот вы собираетесь отражать историю Казахстана, его природу... И что?

- Я свою жизнь построил так, что делаю то, что мне интересно, а мне за это еще и платят. Если честно, я просто тащусь от этого.

...Кстати, в шалаше Есенгали живет временно. Потому что достраивает у себя во дворе вместо старого одноэтажного домика большой особняк в двух уровнях.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы
tulegen@time.kz
Фото Владимра ЗАИКИНА
Поделиться
Класснуть