16802

Тот, который не стрелял

Тот, который не стрелялБольше трех лет Бекзат ТАСЫМОВ (на снимке) пытается доказать, что он не совершал убийство, которое упорно пытаются на него повесить. Возбужденное против него дело не клеится и трещит по швам, а вся история настолько абсурдна, что смахивает на бред сумасшедшего.

Дело было в Шымкенте весной 2007 года. У проживающего в Алматы Бекзата Тасымова случился разлад в семье - появилась другая женщина. Вместе с новой подругой он приехал к себе на родину. Вечером 12 апреля он с подругой и другом детства Мамырбеком АЛИЕВЫМ сидели на квартире, общались. Около полуночи Алиев по какой-то надобности ушел, пообещав быстро вернуться. И действительно, вскоре перезвонил, что уже возвращается. Но его почему-то все не было и не было, а потому Бекзат со своей девушкой пошли его искать…
Примерно в это же время и в том же районе два приятеля - Сергей САРКИСОВ и Евгений ЗУБОВ - встречаются возле магазина “Айгуль” и идут домой к Евгению. Проходя мимо газетного киоска, они видят двоих разговаривающих мужчин. Но особенного внимания на них не обращают. Когда же расходятся по домам, вроде бы слышат два хлопка и принимают их за взрывы новогодних петард.
Вышедшие на поиски припозднившегося товарища Бекзат Тасымов и его подруга вскоре находят неподалеку того, кого ищут, в луже крови, с простреленной головой. Бекзат пытается оказать другу первую помощь, вызывает медиков и полицию. Дожидается их у тела. И… становится главным подозреваемым.
Спустя пару недель после этих событий Евгений Зубов проговаривается своему соседу Владиславу Сацкову, что в момент убийства вместе с Сергеем Саркисовым находился во дворе. И сосед принимает во всей этой истории очень деятельное участие - он приводит сотрудников полиции. А дальше Зубова с Саркисовым берут в жесткую обработку, убеждая выступить свидетелями убийства, которое, по словам полицейских, уже раскрыто, подозреваемый во всем сознался, а дело осталось за малым - найти очевидцев. Сначала оба друга наотрез отказываются, но после того как им пригрозили подбросить наркотики и самих закрыть - дают согласие. И опознают в убийце Бекзата Тасымова. По фотографии, представленной полицейскими. Впечатляет атмосфера, в которой они это делают. Понятых нет и в помине, зато есть бутылка водки и лепешка с шашлыками на закуску. Причем спиртное употребляется вместе с проводящими опознание полицейскими.
Далее Зубов с Саркисовым в материалах расследования убийства фигурируют в качестве свидетелей под псевдонимами Марс и Старик.

…Через месяц после убийства в здание аль-Фарабийского РУВД города Шымкента вошел человек лет тридцати и заявил охранявшему вход постовому, что пришел добровольно сдаваться. Явившегося с повинной звали Торехан Жандос. Он дал полный расклад по убийству Мамырбека Алиева. Добровольца задержали, свозили на место преступления, где он показал, как все было, и поместили в следственный изолятор. А там стали ежедневно бить, требуя отказаться от своих признательных показаний и указать при этом, что прийти с покаянной его заставили некие два брата Бекзат и Максат, якобы заплатив тысячу долларов. Молотят бедолагу Жандоса так, что у того в конце концов не выдерживают нервы - он ломает столовую ложку и проглатывает отломанную рукоять. Дальше больница, операция и снова следственный изолятор, где издевательства продолжаются. В конце концов парень ломается: подписывает отказ от признательных показаний и показывает на Бекзата и Максата, как того требуют полицейские.
Жандосу дают два года условно за укрывательство преступления и отпускают в зале суда.
Дальше маразм только крепчает. Проходящих по программе защиты свидетелей Марса и Старика заедает совесть, что они оговорили невинного и совсем им не знакомого человека. На очной ставке они не могут смотреть в глаза Бекзату Тасымову. И не опознают в нем убийцу. А затем идут в прокуратуру и пишут заявление, где подробно рассказывают, как все было на самом деле. И про то, что не видели момента убийства, и про соседа Сацкова, и про то, как их запугивали. Прямо указывают, кто из полицейских это делал…

А получивший свой условный срок Торехан Жандос пишет заявление, где тоже рассказывает, как все было на самом деле. Что не знает никаких Бекзата и Максата. Что никого он не убивал, а взять на себя преступление его попросил некий Азиз, с которым он работал на местном базаре. Якобы Азиз предложил за это не тысячу долларов, а целых 80 тысяч, что для него очень большие деньги. А потом его в здании аль-Фарабийского РУВД консультировали некие полицейские. Они же вывозили его на место убийства и говорили, какие показания давать, чтобы взять “мокрое” дело на себя, но выйти сухим из воды. А потом вдруг, наоборот, стали бить, чтобы он отказался от всего, что уже успел наговорить…
Понятно, что при таком раскладе уголовное дело затрещало по всем швам.
Следователя, который его вел, отстраняют. И поручают другому. Тот, допросив всех участников, выносит постановление о прекращении уголовного преследования Бекзата Тасымова за отсутствием в его действиях состава преступления. И в отношении его брата Максата, которого уже успели обвинить в подкупе свидетеля, - тоже. Но прокуратура отменяет это решение, требуя более тщательного разбирательства.
А новый следователь вдруг погибает.
Расследование поручают третьему. Но он полностью солидарен со своим погибшим предшественником - дело в отношении Бекзата Тасымова и его брата Максата прекращает.
Но прокуратура отменяет постановление и этого следователя. А сам следователь тоже погибает...

А тот, который не стрелял, все еще остается под следствием. Бекзат Тасымов уже четвертый год находится под подпиской о невыезде, хотя дело его никак не клеится.
Нынешний начальник ДВД Южно-Казахстанской области Серимжан Досумов узнал о подробностях этого дела от нас. Сказал, что оно досталось ему по наследству от предшественников. И пообещал взять расследование под свой контроль и лично во всем разобраться.
Что ж, при желании ему нетрудно будет установить личности полицейских, учинивших этот беспредел в стенах аль-Фарабийского РУВД. Тем более что их имена давно известны - даже в нашей редакции они есть. При том же желании он запросто может выявить среди подчиненных тех, кто вынуждал отказаться от своих показаний явившегося с повинной Торехана Жандоса, а потом руководил его дальнейшими действиями, чтобы тот не выходил за рамки сочиненной ими версии убийства. А что стоит главному полицейскому области найти того самого Азиза с местного рынка, вроде бы сулившего Торехану Жандосу 80 тысяч долларов, если тот возьмет вину на себя? Вот тогда, глядишь, и след настоящего убийцы отыщется.
Если, конечно, генерал Досумов действительно хочет во всем разобраться.


Геннадий БЕНДИЦКИЙ, е-mail:
benditsky@time.kz , фото Владимира ЗАИКИНА

Поделиться
Класснуть