9009

Пригласите даму танцевать

Друг говорил Дюсенгали:
- Ты не обижайся, но у вас вряд ли что получится.
И брат так говорил.
Дюсенгали слушал советы и ехал за сотни километров к любимой.
Три года ездил.
Мама Аруны ЖАКСАГУЛОВОЙ каждый раз накрывала стол для настойчивого ухажера и его друзей. После отъезда гостей тихо спрашивала дочь:
- А если кто-то из вас заболеет? Или кому-то из вас нужна будет помощь?
Аруне передавалась тревога мамы.

В их последний визит мама спросила друга Дюсенгали:
- Вы бы смогли отправить свою дочь в таком положении куда-либо?
Друг ответил честно:
- Нет.
- Вот и я боюсь, - вздохнула мама…
Прошла на кухню, где дочь резала салат. Дочь произнесла:
- Я им скажу, чтобы больше не приезжали.
- Поезжай, - вдруг сказала мама, но тут же добавила: - Решай сама.
В следующую пятницу приехали старшие братья Дюсенгали свататься и еще через неделю увезли Аруну. Невесту на новое место жительства сопровождали родственники. На свадьбе в ауле Амантогай гуляли 400 человек. Жених подготовился к торжеству основательно, он занимался бизнесом: закупал мясо, отвозил в Россию, оттуда привозил рожки, муку... Спиртное, которое тогда было большим дефицитом, понемногу привозил и все это отдавал младшей снохе: собирай.

- Беташар! - объявил на свадьбе тамада, и в зал въехали два человека на инвалидных колясках.
Плакали братья жениха: их родители не дожили до этого светлого праздника.
Плакала родня невесты: ее отец не увидел дочь в свадебном платье.
Потом слезы как-то прекратились. Свадьба все-таки. Лихо отплясывали две апашки восьмидесяти лет, у одного из друзей порвалась обувь, и подошва хлюпала, как будто тоже танцевала сама по себе, независимо от хозяина.
Как полагается, невесту пригласили на танец.
Аруна говорит:
- Первый раз я танцевала в коляске на своей свадьбе…
Признается:
- Когда я приехала к нему, у меня была любовь, но не такая глубокая, как сейчас. Мы уже 18 лет вместе. Я не могу представить своей жизни без него.

Травму она получила в 17 лет. Поехала поступать в институт, в общежитии мест не оказалось, и она отправилась к родственникам.
Двухкомнатная квартира была густо населена: муж, жена, двое детей и три абитуриента.
Но в один день случилось так, что хозяйку квартиры с младшим ребенком положили в больницу, два абитуриента уехали домой.
В ту ночь Аруна проснулась, оттого что рядом с ее кроватью стоял мужчина.
Она умоляла:
- Ты же мне родственник.
Он отвечал:
- Замолчи! Я тебе сейчас пару раз врежу, и ты мне ничего не сделаешь...
Девушка смогла вырваться, добежать до окна, разбить стекло и прыгнуть вниз. Со второго этажа на кирпичи. Удар пришелся на позвоночник, у нее сразу отнялись ноги, было ощущение, что они, как воздушные шары, поднялись вверх.
“Скорую” вызвали соседи.
На суде, куда девушку привозили из больницы, насильник обращался к ней:
- Сестренка…
- Есть люди с богом в душе, а есть - с дьяволом, - произносит Аруна. - Он отсидел 9 лет. Мы живем в одном городе, но, слава богу, я его с тех пор не видела. Слышала, что он придумывает мультфильмы для детей.

Домой ее привезли через пять месяцев.
Прибежали подружки, заглянули навестить соседи. Когда все разошлись, папа сказал:
- Несите спортивный костюм. Будем заниматься.
- Не могу, - сказала дочь, - я же сломанная.
Она вставала на четвереньки, пыталась ползти и падала. Из этого положения ей были видны только ноги домочадцев: семерых братьев и сестер, мамы, папы, бабушки. Это унизительно, думала она, а папа одну из комнат превратил в тренажерный зал.
- У тебя все получится, - говорили ей.
Аруна так не думала, она думала, что у нее нет будущего.
Какая учеба в вузе?! Она же сломана.
Родители договорились со школой, и она стала вести уроки домоводства: ученики приходили к ней домой. Стала писать в газету. Ее работы публиковали. Получала гонорар.
Папа возил дочь в санатории и реабилитационные центры, где Аруна однажды и встретила Дюсенгали. Но она запретила себе думать про любовь. Она не для нее, думала. Она же сломанная.

После свадьбы муж продолжал работать, одно время возглавлял крестьянское хозяйство. У них был свой огород. Она пекла для соседки хлеб, та в ответ поливала огород и носила воду в дом. Для сбора урожая приглашалась родня, и Аруна солила и мариновала помидоры с огурцами.
Когда перебрались в Костанай, пошла учиться на юриста. Окончила университет с красным дипломом, ей предложили остаться на кафедре гражданского права.
Здание университета старинное, там невозможно сделать пандусы, поэтому преподавателя на коляске студенты поднимают по ступенькам, и она им всегда говорит:
- Когда вы станете руководителями и от вас будет зависеть качество жизни инвалидов, вспоминайте, как вы меня носили по этажам. Чем цивилизованнее общество, тем легче живется в нем человеку с инвалидностью.

Десять лет назад во время проведения вторых Паралимпийских игр в Астане, участницей которых была Аруна, произошла такая история. Представитель спорткомитета области пригласила Аруну в кафе, где были выставлены футбольные кубки многих команд Казахстана. Кафе было на первом этаже, незнакомый мужчина помог им войти в помещение. Стали разглядывать кубки, и тут к ним подошла официант­ка:
- Вам сюда нельзя.
Аруна потеряла дар речи, а ее спутница спросила:
- Вы понимаете, о чем вы говорите?
- Я все прекрасно понимаю, - ответила девица, - но сюда вам нельзя, - и показала на выход.
Аруна видела боковым зрением, как мужчина, который помог им заехать, с шумом отодвинул стул и сказал что-то резкое.
Она до сих пор не может объяс­нить, почему тогда не закатила скандал, не стала бороться за свои права.
В центре столицы Казахстана.
Сейчас Аруна знает ответ: раньше людей с инвалидностью воспринимали как тяжелобольных. Иногда - как прокаженных.
И это ее форма защиты: шесть лет назад они вместе с мужем открыли общественное объединение “Надежда” для инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Надеются, что скоро у них появятся возможности трудоустраивать инвалидов.

А пока они танцуют. В прямом смысле. Под музыку. С партнерами.
Аруна когда-то, до своей свадьбы, думала, что танцы - это навсегда закрытая тема для человека в коляске. Теперь нашла хореографа, потому что танцы - сильный стимул для восстановления.
В 2009 году Жаксагулова предложила Министерству культуры свой проект “Танцующие коляски”. Через год в Костанае прошел первый фестиваль Казахстана по танцам на колясках, в прошлом году состоялся первый чемпионат Казахстана.
Что дальше?
Аруна готовится к очередному чемпионату по танцам и участию в Паралимпийских играх.
Если это будет в Астане, она, может быть, зайдет в кафе, где кубки футболистов. Она их не посмотрела в прошлый раз. И пусть кто-нибудь попросит ее покинуть зал! Она, может, даже станцует там, если настроение будет хорошее.

Хельча ИСМАИЛОВА, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail: ismailova@time.kz, фото из архива Аруны Жаксагуловой

Поделиться
Класснуть

Свежее