6664

“Казахквартет” отравлен Моцартом

“Казахквартет” отравлен МоцартомОсобняку солидность придают колонны у входа, а устроенному в нем светскому приему - струнный квартет, ненавязчиво пиликающий что-нибудь из классики. Однако ребята из Государственного струнного квартета имени Газизы Жубановой раз и навсегда решили - для жующей публики не играем.
Их трудно назвать ансамблем, они скорее четверка солистов. Одиннадцатого сентября квартет даст в Алматы концерт - последний перед отъездом на учебу в Швейцарию. Параллельно с занятиями они попытаются проникнуть на европейский музыкальный рынок. На отечественном им уже тесно.

- Мы поступили в магистратуру Базельской академии музыки, - рассказывает Ернар МЫНТАЕВ, который руководит квартетом уже 22 года. - Там будем учиться два года, а заодно осваивать европейский рынок. В Казахстане мы уже достигли некоего потолка, к тому же здесь мы фактически одни. А в Европе конкуренция огромная, и это делает жизнь интересной. Не будем скрывать - хочется мирового признания. Вот только иностранцам обычно трудно произносить наше длинное название - Казахский, государственный, имени Жубановой... Да и не любят они таких пафосных титулов, поэтому обычно сокращают до “Казахквартет”.

- Ернар, вы дома обласканы и любимы, единственные в своем роде. Зачем бежать за тридевять земель и пытаться что-то доказать?
- Мне один агашка так и сказал: “Чего тебе не хватает - лежи дома, кушай бешпармак”. А я так думаю: бешпармачить можно и на старости лет, а сейчас, пока мы молодые, надо работать. Я задыхаюсь от бедности нашей музыкальной жизни - пара концертов в месяц, пара крупных событий в год...

- Может быть, если вы добьетесь признания за границей, и на родине струнная классика станет популярной?
- Когда мы возвращались домой после стажировки в Испании, где нас отметила королева этой страны, то тоже думали, что вызовем ажиотаж. Но нашего возвращения словно никто и не заметил. Это проблема нашего жанра, струнный квартет - слишком элитарная, рафинированная вещь. Нашу музыку не исполнишь на площади, поэтому рассчитывать на популярность не приходится.

- Неужели никогда не было желания взять в состав какую-нибудь электроскрипочку и создать проект, который прогремит?
- Мне много раз предлагали такой вариант солидные люди. Готовы были даже профинансировать старт. Главным условием было сделать продукт, который, как говорится, будет кушать народ. Финансовые перспективы, безусловно, привлекают, но после Шостаковича и Бетховена играть попсу как-то не очень...

- Все мы отправляем свои амбиции в известное место, когда надо заработать...
- Если бы я не играл Моцарта, то легко согласился бы. Но я отравлен классикой. Это совершенно иное измерение.

- У нас хорошо живет не только попса, но и исполнители народной музыки...
- Мы исполняем и наших авторов. Например, сейчас требуется включать в программу произведения казахстанских авторов. Кажется, что их мало, но когда начинаешь искать, то находишь массу интересных произведений, оживают современные композиторы, когда узнают, что их профессия востребована. Я сейчас выбрал несколько малоизвестных кюев и хочу заказать их аранжировку для нашего состава. Но бывают и забавные случаи. Например, когда мы исполняли квартет Чайковского, из зала раздался крик: “Давай Курмангазы!”

- Вы последнее время базируетесь в Астане. Какие ведомства самые музыкальные, кто чаще всего заказывает классику?
- Нас любят бизнесмены. А из государственных структур чаще других приглашают в академию госслужбы. В этом году мы уже дважды у них выступали.

- На концертах или фуршетах?
- Уже много лет я не позволяю квартету играть перед жующими людьми, причем независимо от гонорара. Это не понты, у музыкантов должно быть чувство собственного достоинства. Конечно, мы не всегда могли позволить себе подобную разборчивость. Я прекрасно помню студенческие времена, когда по приказу ректора нас, голодных студентов, могли отправить на любое мероприятие. Сидишь играешь, а рядом с тобой манты едят, сок капает, и ты давишься слюной. Бывало, что отыграешь, и... никто не подойдет, чтобы заплатить или хотя бы предложить поесть (студенты часто играют именно за “покушать”). И ты со всеми инструментами, костюмом, пюпитрами через весь город голодным тащишься домой. Насколько я знаю, студентов до сих пор так используют.

- Виолончель часто сравнивают с женщиной, она даже внешне повторяет контуры женского тела. А характером они схожи?
- Очень! Я свой инструмент так и называю - “моя капризная француженка”. Если не уделять ей достаточно внимания, она непостижимым образом перестает звучать. И тогда надо долго добиваться, пытаться расположить к себе, чтобы она “простила”. Зато как неожиданно прекрасен момент, когда она наконец уступает и показывает себя во всей красе.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail:
evdokimenko@time.kz , фото из архива Ернара МЫНТАЕВА
Поделиться
Класснуть

Свежее