10064

Тимур БЕКМАМБЕТОВ, кинорежиссер: Джоли оказалась фанаткой моих “Дозоров”

Сборы от показа фильма “Особо опасен” режиссера Тимура Бекмамбетова (на снимке) только по результатам первого дня проката составили 84,1 млн. долларов. Фильм сразу стал лидером проката в США, России и большинстве стран остального мира. Еще ни одному режиссеру - выходцу из Казахстана не удавалось даже приблизиться к подобному успеху. О триумфе своего последнего детища Тимур Бекмамбетов рассказывает в эксклюзивном интервью газете “Время”.

- Тимур, каково ощущать себя “казахстанским Стивеном Спилбергом”? Вы снимаете только хитовые ленты, и зритель еще не видел ни одного вашего провала!
- Ну что вы! Мне приятно, что зрители смотрят мои фильмы и что они им нравятся. Но, думаю, насчет Стивена Спилберга вы погорячились: меня пока рано сравнивать с таким мэтром.

- Скажите честно, принимая приглашение кинокомпании Universal снять “Особо опасен”, вы боялись ехать в Голливуд?
- У меня не было времени испугаться. Для меня, скорее, это было очень захватывающим приключением.

- После первых кассовых сборов нового фильма нет ощущения, что теперь и Голливуд покорен?
- У меня не было цели покорить Голливуд, хотя, безусловно, мы вышли в финал чемпионата мира по кассовым сборам в кино - и это приятно.

- А вообще за границей работать проще или сложнее?
- Сложнее, потому что большую часть времени приходится говорить по-английски, а это, как вы понимаете, не мой родной язык. Конечно, первое время было тяжело привыкнуть к голливудской манере работать. Например, в России надо попросить денег на фильм в пять раз больше, чтобы получить столько, сколько нужно. В Америке же принесут ровно столько, сколько попросишь. Думаю, и американцам со мной тоже нелегко было первое время...

Тимур БЕКМАМБЕТОВ, кинорежиссер: Джоли оказалась фанаткой моих “Дозоров”- А кто подбирал актеров для фильма “Особо опасен”? Почему отобрали на главные роли именно Анжелину ДЖОЛИ и Моргана ФРИМЕНА?
- Подбирал я сам с помощью ассистента по актерам. Мне сразу показалось, что Фримен идеально подходит для роли коварного искусителя, лидера тайного братства ткачей Слоана. Он согласился, студия согласилась - и его утвердили. С Джоли было сложнее. Продюсеры сказали, что если я смогу ее убедить, то они возражать не будут. Я полетел к ней на ужин в Новый Орлеан. В самом начале беседы выяснилось: она - фанатка моих “Дозоров”. Через пять дней Анжелина дала согласие на участие в проекте.

- Небось капризны голливудские звезды на съемках?
- Совсем не капризны! Они очень серьезно относятся к своей работе. Всегда вовремя приходят на съемочную площадку. Подыгрывают партнерам, даже когда по сценарию их нет в кадре.

- Насколько вы как режиссер были скованы продюсерами или, наоборот, вольны в своих действиях на съемочной площадке?
- Как я уже узнал после съемок, Джоли согласилась участвовать в проекте только при условии, что мне как режиссеру позволят все. Поэтому я был неожиданно для себя волен в своих действиях. Фильм действительно получился моим. И, мне кажется, это видно.

- Насколько русскоязычный вариант “Особо опасен” отличается от той версии, которую смотрят в Штатах?
- В кадрах есть только одно различие: последние слова в русской версии герой Джеймса МАКАВОЯ говорит по-русски. Есть различия в саундтреке. Композитор фильма Дэнни ЭЛЬФМАН сам спел специально для русской версии фильма свою песню по-русски. Я очень рад, что у меня была возможность контролировать производство российской версии и что казахстанские зрители смогут ее увидеть.

- Вы сами-то часто ходите в кино?
- Нет, не часто - совсем нет времени.

- Думаю, многие казахстанцы посыпают голову пеплом, когда вас называют российским режиссером: мол, упустили, не удержали…
- Я родился в СССР, так что я советский режиссер. Мне кажется, меня одинаково часто называют и российским режиссером, и казахским.

- Вам не делали предложения снять казахстанское кино наши продюсеры? Или вы теперь окончательно переберетесь в Голливуд?
- Я хочу снимать кино в России. Мне кажется, в России сейчас будет происходить все самое интересное. Но если поступит интересное предложение из Казахстана и будут условия для его реализации, я с удовольствием этим займусь.

- Тимур, у вас бывает возможность разговаривать по-казахски? Когда вы в последний раз это делали?
- Мне теперь все больше по-английски приходится...

- А как часто вы бываете в Казахстане?
- К сожалению, не часто. Но я стараюсь снимать хотя бы одну сцену из фильма или рекламного ролика, если сценарий предусматривает такую возможность, в Казахстане.

- А на каком этапе у вас работа над третьим “Дозором”?
- Для меня “Особо опасен” и стал “американским” “Дозором”. Так что, получается, работа над третьим “Дозором” завершена.

- Вас много критиковали, в том числе и Эльдар РЯЗАНОВ, за переизбыток Product placement (скрытой рекламы) в “Иронии судьбы-2”. В случае с “Особо опасен” вы пошли по тому же пути. Почему?
- Мне Рязанов говорил, что фильм ему понравился, так что не совсем понимаю, о какой критике идет речь. А  Product placement - это современная реальность и необходимость. Чтобы снять одну “вкусную” сцену, необходимо добавить немного майонеза.

- Как вы считаете, возможен ли в Казахстане такой же прорыв в кинематографе, какой наблюдается сейчас в России?
- Мне кажется, фильм “Монгол” - это уже прорыв. Его очень тепло принимают по всему миру. И сборы у него достаточно хорошие - с учетом небольшого количества копий. К тому же, не стоит забывать про номинацию на “Оскара”.

- Почему в каждом вашем фильме играет Хабенский? Это ваша муза? Не сложно было устроить его в американский фильм?
- Костя очень хороший актер. Совсем не сложно было его пристроить - даже наоборот. Американские продюсеры очень удивились, когда я предложил Хабенского на эту эпизодическую роль. Они не поверили, что такая звезда, как Костя, может на это согласиться. Но я пообещал его уговорить. “Ночной дозор” - один из самых продаваемых фильмов на DVD в Америке, поэтому у Кости там много поклонников.

Виктор БУРДИН, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть