12981

Я люблю мужчин!

На днях театральный режиссер из Актау Гульсина МИРГАЛИЕВА представила в Алматы свой кинодебют - полифоничную драму об оралманах, аульном патриархате, несчастной девушке, счастливых матерях, плохо оборудованных государственных роддомах и одногорбой верблюдице в море. Женская аудитория была сражена наповал, мужчины разделились в оценках.

“Каусар” очень хвалила мэтр отечественного киноведения Гульнар АБИКЕЕВА. Именно она в свое время содействовала продвижению фильма на международный кинофестиваль в Пусане, где, собственно, и состоялась мировая премьера картины (это, к слову, не художественная самодеятельность). Другой корифей, Олег БОРЕЦКИЙ, лентой не проникся, определив ее как “уже не театр, но еще не кино”. Понятно, что театр - не кино, Борецкий - не Абикеева, но тут, кажется, различия в восприятии не только культурно-типологические, но и гендерные.
“Каусар” - женский фильм. В определенном смысле он смахивает на кадр с младенцем, который на заре кинематографа специально вставляли везде подряд, потому что как только женщины видели его, у них сразу отключался критический разум.
Картина повествует об оралманке-старшекласснице, которая в сумерках решила вернуться домой от подружки и подверглась нападению компании мужчин. Отец девочки посчитал изнасилование позором и выставил дочь за дверь. Поруганную школьницу приютил молчаливый дядя. Затем героиня попадает в роддом, где наблюдает различные сцены из жизни женщин - кто-то рожает, кто-то не может, кто от мужа, кто от любовника. Ну и так далее.
Гульсина Миргалиева рассказала нам, почему все получилось так, а не иначе.

- “Каусар” получился немного мужефобской картиной - несмотря на наличие двух положительных героев-мужчин, в целом такое ощущение, что именно мужской пол есть средоточие всех бед. Мужчины изменяют женам, насилуют девушек, скверно обращаются с женщинами и так далее. Это намеренный акцент?
- Не понимаю, почему мужефобской? Даулет-агай (Димаш АХИМОВ. - Т. Б.) прошел через весь фильм с благородным намерением, стал просто воплощением мужского духа. И тут - мужефобская картина… Муж депутата Айман Бахытовны Ержан - человек из народа, очень трогательный и застенчивый, Азамат - муж врача Венеры Айтбаевны, несмотря на их бездетный брак, любит жену. Мне нечего сказать вам, я просто расстроена... Я люблю мужчин!

- Спасибо! Идем дальше. Изнасилование несовершеннолетней - почему-то позор для семьи героини, а не ее беда. И отец срывает злость на дочери и жене, вместо того чтобы перестрелять обидчиков. Это нормальная поведенческая формула для казахского аула?
- Это нормальная поведенческая формула для нашего общества. Вы никогда не слышали? Если с девушкой что-то случилось, то сама виновата, не так себя вела, хвостом вертела. Если с парнем - сам виноват, нарвался. Отцу девчонки сложно выдержать тяжелый взгляд общества.

- А почему у вас депутат, решившая остаться с народом, погибает? Это участь всех власть предержащих, которые встали на сторону плебса, а не элиты?
- Депутат умирает, потому что рожает очень поздно. Она забыла когда-то, что она женщина и что ничего на свете не заменит ей семью и радость материнства. Карьера, деловые встречи, работа, работа... а жизнь проходит. И когда уже понимаешь, что уже надо бы, ты или не можешь, или уже опасно… Это очень актуально, слишком много одиноких деловых женщин без детей.
Да, конечно, попутно я говорю, что идти с народом - это всегда самопожертвование.

- Режиссерам из регионов обыч­но трудно получить финансирование, а у вас как будто все было просто - пришли, попросили деньги, и вам их дали.
- Видимо, это очень удивительно, раз вы иронизируете. Но почти так и получилось. Помните у Булгакова: никогда ничего не просите, сами придут и все предложат… Мое богатство - в моих друзьях. Жадо (Жадыра САХИЕВА - владелица и руководитель компании Jado Production. - Т.Б.) - мой друг и только потом продюсер. Нас объединяют десятилетия дружбы и уважения. Я знаю, Жадо было очень трудно, но ни разу при мне она не обмолвилась о деньгах. У нас, наверное, не типичная женская дружба, не та, в которой подразумеваются ссоры и сплетни. Мы бесконечно беседуем о хорео­графии, кино и театре.

- Вот и давайте побеседуем о театрах на периферии: каково их состояние?
- Для оценок существуют теат­ральные критики, а они оценивают это состояние как плачевное. Я же считаю, чтобы говорить объективно о регионах, нужно там жить и работать. Во многих областных центрах нет режиссера, профессиональных актеров, то есть тех специалистов, кто действительно обеспечит рост и уровень театра. А директор - средоточие власти, как правило, далекий от искусства человек, которому надо, чтобы меньше денег уходило на спектакль. Почему в регионы не едут профессиональные актеры и режиссеры? Потому что их не приглашают. Ведь чтобы пригласить постановщика и труппу (минимум 7-10 специалистов, один погоду не изменит), нужно обеспечить их квартирами. Так не легче ли властям довольствоваться местными самодеятельными кадрами - “актером” и “великим режиссером”? Вот вам и весь уровень…
Но такое положение вещей не везде. Мне нравится, например, труппа и директор в Уральске - интеллектуальные, творчески здоровые люди.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, tulegen@time.kz, фото из архива Гульсины МИРГАЛИЕВОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть