11705

Лицо женщины - это ее зад

Лицо женщины - это ее зад Говорят, что родину любишь тем сильнее, чем дальше от нее находишься. А вот алматинскому художнику Зангару БЕЙСЕМБИНОВУ надоело дистанционное управление патриотизмом: объездив полмира и несколько лет прожив в Канаде, он вернулся домой.
Сейчас Зангар обитает неподалеку от южной столицы, в тех местах, куда еще трудно добраться после дождя, а под солнцем до сих пор пахнет травой и пылью. На большом участке художник начал строить художественную галерею - единственную и неповторимую.

Мечтать не вредно

Марк Твен призывал мечтать осторожнее, потому что мечты имеют свойство сбываться. Мечта Зангара, грезившего без оглядки, уже обретает зримые черты: на глиняном пустыре вырос бетонный каркас будущей галереи.
Тут надо сказать, что сам художник круглогодично живет в металлическом ангаре, обшитом пенопластом. И в строящемся здании он отвел себе один маленький уголок, все остальное выделив под выставочный зал.

- Осенью планирую открыть, - проникновенно выдает Зангар. - Сейчас все средства направляю на строительство. Когда есть серьезная цель, под нее как-то находятся деньги, откуда-то да приходят. А когда нет задачи - и денег нет.

Лицо женщины - это ее зад Можно привести десятки причин, из которых последует, что художественная галерея на отшибе мегаполиса будет вынужденно прозябать и скоро станет сугубо номинальным арт-объектом среди полей, лесов и рек. Но я другой такой галереи не знаю, где так вольно дышит человек. Дело даже не в том, что широкие просторы лучше салонной тесноты - это любому искусствоведу понятно, - а в том, что художник в этом акте творчества не озирается по сторонам. Здесь вольный дух, здесь риском пахнет. А что такое искусство без риска? Барабан без палочек.
Вокруг света
Родился Зангар в Киеве, при этом по метрике - в Москве. Бабушка Бейсембинова - знаменитая художница Татьяна ЯБЛОНСКАЯ, чья картина “Хлеб” вошла в сокровищницу мирового искусства. Детство Зан­гар провел в Алма-Ате. Учился в худучилище и театрально-художественном институте, делал мультфильмы на “Казахфильме”, шил одежду в кооперативе, писал картины, участвовал в выставках (после одной из них в московском Музее Востока у него купили несколько картин. - Т.Б.), организовывал художественные салоны...

- В 1993-м я открыл “Белую галерею” в вестибюле Алматинской консерватории. - рассказывает Зангар. - Даже Назарбаев посещал, я ему картинку подарил. А в 96-м пришел какой-то мальчик с деньгами и сказал, что хватит тут галерей. Предложил арендную плату в 10 раз больше моей. Директор консерватории меня сразу попросил. Искусство, говорит, требует жертв. И открылся там ночной клуб.

Лицо женщины - это ее зад Именно после этого случая Бейсембинов зарекся делать что-то на арендованных площадях. А чуть погодя, когда с искусством у нас стало совсем худо, решил с семьей уехать за границу:

- Выбрал Канаду. В сравнении с той же Америкой это более спокойная страна. Оттуда проще наблюдать за тем, что происходит в мире. Как будто с пригорка на город смотришь. Но скоро мне и там жизнь надоела: волчьи законы.
Я побывал в шкуре “узбека”, который ловит деньги, на чем придется. Работал в одной конторе, занимающейся промышленным производством и продажей художественных произведений. Сам писал картинки. Пока не начал задумываться: ради чего я это делаю?

- А остальные эмигранты чем занимаются?

- Первое время шикуют, все “бабки” спускают. А потом садятся на пособие по безработице и отмечают в тетрадке все расходы до копейки. Начинают развозить пиццу на своих дорогущих, в первое время купленных машинах. Их жены работают в массажных салонах, потому что никуда больше не берут.
И никто никого ни во что не ставит. Сломался чуть-чуть, поддался - и будут тебя всю оставшуюся жизнь использовать. Чисто по назначению.
Лицо женщины - это ее зад Это не по мне. Поэтому я уехал. Но не сразу в Алма-Ату, а в Киев, к родственникам. Смотрю: народец-то черный там! То есть одеты во все черное: плащ, костюм, ботинки, кепка. И это считается нормальным. Красиво, мол, и солидно. Не видно и не слышно, из толпы не выделяется. Я когда приехал - такой счастливый казах, к маме на родину, - на третий день меня менты выцепили. Полдня пытали: кто такой, откуда и зачем? После этого я решил замаскироваться. Оделся посерее, взгляд сделал исподлобья, ни на что внимания не обращающий. Слился с толпой. И на меня сразу перестали обращать внимание. Приехал сюда - а тут расцвет, все такое яркое!

Пишите женщину

Лицо женщины - это ее зад Сейчас Зангар занят проектом о женщинах. В его мастерской развешаны фотографии представительниц прекрасного пола, как иллюстрации к некому учебнику по анатомии. Кроме того, из этой серии художник планирует сделать фотовыставку.
Первым делом бросается в глаза то, что многие фемины изображены сзади. И не только на фото, но и на картинах с женскими образами, которых у Бейсембинова около трех тысяч.

- В сущности, лицо женщины - это ее зад, - размышляет Зангар. - И когда рисуешь тело, первым делом надо найти и обозначить опорную точку. Если ее нет, то вся фигура сразу проваливается. А если есть - практически любой рисунок будет крепко стоять. Поэтому я сначала начал задницы рисовать. И вот после десяти лет рисования задниц могу уже написать танцовщицу.
В свое время я пытался найти формулу совершенства в искусстве. Сейчас подхожу к тому, что ее можно постичь через постижение красоты женщины. Потому что женская красота - ключ к идеалу. И все идет через это. Те же самые сосуды. Азиатский кувшин: высокое горлышко, изящная ручка, плотный низ. Почему? Потому что бабы такие же - низкорослые, коротконогие. Украинская керамика - округлый бочонок. Европейки - высокие и худые. Каждая местность формирует свой критерий красоты. От этого даже дизайн машин разный. “Японки” - узкоглазые, “немцы” - с лупастыми фарами.
Для художника самое важное - что он хочет сказать. Я хочу сказать, что жизнь прекрасна, а самое прекрасное в ней - это женщины. Ради них и жить стоит.

- А вы женаты, Зангар?

- Месяц назад после восьми лет совместных попыток что-то сделать развелся с третьей женой. И опять из-за какой-то бытовой ссоры. У нее, видите ли, DVD сломался, надо починить. Да какой там DVD, когда я галереей занимался!

- Как же это вяжется с вашей любовью к женщинам? Любовь ведь - это и прощение.

- Я же о женщинах вообще говорил...

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматинская область
Поделиться
Класснуть