14174

Фиговое правосудие

В минувшую пятницу в Северо-Казахстанском областном суде закончился один из самых скандальных уголовных процессов последнего времени. Трое братьев - Харон, Магомед и Аслан-Гирей БЕКОВЫ - обвинялись в разбойном нападении с целью хищения крупной суммы денег на дом фермера Александра СТАРИНОВА в селе Белое Мамлютского района Северо-Казахстанской области (см. “Кавказские пленники”, “Время” от 5.6.2008 г.). Согласно материалам уголовного дела, 23 декабря 2006 года они резали своих жертв ножами, тыкали вилками и обливали бензином, угрожая сжечь фермера и его супругу, пока не добились выдачи всех хранящихся в доме денег. Добычей разбойников стала сумма в 1 миллион 30 тысяч тенге. В ходе пыток изнасилованная хозяйка дома умерла. Убийцы замотали ее лицо липкой лентой, лишив доступа воздуха, а сам Александр Старинов, которого мучители посчитали мертвым, выжил лишь чудом.

В конце процесса, за несколько минут до вынесения приговора, масла в огонь подлил адвокат обвиняемых Сергей АРАПОВ (на фото). С торжествующим видом Сергей Арапов скрутил два кукиша на обеих руках и со словами: “ А вот это специально для департамента внутренних дел!” - продемонстрировал их собравшимся в зале заседания.
Адвокат оказался прав. По приговору суда виновным в совершении преступления был признан только Харон Беков, получивший 18 лет лишения свободы. О роли в преступлении двух других обвиняемых в приговоре не говорилось ни слова! Аслан-Гирей и Магомед Бековы вообще обозначались как “неустановленные лица”, и в отношении них было сказано следующее: “ Суд постановил производство по настоящему уголовному делу в части обвинения Бекова Магомеда Заутдиновича и Бекова Аслан-Гирея Султановича признать недействительным с момента их фактического задержания 26 декабря 2006 года. Дело в этой части выделить в отдель ное производство и направить его прокурору СКО, меру пресечения в отношении Бековых оставить прежней - арест”.
По мнению суда, эти двое в нарушение международной конвенции были незаконно задержаны североказахстанскими полицейскими на территории России и незаконно переправлены затем на территорию Казахстана. И теперь прокуратуре Северо-Казахстанской области, следуя логике суда, нужно бы отпустить братьев Бековых с миром в родные горы Кавказа, чтобы потом с соблюдением всех норм международного законодательства ловить их там до морковкиного заговенья.

Тайны следствия

Напомним, как развивались события после кровавой ночи 23 декабря в селе Белом. Первым в числе подозреваемых полицейские задержали своего коллегу, старшего сержанта управления специализированной службы охраны ДВД Северо-Казахстанской области полиции Харона Бекова. По словам начальника управления криминальной полиции ДВД Северо-Казахстанской области Сергея ПУРТОВА, его не спас даже тщательно разработанный план:

- В ту ночь он создал себе алиби тем, что заступил на дежурство по охране складов, однако мы выяснили, что в то время он не был на дежурстве. Собственно говоря, 26 декабря мне первому он признался в совершении преступления. Рассказал о том, что для его совершения накануне в Петропавловск из Ингушетии приехали его браться Аслан-Гирей и Магомед Бековы, а также некто Торшхоев. Мы с точностью до часа установили все действия этой организованной преступной группы, но к этому времени остальные Бековы и Торшхоев уже выехали на такси в Костанай, где сели на поезд до Минеральных Вод. Нам ничего не оставалось делать, как только отправить своим российским коллегам ориентировку с просьбой установить паспортные данные и личности этих пассажиров. Однако в Волгограде у преступников просто сдали нервы! Во время проверки документов в поезде они устроили дебош и были задержаны российскими милиционерами.

Во время задержания один из трех подозреваемых, проходивший под фамилией Торшхоев, заявил российским милиционерам, что на самом деле он является Гаракоевым и находится в розыске за расстрел блокпоста в Ингушетии, во время которого погибли 8 российских милиционеров. И сразу же был задержан сотрудниками ФСБ. Забегая вперед, скажем, что впоследствии он был осужден в России на 20 лет лишения свободы. А Магомеда и Аслан-Гирея Бековых Волгоградский суд тогда, после задержания, приговорил за хулиганство к 10 суткам ареста. Выйдя на свободу, оба Бековых, по словам Сергея Пуртова, чтобы запутать следы, решили двигаться на Кавказ через Каспий, для чего вновь приехали в Казахстан, где 11 января и были задержаны по ориентировке
сотрудниками ЛОВД из Актау.

Зигзаги Фемиды

Между тем суд, начавшийся в июле 2007 года, по словам сына потерпевшего, Александра Старинова-младшего, только первые полтора месяца проходил в обычном русле. А после того как в Петропавловске побывал младший брат отца Бековых Султан-Гирей Беков, специально приезжавший из Ингушетии, как рассказывает Александр, все поменялось кардинальным образом.

- После его визита атмосфера в суде резко изменилась, и о беспристрастности судей речи уже не было - адвокат обвиняемых с тех пор выслушивался со всем уважением, что бы он ни говорил, а нас и нашего адвоката прерывали на полуслове, отвергая все наши доводы. Полтора года суд не задавался вопросом, виновны или нет трое Бековых в совершении преступления, а старался доказать, что Аслан-Гирея и Магомеда Бековых североказахстанские полицейские незаконно задержали на территории России и незаконно перевезли в Казахстан.

Поначалу доказать это никак не удавалось. Были допрошены порядка 20 сотрудников полиции из ДВД Северо-Казахстанской и Акмолинской областей, а также задержавшие Бековых в Актау сотрудники местного ЛОВД. И все они в один голос отвергали версию суда о доставке североказахстанскими полицейскими Бековых из России в Казахстан. Помимо устных показаний, по словам Александра Старинова, суду предоставлялись и официальные документы:
- Были рассмотрены бумаги погранслужбы России, из которых следовало, что границу России двое Бековых пересекли самостоятельно, а трое сотрудников ДВД Северо-Казахстанской области выехали из России в Казахстан только через пять дней после них. Также был предоставлен протокол допроса бригадира и проводника таджикского поезда, на котором путешествовали Бековы. Из этого документа следовало, что они ехали совершенно самостоятельно и никто их силой не перевозил.

Одновременно с бесконечным исследованием обстоятельств пересечения Бековыми границы Казахстана процесс всячески затягивался разными способами.

Вещдоки уничтожить

Не доверяя ни показаниям казахстанских полицейских, ни протоколу допроса таджикских проводников, ни документам погранслужбы России, Северо-Казахстанский областной суд направил в Душанбе поручение еще раз допросить таджикских проводников. Получение бумаги из Таджикистана, по словам Александра Старинова, сопровождалось странными событиями:

- В ней содержались КОПИИ квитанций о пересечении Бековыми границы, заверенные печатью суда Душанбе, которые якобы были выданы вместо билетов, потому что Бековы якобы следовали под сопровождением полицейских! Однако какой-либо информации, что таджикскому суду были предоставлены ОРИГИНАЛЫ этих квитанций, в сопроводительном письме не было. Также в протоколе отсутствовали паспортные данные проводника и бригадира таджикского поезда! На основании этого мы заявили ходатайство с требованием проверки подлинности представленного документа. Однако в этом Северо-Казахстанским областным судом нам было отказано… очевидно, потому, что показания проводника и бригадира в этой бумаге были совершенно противоположными протоколу их допроса сотрудниками ЛОВД Актау.

Там говорилось о том, будто братьев Бековых, закованных в наручники, сопровождали целых шесть стражей порядка, а по поводу предыдущего протокола допроса бесхитростно сообщалось, будто бы и бригадир, и проводник в Актау просто подписали чистые листы бумаги. И вот эта странная бумага оказалась, по мнению суда, единственным достоверным документом! Судья Александр ЗЕНКОВСКИЙ, зачитывая постановление о признании недействительным производства по делу в отношении Аслан-Гирея и Магомеда Бековых, усомнился не только в правдивости показаний двух десятков казахстанских полицейских, первоначальном протоколе допроса бригадира и проводника таджикского поезда и документах погранслужбы России. Он поставил под сомнение и действия своего российского коллеги, судьи из Волгограда, арестовавшего на 10 суток Бековых за хулиганство, усомнившись в подлинности этих документов!

По словам начальника управления криминальной полиции ДВД области Сергея Пуртова, такое за 25 лет своей работы в полиции он наблюдал впервые:

- Вина подсудимых Бековых доказывалась всеми материалами дела, однако роль двоих остальных братьев в совершении преступления судом просто не рассматривалась! И мне кажется очень странным, что суд не поверил ни показаниям двух десятков полицейских, ни решению судьи из Волгограда, ни документам ФСБ России. Если Бековых отпустят на свободу, я затрудняюсь сказать, сможет ли кто-нибудь вообще потом разыскать их...

P. S. Особое внимание привлекают строки в конце приговора Харону Бекову, получившему все же 18 лет лишения свободы. В них говорится о том, что все вещественные доказательства по делу - пять ножей, куртки, обрывки провода и прочие предметы - из длинного списка вещдоков, хранящихся в УВД Петропавловска, следует УНИЧТОЖИТЬ. И если это случится, то доказать вину Аслан-Гирея и Магомеда Бековых, избавленных судом от наказания, тогда уже точно не удастся никому.

Виктор МИРОШНИЧЕНКО, фото автора Петропавловск, тел. 8-7772588479,
e-mail:
mukomol@mail.kz

Поделиться
Класснуть