53008

Тамара АСАР: Всем нужна как воздух

После победы в конкурсе “Екi жұлдыз” Тамару АСАР стали называть казахской Мирей Матье: уж очень проникновенно она исполнила песню из ее репертуара. Да и внешне они похожи: те же высокие скулы, гладкие волосы и огромная внутренняя сила маленькой женщины.

- Я не старалась, это случайно получилось! - смеется Тамара. - Причем давно, еще до этого конкурса. В 2003 году у меня была операция в Москве, побрили наголо, и когда волосы стали отрастать, то сами легли, будто стрижка сэссун. И все стали говорить: “Ты как Мирей Матье!”. Я возражала: “Не думаю, что я похожа, я тоже певица, но пою на казахском”. А потом любопытно стало, я поинтересовалась: оказывается, у нас даже рост одинаковый - 154 сантиметра!
Тамара говорит, что участвовать в проекте “Екi жұлдыз” согласилась, чтобы поддержать земляка: певец Акылбек ЖЕМЕНЕЙ остался без пары. Несколько месяцев жила в бешеном темпе: нужно было готовить конкурсные номера, шить костюмы, участвовать в многочасовых съемках - и при этом у нее продолжались гастроли и концерты. Тамара живет на два города: в Алматы у нее дом, сын, выступления, съемки, в родной Мангистауской области - родители и работа в областной филармонии. Однажды съемки “Екi жұлдыз”, проходящие в Алматы, совпали с Днями культуры Мангистауской области в Астане. Солистка областной филармонии не может пропустить такой концерт. Ее выступление в 20.00, самолет в Алматы в 21.50. С проекта позвонили: мы вас ждем. В концертном платье, без верхней одежды (при астанинском ветре и холоде) она примчалась в аэропорт… Но самолет уже вырулил на взлетную полосу! Опоздала на четыре минуты. Акылбеку пришлось выступать одному, а она долго сидела в аэропорту и плакала. “Я так не люблю кого-то подводить”, - признается Тамара.
В 22 года она выжила после страшной аварии, встала на ноги - чтобы не подводить родных.

У нее было все, что нужно для счастья, - талант, молодость и большая любовь. Тамара окончила музыкальный факультет Казахского женского педагогического института и выступала с ансамблями “Айгуль”, “Улар”, “Гульдер”. В ноябре 1998 года она поехала к родителям в Мангистаускую область. В первую же ночь ей приснился пророческий сон.
- Я знаю, что сплю в неудобной позе, но не могу проснуться и вижу во сне, будто потеряла свои испанские туфли, в которых всегда танцевала. И тогда я делаю себе туфли из дерева, сижу и вырезаю деревянные. Сделала - примерила: чуть-чуть неудобно, ну ничего, думаю, закрою юбками и смогу танцевать. Проснулась с непонятным чувством, словами не передать. В окно смотрю - первый снег идет. Так красиво. Наверное, ногу сломаю - вдруг поняла я.
В тот день, 30 ноября, Тамара с отцом и братом поехала из родного поселка в Актау. Дорога была очень скользкой. Их вынесло на обочину, и черно-белое металлическое ограждение лезвием прорезало машину… Тамара до сих пор в деталях, как документальный фильм, помнит, как все было - сознание она не теряла ни на минуту:
- Я увидела, что у меня отлетела нога. Как раз новые сапожки надела! Я ногу взяла и положила в пакет, а колени шубой закрыла, чтобы не видно было. Пакет я закинула в багажник - в “девятке” он открывается изнутри. Я вам объясню, почему это сделала. У нас воспитание такое было, что мальчик выше, чем девочка, мужчина на первом месте всегда. Моего брата я обожала. А он как раз за рулем был. Навстречу ехал большой автобус, я не хотела, чтобы люди видели, как я пострадала, и его осуждали. Когда приехала “скорая помощь”, медики искали ногу, но в багажнике посмотреть не догадались. А я им не сказала, забыла.

Она не задавала вопросы: почему это случилось со мной? за что? кто виноват? Она приняла все, как есть, и радовалась, что Бог дал ей жизнь “в кредит”. Выяснилось, что кроме потерянной левой ноги у нее переломы таза, позвоночника. Много времени пришлось провести в больницах Актау, Алматы, Москвы. Отец, потомственный костоправ, помогал дочери восстановиться.
- У казахов не положено, чтобы голое тело дочери отец трогал. И он производил все манипуляции через ткань и через руки сестры. Сестра держала руки, а отец говорил, что и как делать, - объясняет Тамара.
В Москве, чтобы чем-то себя занять, отвлечься от болезни, Тамара, находясь на лечении, поступила в Российский университет современного искусства - на отделение эстрадного пения.
- У меня никогда не было депрессии. Я скажу почему: меня любили. Я была уверена, что всем нужна как воздух, как вода. Родным, любимому. Я думала: если меня не станет, всем будет плохо. Если у меня будет плохое настроение, то и им будет грустно. Я понимала - мне нельзя их подводить. Я капитан команды. В один из трудных дней решила посмотреть, что будет, если я умру. Стала сочинять рассказ “Жизнь без меня”. Много написала, каждого представляла. Так стало страшно - я все сразу порвала.
Любовь спасла ее. Самат, с которым она дружила с 18 лет, не оставил любимую. Поженились они уже после аварии. В Актау была грандиозная свадьба, а в 2002 году родился сын Камбар.

Свое будущее она тоже увидела во сне. Ей приснился прадед Асар. Он был репрессирован и умер вдали от семьи, от родины. Тамара еще в 16 лет, когда впервые получала паспорт, хотела взять себе фамилию Асар, но не смогла собрать нужные документы. Так и осталась Жанкулова. Но после аварии поняла: если ей не позволяют поменять фамилию, она поменяет имя. И оформила документы как Тамараасар. Да-да, вот так и пишется в удостоверении ее имя - 10 букв слитно. Однажды во сне прадед Асар сказал ей: “Настанет день, и весь казахский народ будет говорить “Асар!”, и это тебе даст поддержку, ты встанешь на ноги”.
- Удивительно, но вдруг появилась партия “Асар”, и это слово действительно было у всех на устах, - с улыбкой говорит Тамара. - А я встала с коляски на протез и снова начала творчеством заниматься. И все думали, что я партийная пропагандистка. У меня к тому же была красная машина. На самом деле удостоверение на Тамараасар я получила задолго до появления партии и никакого отношения к ней не имела.
В 2005 году Тамара вернулась на сцену. Если не знать ее историю, ни за что не заметишь, что она выступает на протезе и вообще чем-то отличается от остальных людей. Хотя... такая глубина и сила в ее песнях, что понимаешь: так чувствовать может только человек, который много пережил.
Тамара сама растит сына (к сожалению, любимый муж рано ушел из жизни, в 2008 году), поступила в магистратуру АГУ и учится очно - по гранту (она уверена, что состояние ученичества позволяет дольше оставаться молодым). Признается, что не слушает новости и иногда узнает о каких-то событиях с опозданием на месяц. Она живет в своем особом мире: придумывает себе платья, в которых выходит на сцену, по ночам пишет рассказы и сказки, где главная героиня - она сама. “О своей “графомании” я никому не рассказываю, но мне так радостно сочинять, так хорошо, - раскрывает Тамара свой секрет. - Это самое главное - дружить с собой. Самоедством заниматься может любой, это легко, а самое трудное - с собой дружить”.

Ирина БАЖЕНОВА, Алматы, e-mail: bazhenova@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА

Поделиться
Класснуть