9899

Чу,залетные!

По словам руководителя спецподразделения “Дельта-Долина” по борьбе с наркобизнесом при ДВД Жамбылской области Шопархана ДЖАПАБАЕВА, сборщики чуйской конопли, несмотря на пожар, уничтоживший в начале июля более 280 тысяч гектаров наркоплантаций (общая площадь произрастания конопли в долине составляет более 500 тысяч гектаров. - Т.К.), уже  “растворились” по всей “Чуйке” и начали заготовку. - Сразу после пожара, - говорит подполковник Джапабаев, - цены на чуйские наркотики резко подскочили. Сегодня килограмм марихуаны на черном рынке стоит 3-4 тысячи тенге. Для сравнения: в прошлом году мешок зелья - а это более 20 кг - уходил за 500 тенге. А сейчас за такую партию наркодельцы готовы выложить сборщикам до 50 тысяч. Вот и поперли в долину желающие заработать... Мы разделились на 8 оперативно-поисковых групп и оцепили все шесть районов - Чуйский, Мойынкумский, Меркенский, Луговской, Байзакский и Кордайский, где наиболее густо растет дурман-трава. Вы в группе лейтенанта Баймухамбетова поедете в самый центр долины: по нашей информации, там работают несколько бригад заготовщиков... С оперуполномоченным Арманом БАЙМУХАМБЕТОВЫМ мы отправились в долину на “мини РОВД” (так полицейские шутя называют высокопроходимый грузовик ГАЗ-66, в кузове которого установлен откидной столик, две кушетки и уголок для задержанных. - Т.К.). - Будет очень жарко, - предупреждает лейтенант. - Сегодня обещают плюс 43 в тени, а в долине - все 50... По дороге оперативники спецподразделения рассказывают о своих проблемах и приключениях. Им нужен вертолет, желательно - два. И эскадрон лошадей. Потому что даже машина с высокой проходимостью застревает в песках. Или в самый неподходящий момент заканчивается бензин.  - Можно же взять с собой канистры с топливом, - предлагаю решение проблемы. - Тут и так порой от запаха анаши голова не соображает, а если к дурману добавится резкий “аромат” бензина, толку от нас не будет - уже проверено, - говорит сержант Асхат КАСЫМБЕКОВ, водитель “мини-РОВД”. В одном из ущелий горного массива Хантау в бинокль можно разглядеть копошащиеся фигуры - идет активный сбор урожая. Подъехать незаметно мы не можем - от рева двигателя грузовика заготовщики разбегутся по степи. Выручили хантауские чабаны - без слов дали нам трех лошадей. Однако резвые поначалу кони через пару километров перешли на шаг - выдохлись. А когда заехали в ущелье, пришлось спешиться: лошади встали. Похоже, и их  “раскумарило”... Заготовщики настолько увлечены сбором, что не замечают группу захвата. 32-летний Захар К. приехал из Бишкека. Рядом - помощники из местных жителей. Каждый год Захар незаконно пересекает границу, чтобы собрать в Чу пару сотен килограммов анаши - выручки ему хватает на весь оставшийся год.
- В Иссык-Кульской области Киргизии растет такая же конопля. Но ее местные жители не собирают. Почему? - Наша анаша не пользуется спросом, - просвещает меня Захар. - Чуйская курится легко, “прибивает”, а когда “отпускает” - “кумарит”. А наша - “ломает”. Оперативники переводят на понятный язык его блатную речь. Оказывается, наркоманы
предпочитают чуйскую коноплю потому, что получают от нее наслаждение, а после курения киргизской испытывают страшные головные боли. Поэтому не только киргизы, но и россияне, молдаване и представители еще десятка постсоветских стран любыми путями стремятся попасть именно в Чу. Но местные сборщики урожайных мест чужим не отдают - самим надо кормиться.  За два дня мы прошерстили всю долину. Действительно, пожар уничтожил наиболее урожайные плантации, но еще остались небольшие участки, с которых при желании можно собрать два-три грузовика “травы”. В сумерках возвращаемся обратно. Переезжаем железнодорожные пути. В луч фары-искателя попадает мужчина с двумя мешками за спиной. Он успевает выбросить груз. Знакомимся. 57-летний Геннадий З. живет в селе Разгульное Акмолинской области. Знает долину как свои пять пальцев. как выяснилось позже, Геннадий снабжает Акмолинскую область и столичных наркоманов.
- Сколько собрал?
- Точно не знаю, около 500 кило.
- Домой на чем собирался везти?
- Как обычно, поездом...
По словам Шопархана Джапабаева, раньше наркодельцы сами садились с товаром в вагон, но после серии арестов стали нанимать железнодорожников. - Все наркогруппировки имеют своих поездных бригадиров. Их ставка - 200 долларов за килограмм тяжелых наркотиков. Получив груз и деньги, проводники
прячут их в своих тайниках и везут до места назначения. Железнодорожнику все равно - куда и какое количество везти. Лишь бы заработать, - рассказывает руководитель спецподразделения. - Зная об этом, почему вы не задерживаете курьеров из КТЖ? Тем более что весь механизм передачи груза и денег вы уже изучили. - К сожалению, мы не можем работать на железной дороге - для этого существует транспортная полиция МВД. Мы сотрудничаем с ними, обмениваемся информацией, и, насколько я осведомлен, только в этом году транспортники изобличили нескольких проводников, перевозивших крупные партии наркотиков. Как выяснилось, железнодорожников “крышуют” так называемые кавказские группировки, снабжающие наркотиками Россию. “Кавказские” обеспечивают проводников российскими SIM-картами, платят неплохие деньги (за один рейс проводник может заработать до 10 тысяч долларов. - Т.К.), но и спрашивают жестоко, если он попадет в руки полицейских. Схема провоза такова: на небольшой станции, где поезда стоят не больше двух минут, проводника ожидает скупщик Асланбек. Он заранее узнает, в каком вагоне едет проводник и, приехав на полустанок, передает ему груз и деньги. Подельник Асланбека Арсен, заранее купив билет в соседний вагон, садится и следит за проводником. Если все прошло как задумано, проводник никогда не узнает о слежке. А если железнодорожник решил прибрать к рукам ценный товар - тогда в игру вступает Арсен. Известны случаи, когда
проводники попадались на границе, а потом всю оставшуюся жизнь работали на наркобаронов. Но эта тема для отдельного разговора...
                                                        (
Окончание - в ближайших номерах.)
                                                                                                                     автор Тохнияз КУЧУКОВ                 
                                                                                                                    Фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА
Поделиться
Класснуть

Свежее