7685

Что шепчут дубы-колдуны?

Что шепчут дубы-колдуны?С тем, что Алматы превращается в архитектурного монстра без индивидуальности и истории, мы уже смирились. Гораздо труднее проститься со славой зеленого города. Но, видимо, скоро придется это сделать.

Профессор Казахского национального аграрного университета Геннадий ГОЛОЩАПОВ (на снимке) в помощь тем, кто хочет возродить славу города-парка, подготовил справочник, в котором описаны более пятидесяти деревьев и двадцати кустарников, традиционно используемых в Алматы.
- К сожалению, сейчас посадками занимаются все, кому не лень, - переживает Геннадий Викторович. - Иногда мне кажется, что озеленение города превратилось в большой бизнес, где больше думают об откатах, чем о том, как сделать город красивым. Я уже не говорю о бесконечных акциях, когда суют в землю что попало и где попало.

- Вроде бы нехитрая наука - посадить дерево: вырой ямку да найди саженец. Или обязательно еще “крэкс, пэкс, фэкс” добавить?
- Не слова нужны, а знания - что и где сажать. Вот скажите, много ли у нас в городе сосен? Нет. Потому что это дерево не растет при большой загазованности. В крайнем случае сосну можно использовать в парках. Перед нашей сельхозакадемией в 1948 году были посажены сосны, и, как видите, у них достаточно жалкий вид. Тем не менее вдоль улицы Шаляпина, пробитой до Яссауи, натыкали эти сосны через полтора метра в три ряда! Если не засохнут, это будут чахлые деревца с пучком веток наверху.

- Генерал-губернатор КОЛПАКОВСКИЙ, закладывавший город, не был профессиональным озеленителем...
- Это был думающий и наблюдательный человек. Все, что он и БАУМ сделали, и сейчас жизнеспособно. Весь центр города засажен дубами, которые прекрасно чувствуют себя. Но это же не значит, что можно бездумно втыкать дуб везде. Во-первых, это растение любит хорошую плодородную почву. В городе сейчас такой уже нет, к тому же наши улицы много десятилетий принимают на себя весь смог, пыль, грязь мегаполиса. Во-вторых, у дуба есть и еще одна особенность, хорошо известная профессионалам. К столетию Ленина в 1970 году решили проспект Ленина (ныне Достык) застроить высотными домами, а под большие деревья примостили саженцы молоденьких дубков. Прошло 40 лет, а деревья почти не выросли. Дело в том, что дуб любит расти в “шубе”, но с открытой “головой”, то есть в окружении других деревьев, но при этом быть выше всех. Но кто думает о таких вещах? У нас ведь любят натыкать и отрапортовать!

- Зато сейчас ни один субботник не обходится без горожан, принимающих участие в посадках!
- И что толку? Это стало настоящей бедой Алматы. Да, эколог ЕЛЕУСИЗОВ много говорит о зеленом городе, каждый субботник сажает в предгорьях тополя, в нижней части - ели. Потом все это благополучно дохнет. Все делается для галочки. И очень много дури - например, идея посадить на проспекте Райымбека ели.

- Согласитесь, ель - одно из самых популярных растений. Из-за этого стонут даже частные ландшафтные дизайнеры - ни один особняк, в каком бы стиле он ни оформлялся, не обходится без ели.
- В 1961 году завезли к нам ель Энгельмана, она вначале растет хорошо, но лет через 20 верхушка загибается, дерево болеет и начинает чахнуть. Посмотрите на площадь Астана - и вы увидите эту печальную картину. А вот наша родная “тяньшанька” растет медленно, но с годами становится только более плотной и красивой. Ей нипочем ни смог, ни пыль.

- Алматинские аллергики сильно страдают от тополиного пуха. Может быть, имеет смысл отказаться от этого дерева?
- Опять же все дело в незнании - пирамидальный тополь прекрасно размножается черенками. Для посадок в городе надо просто брать материал с мужского дерева - тогда он не будет пушить. Кстати, тополь должен был бы жить лет 50-60, а у нас деревьям по полтора века, потому что сажали их рядом с арыками. Это вообще отдельная тема. Город закладывался как оазис, с прямыми улицами, арыками и парками. Мы сломали направления улиц, закрыли речки в бетонные ложа и удивляемся, что город задыхается от жары и пыли.

- Почему же у нас нет какого-то городского свода правил - что сажать? Неужели в этом могут разобраться только специалисты?
- Дело в том, что Алматы состоит из нескольких зон. Выше проспекта Аль-Фараби - предгорья, идеальная зона для апорта. Я не приветствую разговоры о возрождении апорта, потому что эта яблоня может расти только на определенной высоте, там, где сейчас у нас сады застроены частными особняками. От проспекта Аль-Фараби до Райымбека центр города хорошо озелененный, с разветвленной арычной сетью, питательными почвами, но загазованный, грязный. А вот ниже Райымбека высокий уровень грунтовых вод. Там не растут сосны и ели, зато прекрасно чувствуют себя карагачи. А есть деревья, которые просто не подходят для нашего климата - например, каштаны. Это красивое растение, но оно не для нас. Когда закладывали парк Первого президента, посадили очень много каштанов. Сейчас эти деревья гибнут, они простывают на сквозняках предгорий. Каштан подходит для закрытых пространств, для парков. А у нас умудрились улицу Саина озеленить каштанами. Я когда увидел - ахнул: ну прямо Дерибасовская! Неужели некуда деньги девать? Вдоль Фурманова устроили пестроту и показуху - бордюры из петуний. Сколько денег на это уходит! Лучше бы создали новые скверы. Ведь зелень в городе не только для красоты нужна, но и для борьбы с загазованностью, шумом и пылью.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть