31781

Амангоши взяли Тараз

Амангоши взяли Тараз…Нынешняя осень обернулась для Тараза обострением застарелой болезни - молодежными разборками на почве “крышевания” учебных заведений. Увы, слово “отметка” имеет для таразских школьников и студентов двойной смысл.

В собкоровский пункт влетела мама девятилетней Даны (имена детей и родителей в материале изменены). Женщина была чрезвычайно взволнованна:
- В середине сентября позвонила классный руководитель моей дочери, которая учится в гимназии № 7, и сказала, чтобы мы забрали ребенка из школы. Оказывается, учителя никого не выпускали из здания, потому что ожидалось нападение бандитской группировки каких-то “амангельдинских”, которые до этого требовали с учеников деньги. Однако бандиты так и не пришли, а дочь принесла домой новость: школа согласилась “отмечаться”, и теперь разборка, которую все ожидали, отменяется. Но не прошло и месяца, как одного из старшеклассников нашей гимназии остановили четверо и потребовали “сотку”. Мальчик получил удар бутылкой по голове, ему вызвали “скорую”. До каких же пор наши дети будут ходить в школу, как на бой?
Данина мама была права: с середины сентября городские школы находились на осадном положении. Вообще-то уже не один год учащаяся молодежь платит денежный оброк преступному миру. Система поборов отлажена до мелочей: деньги собирают так называемые смотрящие по школе, колледжу или вузу, затем “груза” (с ударением на последнем слоге) попадает смотрящему по району, а тот передает еще выше, но кому и куда, как правило, никто не знает. Считается, что собранные суммы, отнюдь не маленькие, уходят в качестве “грева” на зону - так, во всяком случае, объясняют “низам”. Система действует безотказно вот уже два десятилетия - сбои происходят только тогда, когда кто-то отказывается платить. Если взбунтовался один ребенок, его обычно “гасят” в самом коллективе - у смотрящего достаточно для этого средств: многочисленные “братишки” более взрослых и связанных с криминалитетом “братанов” либо “мавры” (экзекуторы по вызову) всегда готовы указать непокорному юноше его место с помощью кулаков, ботинок, дубинок, ножей и обрезов. Если закапризничает целая школа - назначается “стрелка” со всеми вытекающими последствиями. Счет жертвам в этой многолетней войне идет уже на десятки (это только известные, нашумевшие случаи), а уж избитым - просто потерян. Жамбылская полиция на данную ситуацию, когда о ней время от времени повествуют газеты, всегда реагирует крайне раздраженно, предпочитая видеть в молодежных разборках проявления “хулиганства”, “личных неприязненных отношений” и пр. и никоим образом не связывая их с организованной преступностью. И лишь после того, как комитетчики в марте этого года задержали активного члена “кировской” ОПГ, “курировавшего” Таразский государственный пединститут 22-летнего Мадияра СЕЙДЕБАЕВА по кличке Фашист в момент получения им от студента сотового телефона и 600 тенге, полицейские признали, что вымогательством среди подростков “поражены все учебные заведения Тараза”.

Однако вернемся к событиям. Действительно, в последние недели прокатилась прямо-таки волна агрессии в подростковой среде. 16 сентября средь бела дня на ученика гимназии № 24 пятнадцатилетнего Сашу и его товарища Вадима напали их же сверстники - Алексей из СШ № 16 и Борис из СШ № 20, а также некий юноша, который в данный момент скрывается. Требуя деньги, избили обоих и под угрозой ножа забрали у Саши часы и ремень. Преступление расследует сейчас ОП-3 УВД города Тараза. В начале октября на уроке физкультуры в колледже ТарГУ пострадали двое учащихся. Мальчишек доставили в больницу: одного - с колото-резаным, другого - с проникающими ножевыми ранениями. Подозреваемый - студент ТарГУ - подался в бега. Но особенно много шуму наделал случай у Комсомольского озера 15 сентября, когда силами полиции была пресечена намечаемая крупная разборка, а в опорный пункт на пяти патрульных машинах было доставлено до полусотни человек. После того как информация о “школьном инциденте” стала достоянием газетчиков, начальник Управления общественной безопасности Ахатхан АБДЕЗОВ “рассекретил” детали операции:
- Мы задержали 18 учащихся профтехшколы № 6 и 24 ученика гимназии № 40. Пытались выяснить у ребят причину сбора, все как один твердят: “Мы просто гуляли…”

- А “амангельдинские” среди доставленных не промелькнули?
- До нас доходили слухи, что появляются в школах некие личности, представляясь членами “амангельдинской” ОПГ (Для справки: “амангельдинская” преступная группа, объединяющая выходцев из совхоза имени Амангельды Жамбылского района, особенно гремела в 90-е годы. - Г. В.). А кто они на самом деле, как узнаешь? К сожалению, руководство школ укрывает от нас многие факты противоправных проявлений, потому что за каждый такой случай их бьют органы образования.

Начальник УБОП ДВД Бахтияр МАМЕДОВ оказался еще более категоричен в оценке происходящего:
- Никаких “амангельдинских”, “кировских” и прочих сборщиков подати с учебных заведений не существует в природе. ОПГ вообще школами не занимаются: “грузить” детей - это не по понятиям. Но есть подростки криминальной направленности, которые самолично объявили себя “авторитетами” и представляются от имени лидеров и членов преступной среды.

...В чем уж точно полицейские правы - так это в том, что директора школ и их заместители пребывают в состоянии страха. Бандитов или начальницы горуо - но боятся они капитально. Замдиректора СШ № 13 (где, по слухам, тоже готовились к визиту “амангельдинских”) Ибрагим ЮЛДАШЕВ с гордостью заявил, что в их школе нет ни смотрящего, ни сбора “грева”, зато есть план мероприятий по профилактике правонарушений и составлен график дежурств членов родительского комитета совместно со школьным инспектором.

- А зачем дежурства, если на вашу школу никто не посягает?
- Ну, мало ли...

Между тем 1 октября сотрудники ДКНБ по Жамбылской области задержали 23-летнего Ибрахима АНАРМЕТОВА. У него были обнаружены и изъяты обрез с патронами, заряженный пистолет “Ока”, ружейные патроны и наркотики. Данное задержание в пресс-службе ДКНБ прокомментировали так: “С некоторых пор отмечено усиление влияния так называемой “амангельдинской” ОПГ, пытающейся подмять под себя высшие и средние учебные заведения Тараза, находящиеся “под крышей” так называемой “кировской” ОПГ. На этой почве между молодыми представителями преступных группировок возникли разногласия, и некоторые члены “кировской” ОПГ начали носить при себе оружие и боеприпасы для возможного противостояния. Были получены сведения о постоянном ношении огнестрельного оружия активным членом “кировской” ОПГ по кличке Ибрашка - смотрящим от уголовно-преступной среды за учебными заведениями”. …Вот так Ибрашка и был взят.
Этой новостью я поделилась со знакомым десятиклассником Русланом - между прочим, учеником вышеупомянутой 13-й школы. Однако новость он воспринял без особого восторга:
- Теперь, значит, “амангоши” (“амангельдинские”. - Г.В.) усилятся.

- Они, стало быть, и правда были в городе?
- Сам видел эту толпу из нескольких десятков человек, ошивающихся возле областного акимата. Один из них под курткой прятал обрез.

- Уверен, что это были “амангельдинские”, а не городские?
- Городские так не одеваются и не орут во все горло: “Мен - амангош, маган все по х...!” Шестеро к школе подходили. Пришлось даже с ними “пообщаться”, но до “рамсов” дело не дошло - появился школьный инспектор, и они убежали.

- Так они действительно хотели “взять” школу?
- Кто же им отдаст!

- В смысле, полиция не позволит?
- А при чем тут полиция?

- “Кировские” не отдадут лакомый кусочек?
- Видите, вы и сами все знаете.

- А говорят, “грузить” школьников - не по понятиям.
- А какие сейчас “понятия”? Сейчас беспредел…

Галина ВЫБОРНОВА, Тараз, тел. 8-7013757573, e-mail:
vibornova@time.kz , фото Ольги ЩУКИНОЙ
Поделиться
Класснуть