13460

РАХАТГЕЙТ: Может, выключим звук в комнате для СМИ?

Вчера в Алмалинском районном суде Алматы закончились слушания по главному эпизоду “Рахатгейта” - похищению 31 января 2007 года топ-менеджеров Нурбанка Жолдаса ТИМРАЛИЕВА и Айбара ХАСЕНОВА.

Первым суд допросил бывшего генерального директора авиакомпании “Атырау ауе жолы” Олега БЕКБАТЫРОВА. По словам подсудимого, он по поручению Вадима КОШЛЯКА через установленную в банке систему “Фобос” прослушивал и записывал телефонные переговоры некоторых сотрудников банка. Список прослушиваемых абонентов состоял из шести или семи номеров, среди которых он вспомнил телефоны зампреда правления банка КАЙРАНОВОЙ, главного бухгалтера банка ТАИРОВА и руководителя службы внутреннего аудита КИРИЛЕНКО. Ежедневно по результатам прослушивания составлялись сводки, которые он лично передавал Вадиму Кошляку и Рахату АЛИЕВУ.

Однако отвечать на вопросы гос-обвинения по распечаткам этих телефонных разговоров Бекбатыров решительно отказался.
- 31 января 2007 года по поручению Вадима Кошляка я встретил на первом этаже банка и проводил на 9-й Аскана БЕКМУРАТОВА. Однако я не давал ему распоряжений переодеваться в туалете в синий халат, - заявил он на суде. - Крики из кабинета я слышал, но как избивали Хасенова, не видел... Когда Вадим Кошляк надел на Айбара Хасенова халат, наручники и шапочку, я был ошарашен, однако приказания Рахата Алиева продолжал выполнять.

Следующим суд заслушал бывшего начальника службы безопасности Нурбанка Айдара БЕКТЫБАЕВА.
По словам подсудимого, о том, что из банка вывезли Жолдаса Тимралиева и Айбара Хасенова, он узнал от Виктора САПОЖНИКОВА.  Похищенных топ-менеджеров сначала отвезли в резиденцию, отрекомендовав ему как “гостей” Алиева, затем в подсобное хозяйство в поселке Колди, а затем привезли в резиденцию и поместили в служебном помещении. Все это время так называемых гостей он не видел, в служебное помещение не заходил.
- По просьбе Аскана Бекмуратова ежедневно я возил им еду: Аскан жаловался, что кормят их плохо. Тогда я решил сам заняться доставкой питания, Рахата Алиева об этом в известность не ставил. Со слов Ивана ЛИХОУЗОВА (личный водитель Рахата Алиева. - Д. А.) мне стало известно, что в эти дни с территории вывозили Хасенова и Тимралиева для совершения каких-то звонков своим родным, - пояснил он суду.

По показаниям Бектыбаева, через несколько дней Кошляк вывел из служебного помещения мужчин в шапочках и отвез их в хранилище. По росту и телосложению он узнал в них Тимралиева и Хасенова. В помещении хранилища похищенных банкиров держали три-четыре дня. 9 февраля 2007 года Бектыбаеву позвонил Рахат Алиев, приказал приехать на территорию резиденции и забрать Аскана Бекмуратова. Ближе к обеду Бектыбаев поехал туда.
- По приезде я сначала зашел в дежурку служебного помещения, где заметил, что не работают мониторы видеонаблюдения, - рассказал Бектыбаев на суде. - От охранника Валерия СЫЧЕВА я узнал, что вместе с Рахатом Алиевым туда заезжали Альнур МУСАЕВ и Вадим Кошляк. Они сняли блок с системы видеонаблюдения на верхнем посту и потом вывезли “гостей”.
- Почему вы не сообщили правоохранительным органам о похищении банкиров? - поинтересовался у подсудимого один из гособвинителей.
- Сообщать было некому. Это было бессмысленно. Все чего-то ждали... Я пытался выяснить все у Алиева, но он мне ответил: “Никуда не лезь. Это мои дела!”.

- А как же ваша офицерская честь?! - с горечью воскликнула мать пропавшего банкира Галина ТИМРАЛИЕВА.
- Никак, - ответил он. - Никто не знал, что все так обернется. Я виноват лишь в том, что никому об этом не доложил.
РАХАТГЕЙТ: Может, выключим звук в комнате для СМИ?Последним допрашивали Курмана АКИМКУЛОВА(на снимке).
- 31 января с утра я занимался вопросами сборной Казахстана по футболу, которая должна была вылететь в Китай 6-9 февраля, - пояснил он суду. - После встречи с тренером женской сборной команды мне позвонил Рахат Алиев и сказал, чтобы я установил в кабинете Нурали Алиева кабельное телевидение.  После обеда я приехал в Нурбанк. Мы обсудили с Рахатом Мухтаровичем футбольные проблемы, затем перешли к разговору по акту приема здания “Кен Дала”. Потом Алиев сказал мне зайти в другой кабинет. “Там твой друг Хасенов сидит, поговори с ним по-свойски”, - сказал он мне. Я удивился и спросил Алиева, в чем дело. Но он молча вышел из кабинета. В кабинете я увидел Айбара Хасенова. Он сидел на стуле в нижнем белье. Я поздоровался с ним, спросил, как у него дела. Айбар сказал мне: “Я человек маленький. Меня подставили, повесили на меня кредиты, хотя я не при делах”. Затем он надел брюки. Я заметил на левой стороне у него покраснение, на ноге была ссадина. Он сказал мне, что его избивал Кошляк. Я сказал Айбару, чтобы он не переживал - я постараюсь во всем разобраться. Я вышел из кабинета и около ресепшна встретил Алиева и Кошляка. Я сказал Рахату Мухтаровичу, что Хасенов тут ни при чем и он не виноват. Алиев ответил мне: “Не переживай, разберемся”. Потом Алиев приказал мне накормить людей. Я заказал пиццу.

- А у вас были сомнения, что Рахат Алиев вас обманывает? - поинтересовалась адвокат подсудимого Валентина ПОНОМАРЕВА.
- Я ему поверил... После того как мы поели, я взял разнос и зашел в малый конференц-зал, где находился Тимралиев. Я предложил ему немного поесть, но он отказался...

Вечером того же дня, по словам Акимкулова, ему на сотовый телефон позвонил Рахат Алиев и приказал приехать в резиденцию № 5 по улице Навои. Оттуда они вместе с Вадимом Кошляком выехали на агроферму.
- На фазенде я увидел еще несколько машин, подошел к водителям, спросил у них, как дела, - продолжил свой рассказ подсудимый. - Они мне сказали, что на агроферме находятся Жолдас Тимралиев и Айбар Хасенов. Хотя Кошляк и Алиев об этом мне не говорили. Потом я направился в сторону VIP-дома. Меня попросили накрыть на стол. После ужина Рахат Алиев приказал мне зайти в домик для обслуги и поговорить с Хасеновым. Я зашел туда. Вместе с Айбаром находился Тулеген ИМАШЕВ. Мы переговорили с ним. Я сказал Хасенову: “Держись, Айбар! Все нормально будет, разберемся. Утром можешь вернуться домой!”.

- Может, на этом моменте мы выключим звук в соседней комнате (где установлен монитор для журналистов. - Д. А.)? - неожиданно прервала показания Акимкулова адвокат Пономарева.
Судья удовлетворил ее ходатайство, и монитор в комнате для СМИ был сразу же отключен...
Следующее заседание состоится в понедельник, 3 декабря. Репортаж о нем читайте во вторник, 4 декабря.

Дилярам АРКИН,
pressa_d@mail.ru
фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Темы:
Поделиться
Класснуть