9217

Мимо кассы

В минувшее воскресенье утром мы на двух авто выехали в сторону экопоста. Фотокорреспондента и видеооператора посадили во вторую машину, чтобы они сняли момент передачи денег. На экопосту правая половина дороги перегорожена шлагбаумом. Двое мужчин в форме собирают с въезжающих “дань”. Один из них подходит к нам.
- С вас по 200 тенге с человека! - сообщает он.
Я не спешу доставать портмоне и начинаю торговаться:
- А давайте так: пусть будет 300 тенге за обоих, и нам не надо квитанции, - выдвигаю встречное предложение.
Постовой молча берет купюру и передает напарнику: тот отсчитывает сдачу из расчета 200 тенге с человека. Я напоминаю: у нас есть договоренность по 150. Так же молча страж экологии добавляет еще сто тенге сдачи, и - мы проехали. Сидящие во второй машине, практически открыто засняв наш торг, платят по официальному тарифу, получают, правда, после напоминания - талоны и проезжают за нами. На выданных талонах написано: этот документ дает право “на однодневное рекреационное использование оборудованных площадок, туристских троп, объектов питания, стоянок Иле-Алатауского государственного национального природного парка”. Увы, мало-мальски приличных условий для “рекреационного использования” на территории парка и в помине нет. Все, что нам удается обнаружить, - это парочка замызганных шашлычных, одна из которых стоит прямо у речки, в так называемой “селезащитной водоохранной зоне”. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться - отходы деятельности этого “храма желудка”
сбрасываются прямо в воду. А в нескольких десятках метров от шлагбаума экопоста, где дорога раздваивается (одна
уходит на “Космостанцию”, другая - в Алмаарасанское ущелье) и где две небольшие горные речки сливаются в Большую Алматинку, строится большое двухэтажное кафе “Эдем”. “Райские кущи” обнесены капитальным каменным забором, само расположение которого в двух метрах от воды наглядно свидетельствует: хозяин кафе не знаком с элементарными нормами строительства в природоохранной зоне. Наплевав на все ограничения и запреты, “Эдем” привольно расположился буквально в паре метров от беспечно журчащей речки. Едем дальше. На первой же смотровой площадке, откуда открывается живописный вид на ущелье, совсем не живописно раскинулись завалы мусора. Немало следов “человеческой деятельности”  разбросано по всей остальной территории парка. ...Возвращаемся в город, обуреваемые смешанными чувствами. С одной стороны, распирает чувство гордости за родной край, где есть такие уникальные уголки природы.
С другой… “Национальный парк нуждается в нашей помощи, мы нуждаемся в первозданной красоте нетронутой природы…” - эти строки, написанные на талонах, выданных моим спутникам, после увиденного звучат издевательски. А впрочем… Кому-то эта “нетронутая” природа приносит неплохие дивиденды. Во всяком случае, мы, расположившись в нескольких десятках метров от экопоста, сбились со счета, пытаясь определить, сколько машин въезжает в национальный парк, заплатив вместо положенного экологического сбора в казну области чуть меньшую сумму - в карман постовым и их покровителям. “Стражи природы” настолько увлеклись сбором никем не учтенной “капусты”, что не сразу заметили нашего фотокорреспондента. Ему удалось сделать несколько снимков, свидетельствующих о том, что попасть в государственный заповедник, не получив на руки “обязательного” талона об уплате экосборов, легче легкого. Остается только догадываться, почему в Алматинской области до сих пор не ликвидировали бутафорские “экологические посты”, как это сделали не так давно власти Алматы...

У нас экопостов больше нет!
Жайлау АЛИМБЕКОВ, начальник отдела Алматинского областного управления охраны
окружающей среды Министерства охраны окружающей среды РК:
- Иле-Алатауский государственный национальный природный парк нам не подчиняется, поэтому, чем занимаются у них на экопостах, я сказать не могу. Мы их не контролируем. Кстати, у нас вообще не осталось своих экопостов после того, как об этом сказал президент. А по поводу законности сборов - так там все правильно. Они сами через Министерство сельского хозяйства добились разрешения на сбор средств за посещение их территории. По этому поводу имеется специальное постановление правительства, которым утверждены ставки экологических сборов.

Обязательно разберемся!
 Темирлан МАМИ, заместитель начальника Алматинского территориального управления лесного и
 охотничьего хозяйства Минсельхоза РК:
- Да, парк находится в нашем оперативном подчинении. О том, что там творится, я слышу не в первый раз. В сентябре у нас будет плановая проверка, и мы обязательно все выясним. Например, есть информация, что кто-то из руководителей области построил особняк в Аксайском ущелье. Обязательно все проверим! На сегодняшний день в нашем управлении всего двенадцать действующих инспекторов, а проверять нужно 17 лесхозов, 7 заказников, 2 заповедника, 3 национальных парка и почти 90 охотхозяйств. Поэтому раньше просто не успеем. А что касается возможных хищений, этим должны заниматься финансовые полицейские...



                                                                                                                                                    Сергей РУДЕНКО,
                                                                                                фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматинская область

Поделиться
Класснуть