13928

Призрак опера

Бывший оперуполномоченный угрозыска ГОВД Рудного Самат НАУРУЗОВ (на снимке), отмотавший год условного лишения свободы, заявляет: его осудили по сфабрикованному уголовному делу. Слишком уж активный он был правдоискатель и доставлял много неудобств начальству. К Наурузову и прозвище соответствующее приклеилось - Председатель стачкома.

- Получив условный срок по статье о хулиганстве, я вынужден был молчать целый год, - говорит С. Наурузов. - Я терпел и молчал, потому что, если бы попытался чего-то добиться, меня бы вновь подставили и тут же отправили зону топтать. Теперь, когда срок наказания окончен, я решил добиваться реабилитации. Без рассказа о темных делишках моего бывшего полицейского начальства тут не обойтись. Я знаю об этом много, за что и поплатился…

По мнению С. Наурузова, старые дела до сих пор аукаются, порой - неожиданно: как, например, случившаяся в январе стрельба в рудненском ДК “Горняк” (см. “Как-то раз его не разыскали…”, “Время” от 22.1.2009 г.). Тогда преступник пришел в бар с пистолетом и сделал из него пять выстрелов, ранив двоих посетителей. Потом он беспрепятственно скрылся, а найти его не могут до сих пор. Кстати, бывший опер подтвердил информацию нашего источника о том, почему подозреваемому Марату УРАЗБАЕВУ однажды уже удалось выйти сухим из воды:
- Вы правильно написали, что его еще в 2001 году объявляли в розыск за подобные дела, а в 2004-м очень технично закрыли это розыскное дело и сняли с него все подозрения. А ведь поначалу следствие считало его соучастником двойного убийства. Это была история бандитских разборок, а срок за убийства получил только один человек, который взял на себя всю вину. За все время следствия Уразбаева ни разу не допросили, так как он ушел в бега, а с правосудием общался лишь через адвоката. И вот, пожалуйста, залегший на дно в России гражданин Уразбаев спустя несколько лет вернулся погостить в родной город, где тут же чуть не убил двух человек. Подобных примеров “марафета” уголовных дел я могу много привести.

В 2004 году некоего Кайрата КАЗБЕКОВА, который состоял на учете как лидер ОПГ “Тургайские”, пытались приструнить за хулиганство в общественном месте. Во время задержания он избил старшего оперуполномоченного и следователя. И что же? Его водворили в ИВС и вскоре выпустили - прокурор почему-то не санкционировал арест, а дело вскоре прекратили за примирением сторон. Причина проста - следователь и опер, по сведениям моего собеседника, написали встречное заявление. Сделано это было, как утверждает Самат, под давлением руководителей ГОВД. Но больше всего Наурузова до сих пор возмущают две другие истории.

- Когда в стране началась кампания по борьбе с коррупцией, некоторые мои коллеги стали ее жертвами. Наверное, управлению собственной безопасности позарез нужны были показатели, и в феврале 2006-го на свет появился приказ о наказании сразу 13 сотрудников Рудненского ГОВД за якобы допущенное превышение служебных полномочий.
Этот приказ полицейские Рудненского ГОВД обсуждали на офицерском собрании и приняли единогласное решение - выразить несогласие с результатами топорно проведенной проверки и ходатайствовать о назначении новой. Подобных ситуаций было несколько. Сотрудники требовали прекратить охоту на ведьм, а их стали вызывать на ковер в ДВД.

- Бывший в то время начальником департамента Мейрхан ЖАМАНБАЕВ тогда и назвал меня “председателем стачкома”, - говорит Самат. - Но молчать мы все равно отказывались. Тем более что наше руководство залезло к нам в карман.

И Наурузов рассказал о том, на какие шиши в Рудном был отгрохан суперремонт здания полиции. Оказывается, в немалой степени за него расплатились обычные опера со следаками. В своих неоднократных обращениях в КНБ, Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью и прочие инстанции Наурузов рассказывал, что сотрудники ГОВД вынуждены были отдавать свои премиальные вышестоящему начальству:
- Нам говорили, что зданию полиции нужен евроремонт, поэтому премии предназначены для финансирования затрат. Кроме того, сотрудников обязали своими силами отремонтировать собственные кабинеты. Как мы это делали? Искали спонсоров, просили стройматериалы в магазинах в долг. Я до сих пор должен нескольким предпринимателям за ремонт на своем рабочем месте…

Проверка ДКНБ подтвердила сведения, изложенные в коллективном заявлении служивых. Вот несколько фрагментов из материалов проверки: 24 сотрудника ГОВД “ подтвердили, что сдали из своих премиальных по 10 тысяч тенге первому замначальника ГОВД Башкову и на собственные средства произвели ремонт служебных кабинетов и других помещений ГОВД”. Еще 19 полицейских сообщили, что решение отремонтировать кабинеты за свой счет было принято ими самостоятельно, но они надеялись на возмещение расходов (чего так и не случилось). О том, что руководство вынуждает полицейских провести ремонт своими руками и за свой счет, следствию рассказал даже замначальника ГОВД Федор КОЛОДКИН.

Однако ДКНБ по итогам проверки фактов присвоения денег не обнаружил. Нетрудно догадаться, что после этого Наурузова ждало возмездие. Наказание за то, что вынес сор из избы, было быстрым и жестоким.
Уже через неделю оперуполномоченный угрозыска ГОВД стал обвиняемым по делу о хулиганстве. Поводом был реальный скандал в обувной мастерской, во время которого присутствовал Наурузов. Более года следствие пыталось доказать, что он побил обувщика, но прокуратура раз за разом выносила постановления об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием к тому оснований.

- Но через полгода в деле вдруг появился секретный свидетель, который дал показания против меня, на основании чего я получил срок, - рассказывает С. Наурузов. - А откуда взялся этот свидетель? Так этот свидетель-призрак предрешил судьбу опера. Наурузов пытался доказать, что внезапно возникший свидетель на самом деле является подставным лицом. Но это уже не интересовало ни судью, ни прокурора. Так же, как и то, что потерпевший оказался состоящим на учете в психоневрологическом диспансе-ре (о чем есть официальная справка). Вопрос о доверии его показаниям тоже не обсуждался.

- Ну а все, против кого я тогда боролся, по-прежнему на коне - при должностях и с наградами. При этом я как бывший начальник угрозыска могу уверенно сказать, что криминальная обстановка в Рудном никак не улучшается. Теперь же, когда я отмотал свой срок и уже ничего не опасаюсь, призову к ответу моих бывших бастыков. Пусть они не надеются, что я оставлю их в покое. Правды все равно добьюсь.

Стас КИСЕЛЕВ,
фото автора, Костанай,
тел. 8-777-2265521,
e-mail:stas_kiselev@rambler.ru

Поделиться
Класснуть