10241

РАХАТГЕЙТ: За закрытыми дверями

Вчера Алмалинский районный суд Алматы продолжил слушания по Рахатгейту за закрытыми дверями. Поводом для режима повышенной секретности стал допрос одного из главных фигурантов процесса - Аскана БЕКМУРАТОВА, обвиняемого в организации и осуществлении похищения банкиров Айбара ХАСЕНОВА и Жолдаса ТИМРАЛИЕВА.

- В ходе допроса подсудимого на свет могут вылиться не совсем приятные фрагменты событий 31 января, - прокомментировал ситуацию гособвинитель Алмаз КУДАЙБЕРГЕНОВ. - Поэтому суд посчитал необходимым провести слушания в закрытом режиме.
Между тем незадолго до допроса Бекмуратова начальник Южного РОБП Комитета криминальной полиции МВД РК Махамбет АБИСАТОВ рассказал на суде, как происходило задержание одного из главных фигурантов этого громкого дела.
- В середине мая 2007 года был объявлен в розыск Аскан Бекмуратов, - пояснил на суде Абисатов. - По всем 73 точкам, где он ранее появлялся, была выставлена засада. В задержании было задействовано большое количество людей. Мы знали о Бекмуратове только то, что у него было очень трудное детство. Отец бросил семью, когда Аскану было всего несколько недель. Чтобы прокормить ребенка, его мама устроилась работать дворником в одном из КСК микрорайона “Коктем”. Каждое утро она подметала улицы, на плечи надевала рюкзак, в котором был ребенок...

- Однажды в середине июня ко мне позвонила жена Бекмуратова - Анара ЖИМБЕКОВА и сообщила, что ей звонил Аскан, - продолжил начальник Южного РОБП. “У него голос совсем изменился, он был очень напуган, - сказала она мне. - Я не поверила, что это был Аскан, однако он ласково назвал меня Фрешкой. Так мог назвать меня только он”. Я сказал Анаре, что скоро подъеду. Вокруг подъезда дома, где проживала его жена, была выставлена засада. Я приказал ребятам: в случае, если Бекмуратов появится, беспрепятственно пропустить его в дом и заблокировать двери. Вскоре Аскан снова позвонил своей жене и попросил передать трубку мне. “Мне необходимо кому-нибудь выговориться”, - сказал мне Бекмуратов. “Тогда приезжай, давай поговорим у тебя дома за чашкой чая”, - ответил я ему. Вскоре он действительно приехал. Узнать его было практически невозможно: у него был вид затравленного зверя, внешность изменена до неузнаваемости, сильно похудел, изменил походку . Я второй день кручусь около своего дома, везде выставлена засада, - сказал он мне. - Я понял, что скрываться уже нет смысла. Со мной всегда находился китайский радиоприемник, по которому ежедневно узнавал новости о похищенных банкирах. Я понял, что брошен на произвол судьбы и никому не нужен”. Он рассказал мне, что долгое время скрывался в горах. “У меня с собой было всего два килограмма пшена, которые удалось растянуть на несколько месяцев, - в слезах рассказывал Аскан. - Чтобы не промокнуть, укрывался куском целлофана... Больше я так не могу”.

После показаний начальника Южного РОБП суд приступил к допросу непосредственно самого подсудимого - Аскана Бекмуратова.
Монитор в комнате для СМИ был выключен...

В перерыве нам удалось узнать у адвоката подсудимого Алексея ЧЕРНОБИЛЯ, что происходило за закрытыми дверями зала судебных заседаний.
- Показания ЖАНКОРАЗОВА (охранника на 9-м этаже Нурбанка. - Д.А.) и девочек (кофе-леди Альнур ИДРИСОВОЙ и секретаря председателя правления банка Мадины ШАКИРОВОЙ. - Д.А.) о том, что они видели 31 января в коридоре здания “Кен Дала” Бекмуратова в синем халате, не совпадают с показаниями других свидетелей по данному эпизоду, - сказал Чернобиль. - Жанкоразов якобы видел Аскана в синем халате, из карманов которого торчали так называемые “хомуты” (одноразовые наручники. - Д.А.). Хотя во время следствия Жанкоразов ни разу об этом не упомянул. Более того, никакого чемодана в руках Бекмуратова не было. Секретарши могли, скорее всего, перепутать его с работниками “Алма-ТВ”. Кроме того, в своих показаниях они заявили, что видели, как Айдос КОЙЧУМАНОВ (личный телохранитель Рахата Алиева. - Д.А.) завел Бекмуратова в малый конференц-зал. Однако Аскан заявил на суде, что никогда не видел и не знал Койчуманова. Я настаивал на допросе этого телохранителя в ходе заседания, однако суд не удовлетворил мою просьбу. Кроме того, секретарши перепутали время появления Бекмуратова в коридоре на 9-м этаже.

- Так был ли на самом деле 31 января на 9-м этаже банка Аскан Бекмуратов в синем халате?
- Да, был. Но не в то время, которое указывают первые свидетели. В первый раз он был без халата, одел он его после, когда спустился на первый этаж, уже в туалете, затем снова поднялся на 9-й этаж. Какое-то время провел там, затем сообщил Кошляку, что приготовил другие халаты и “хомуты”. Алиев приказал ему спуститься к машине и принести халаты в его кабинет.

- Участвовал ли ваш подзащитный в избиении и пытках похищенных банкиров вместе с Рахатом Алиевым и Вадимом КОШЛЯКОМ?
- Он только присутствовал при пытках Жолдаса Тимралиева и Айбара Хасенова, но в этом не принимал никакого участия.

- Судя по показаниям начальника Южного РОБП, Бекмуратов добровольно сдался правоохранительным органам. Будет ли учтено это судом во время вынесения приговора?
- Думаю, что да. Кроме того, как адвокат, я считаю, что вина Бекмуратова в ходе предварительного следствия так и не была полностью доказана. Исходя из показаний свидетелей по данному эпизоду, никто и нигде не указал, что именно Бекмуратов являлся членом организованной преступной группировки. 

Следующее заседание состоится сегодня, 28 ноября, в 10 часов утра.

Дилярам АРКИН,
pressa_d@mail.ru
Фото Владимира Третьякова, Алматы

Темы:
Поделиться
Класснуть