12295

РАССЛЕДОВАНИЕ: Сделал добро - и в кусты

Расположенный на северном берегу Капчагайского водохранилища санаторий-профилакторий “Металлург” можно считать здравницей с такой же натяжкой, с какой все загаженное помойками побережье можно называть курортной зоной и жемчужиной международного туризма. И до поры до времени этот санаторий никому не был нужен.

Но не ухоженный с виду санаторий не был бесхозным. В начале 90-х годов “Металлург” был приватизирован его трудовым коллективом через комитет госимущества по всем действовавшим тогда правилам. Все имущественные права на него были закреплены за несколькими десятками числившихся в его штате граждан. 

В те же тяжелые 90-е годы, чтобы сохранить санаторий, на его базе пробовали создать некое ТОО, соучредителями которого выступали несколько крупных казахстанских и российских горнодобывающих и металлургических предприятий, а также существовавший тогда ЦК профсоюза трудящихся горно-металлургической промышленности РК. Но товарищество так и не сложилось. Обуза в виде санатория никому не была нужна, учредители один за другим стали выходить из состава ТОО, которое вскоре развалилось. Но некоторые документы все же остались. Они и сыграли роль мины замедленного действия.

К огда заговорили о выносе игорного бизнеса за пределы Алматы, а цены на землю и недвижимость в окрестностях Капчагая поползли вверх, у ржавых ворот “Металлурга” появился творческий дуэт, состоящий из бизнесмена и юриста. Размахивая разными бумажками с печатями, они стали качать права на тему “отдавайте, это наше”. Визитеры предъявили бумаги, доверенности на распоряжение имуществом санатория, протоколы собраний участников давно фактически несуществующего ТОО “Санаторий “Металлург”, почему-то заверенные печатью профсоюза трудящихся горно-металлургической промышленности РК. Выяснилось, что на основе этих документов данные господа уже успели непонятно каким образом переоформить на себя санаторий “Металлург”.
Начались судебные тяжбы.

Поначалу абсурдность претензий со стороны самозваных хозяев была очевидна и Капчагайскому городскому, и межрайонному экономическому, и Алматинскому областному судам, которые вынесли решения в пользу трудового коллектива санатория. Решения эти вступили в законную силу. Переоформление объекта было признано незаконным и отменено. По поводу появления подложных документов было возбуждено уголовное дело. Один из господ, предъявивших права на санаторий, пошел в качестве подозреваемого.

А на базе санатория “Металлург” его работники зарегистрировали новое коллективное предприятие - ТОО “Санаторий “Или”. Им даже стало казаться, что все трудности и беды уже позади.
Н о одним прекрасным май­ским вечером 2007 года все те же господа, никак не оставлявшие видов на санаторий, при физической поддержке нескольких мрачного вида личностей, будучи изрядно подшофе, перелезли через забор и попросту захватили санаторий. Выставив за ворота сторожей и отобрав ключи от всех помещений у завхоза. Словно и не было никаких вступивших в законную силу судебных решений.

На следующий день несколько представителей трудового коллектива, пригласив с собой трех работников Центра по регистрации недвижимости г. Капчагая и вооружившись судебными решениями, попытались убедить самовольных захватчиков освободить территорию санатория. Но были при этом изрядно биты и выставлены обратно. Одна из женщин, пытавшаяся проникнуть на территорию санатория, даже угодила в больницу.
Пострадавшие, конечно же, обратились в местный горотдел полиции с заявлением. Было возбуждено уголовное дело по факту самоуправства и нанесения телесных повреждений. Одновременно они подали судебный иск об устранении препятствий в осуществлении прав собственности и принудительном выдворении захватчиков с территории санатория.

О днако дальше события стали развиваться по очень странному сценарию.
Расследование уголовных дел, как по факту самоуправства, так и по поводу использования подложных документов, вдруг приостановили.

А в Капчагайском горсуде сначала просто отказались принимать у коллектива санатория иск об устранении припятствий для выполнения вынесенных ранее и вступивших в законную силу решений, сославшись на несоблюдение некоторых формальностей. Когда эти формальности были соблюдены, то иск к рассмотрению приняли, но в его удовлетворении отказали. Кстати, сделал это один из тех судей, кто незадолго до этого уже выносил решение в пользу коллектива санатория. Другими словами, судья отказал в исполнении своего же собственного судебного решения, вступившего в законную силу.

Из неофициальных бесед с официальными лицами работники санатория узнали, что все странности происходят с подачи Генеральной прокуратуры. А точнее, якобы к санаторию проявляет интерес один высокий чин из числа самых больших руководителей этого ведомства.

О братившиеся к нам в редакцию работники санатория утверждают, что в разных инстанциях, куда они обращались с многочисленными жалобами, им открыто назвали имя этого человека. И якобы это Ильяс Бахтыбаев, до недавнего времени занимавший пост первого заместителя генерального прокурора республики, а сейчас перешедший на работу в Конституционный совет.

Даже смешно. Какой может быть интерес к полуразваленному санаторию в захолустье у такого серьезного человека, который сам стоит на страже законности? Но для полноты картины мы все же решили позвонить Ильясу Жакипбековичу, будучи уверены, что он даже не вспомнит, о каком таком санатории идет речь.

К нашему большому удивлению, у Ильяса Бахтыбаева с памятью оказалось все в порядке. О тяжбе вокруг санатория “Металлург” наслышан, но никакого интереса в ее исходе не имеет. Это и понятно: он человек государственный, заниматься частным бизнесом или продвигать чьи-то деловые интересы не вправе.
Однако факт остается фактом: чьи-то интересы здесь есть. И кто-то их продвигает. Кто и чьи?

Вопрос, конечно, интересный. Для предпринимателей, привыкших работать с размахом, санаторий “Металлург” - просто золотая жила. Потому что это не только несколько обшарпанных бетонных коробок корпусов, заброшенная котельная и столовая. Это еще и выделенные когда-то под здравницу 53 гектара земли. Со всеми подведенными коммуникациями и подъездными путями. Кроме того, выяснилось, что земля в том районе, где находится санаторий, стоит никак не меньше 10 тысяч долларов за сотку. Миллион долларов за гектар. Выходит, что весь участок земли тянет на 53 миллиона долларов. Это оптом. А в розницу, может статься, и того больше.

Геннадий БЕНДИЦКИЙ,
е-mail:
benditsky@time.kz

Поделиться
Класснуть