7093

Касса - на камень

Институт политических решений открыл новый дискуссион­ный сезон, и сразу с отличной темы - о состоянии и перспективах казахстанского кинопроката. Понятно, что состоя­ние стабильно тяжелое, а прогноз так себе, но дьявол, как известно, кроется в деталях.

Открывал заседание режиссер Тимур КАСЫМЖАНОВ презентацией, в которой анализировались причины слабого присутствия казахского кино в местном прокате и совершенно бездарных кассовых сборов относительно зарубежных лент. Кинемато­графист сослался на финан­сово-экономический кризис, подрыв доверия зрителей к отечественному кино им же самим, низкий профессиональный уровень картин и высокую себестоимость производства. Со стоимостью более-менее понятно - лучше снимать дешево и красиво, чем дорого и ужасно, а вот на потере эмпатии аудитории следует остановиться подробнее. Это вообще экзистенциальный кризис: с одной стороны, если совсем не снимать кино, интерес к нему не вызовешь никак. С другой - то, что снимается сейчас, лишь отваживает зрителя от местных лент. То есть мы в засаде, и снимая, и не снимая фильмы! Заколдованное место - это казахское кино.
- Никто не будет только из чувства патриотизма брать невкусный, но отечественный хлеб за ту же цену, что вкусный, но зарубежный, - метафорически подытожил Касымжанов.
Тут он не прав - конечно, будут. Просто надо вообще запретить ввозить иностранную хлебобулочную продукцию. И тогда все сожрет проклятый долгоносик!

Эстафету подхватил исполнительный директор кинотеатра “Арман” Бауржан ШУКЕНОВ, наиболее активный из всех отечественных прокатчиков. Он увидел проблему завалящего проката, во-первых, в малом количестве кинозалов (всего 200 по стране). Во-вторых, в том, что и эти залы преимущественно с пленочными проекторами. А в-третьих, много народу в кино не ходит, предпочитая телик и Интернет. В качестве противоядия Шукенов предложил расширять кинотеатральную сеть, ввести преференции для застройщиков кинотеат­ров и главное - разработать и принять специализированный закон о государственной поддержке кинематографа.
Этот закон, к слову, обсуждают уже лет двадцать. То, что его никогда не примут, совершенно очевидно - теперь это уже что-то вроде светлого коммунистического будущего или Бога, в которых верят не по факту существования, а потому что нужно во что-то верить.
Надо сказать, что все перечисленное выше по большей части относится к умозрительным инициативам, а у казахстанского кинопроката между тем есть вполне конкретные новости, датируемые 1 января 2012 года. Именно тогда вступили в силу поправки в Закон “О культуре”, призванные расширить присутствие в кинотеатрах казахского языка. С нового года все кинокартины, завозимые из-за рубежа для кинопроката, должны в обязательном порядке дублироваться на государственный язык. В свое время такие же нормативные требования подкосили кинопрокат Украины. У нас прокат не рухнул благодаря великолепному механизму реализации - закон есть, но его никто не выполняет. Сейчас все импортеры зарубежных лент де-юре преступники, а де-факто Министерство культуры и информации ничего не может им предъявить, поскольку закон в существующих условиях и не может быть выполнен. Денег на дубляж нет, и их негде взять. А самое главное - закон обязывает иметь копию на казахском языке, но в нем ничего не сказано про демонстрацию ленты на экране.

Тут как с нижним бельем - иметь надо, однако показывать необязательно.
- А зачем тогда вообще закон? - спросил в пространство модератор заседания Ерлан СМАЙЛОВ.
Вопрос риторический - еще со времени обсуждения поправок его задавали разработчикам сотни раз. Как оказалось, не все расслышали.
- Я завтра же буду отправлять запрос в правительство, почему не работает наш закон! - очень удивился депутат мажилиса Мурат АХМАДИЕВ, непосредственно принимавший участие в обсуждении поправок. - Закон хороший или плохой, хотите или не хотите, но мы его приняли! Поэтому всем желаю успехов.
Мурат-ака очень обрадовал аудиторию своим “желаю успехов”, а кроме того, раскрыл секрет потенциального повышения КПД наших депутатов. Как выяснилось, сейчас они просто не в курсе, что происходит в реальности. Надо почаще вытаскивать их на разные общественные дискуссии, и тогда представители парламентского комитета по аграрным вопросам, например, узнают, что в стране по осени негде было хранить зерно. А их коллеги из комитета по социокультурному развитию - что программа “100 школ, 100 больниц” полностью провалена. Да много им открытий чудных готовит просвещенья дух - тот же Ахмадиев сказал, что очень удивлен большому количеству молодых людей на заседании:
- Я привык о нашем кино слышать от корифеев - Асанали АШИМОВА, Сергея АЗИМОВА... Мне казалось, что только они и интересуются нашим кино! А тут столько молодых, и, я думаю, у нас будет прорыв!
Как ни печально, но, возможно, Мурат-ака прозрел ошибочно. Светлана РОМАШКИНА из компании Cinema Hotel Corporation озвучила цифры кассовых сборов местных картин в своем мультиплексе: “Девушка-ветер” собрала 97500 тенге, “Олимпиада грабителей” - 178 тысяч, а “Мой грешный ангел” - 263 тысячи тенге.
Конечно, не только Ашимов с Азимовым сделали такую феноменальную кассу, но и молодежь в этом уличить не получится.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail: tulegen@time.kz, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА

Поделиться
Класснуть

Свежее