9067

Сергей ПОГОСЯН: Балерины тоже ходят в туалет

Сергей ПОГОСЯН: Балерины тоже ходят в туалетКогда на прошлой неделе на одном из популярных интернет-форумов алматинские зрители вдрызг раскритиковали старый спектакль с участием Сергея Погосяна (на снимке), он неожиданно вступил в полемику. Это один из плюсов кризиса - появилось время для размышлений.

- Выясняется, что многие вещи давно не делал - не общался с друзьями, не оглядывался по сторонам, - говорит актер. - Я, как и многие, делал карьеру, чего-то добивался, бежал, причем большая часть заработка уходила на реализацию новых планов. В интернет-общение вступил в первый и последний раз. Я понял, что мы разговариваем на разных языках. Хотя мне было интересно понять, что хочет увидеть в театре зритель.

- А что тут понимать, самые продвинутые режиссеры давно уже постановили - нужна комедия.
- Это опасный путь. Очень часто в современных комедиях забавность заключена уже в ситуации, в тексте. И актеру не надо особенно стараться - можно это сделать в виде радиоспектакля, и будет смешно.

- Неужели шоумен становится занудой?
- У меня подрастает дочка, и я невольно начинаю задумываться над некоторыми вещами. Почему она смотрит мультики про монстров и куда подевались добрые советские мультфильмы? Почему дет­ское телевидение ориентировано только на развлечение? Впрочем, я и сам меняюсь. Например, мне становятся неинтересны фильмы Тарковского, не хватает динамики. Скучно, если за пять минут ничего не произошло и не было сказано! Зачем режиссер так делает? Ответ на этот вопрос я прекрасно знаю: потому что за эти пять минут у зрителя должна возникнуть какая-то мысль. Но мне эта мысль не нужна. Я пришел с работы, устал и жду, что меня кто-то развлечет. И не надо показывать, что жизнь какая-то не такая, любовь болезненная и люди несовершенны. Когда я сам себя поймал на этом ощущении, подумал: “Опаньки, приехали...” На телевидении уже все передачи стали развлекательными и свелись к бесконечной игре слов, филологической эквилибристике. Я не говорю о юморе... Скоро “Кривое зеркало” c петросяновской компанией станет образцом интеллекта. Стиль фастфуда заполнил все области нашей жизни: быстро, сытно и, главное, на ходу.

- Сергей, но вы тоже зарабатываете на жизнь не только Чеховым и Шекспиром...
- Да, мне повезло, что деятельность вне театра очень хорошо оплачивается. Кстати, в московских театрах тоже уже ушла атмосфера интеллигентности - спектакли ставят на узнаваемое, примелькавшееся по телевизору лицо. И у нас театр ориентирован на кассу, на сбор, а значит, мы должны угодить зрителю. Остается себя утешать тем, что я не краду и не обманываю...

- ...Просто работаете в сфере культурного фастфуда... Кстати, что плохого в том, что большая часть людей ест бутерброды, а не домашнюю лапшу?
- Рано или поздно заболит желудок. Конечно, культура тоже переживает какие-то этапы, плохо, если она так и застрянет на стадии фастфуда. Советское кино тоже вышло из агиток, но пришло к шедеврам. Сейчас в России только-только стали появляться фильмы, заставляющие думать. Я не говорю об отечественном кино, потому что оно носит фрагментарный характер.

- Я понимаю, если бы так ворчали актеры старой школы, не вписавшиеся в новое время...
- Они просто первыми заметили это, поэтому и говорили. А сейчас доходит и до нашего поколения. Я почувствовал, что какие-то важные вещи низводятся до уровня игры, после фильма “Мастер и Маргарита”. И другими глазами посмотрел на книгу, которую в свое время мы читали взахлеб, цитировали, но совершенно упустили из вида, что главному герою помогает дьявол. С точки зрения любой религии это выглядит странно: Бог и сатана ведут игру в шахматы, в которой фигурками являются люди. Я не хочу оскорбить Булгакова, но это и есть начало фастфуда. То же самое относится к фильму “Ночной дозор”: ты можешь выбрать белую или черную команду. Карьера делается и там, и там.

- В России узнаваемость приходит через сериалы, у нас через рекламу. Обратной стороны у такой популярности нет? Не попрекают зрители матрасами и кастрюлями?
- Частенько. Почему-то иногда к актерам относятся как к монахам из некоего скита. Люди хотят думать, что балерины не ходят в туалет, что актеры заняты только прекрасным. Еще считается, что настоящий артист должен быть нищим, и чем беднее - тем талантливее. Но для меня бедность - это униженное состояние, не имеющее ничего общего с творческим потенциалом.

- В связи с кризисом завершились попытки штурмовать Москву?
- Нет, в прошлом году я снимался в “Сердцеедках”, играл там хачика-таксиста. К сожалению, в кино пока используются моя внешность и фамилия. Какое-то время я практически жил в Москве, прилетая сюда на полдня, чтобы отыграть спектакль. На это и ушла большая часть гонорара. Конечно, живи я в Москве постоянно, шансов было бы больше.

- Не проще поменять театр и город?
- Это непозволительная роскошь. Моя мечта - жить и работать здесь, а периодически сниматься там. Я хочу общаться со своими друзьями, ходить по тем улицам, на которых рос и видел, как меняются деревья, и, конечно, иметь определенный профессиональный вес.

- Один из болезненных уколов на том интернет-форуме касался национальности: мол, не может Гамлета играть армянин. Сильно задело?
- Это самое простое, чем можно зацепить. Но у нас в театре действительно нет скандинавов, которые могли бы играть датского принца. Театр все-таки дает гораздо большую свободу. А в кино, как правило, эксплуатируется мой профиль.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, evdokimenko@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Поделиться
Класснуть