8822

Не по понятиям

Аксакалы, состоящие в родстве с учителями основной школы пригородного села Григорьевка, устроили судилище над председателем родительского комитета Жаухасын ЖУМАГУЛОВОЙ (на снимке). Ее вина в том, что потребовала от властей проверить квалификацию работающих в школе педагогов. Женщине велели собирать скарб и выезжать из села. Местные агашки перестали здороваться с ее мальчишками. А завучу по воспитательной работе Когаршин МУСИНОЙ, вступившейся за родительницу, учительница казахского языка Асия КАДЫРОВА плюнула в лицо. В прямом смысле.
В результате пережитого стресса сыновья Жаухасын - 12-летний Дархан и 15-летний Бауржан - на прошлой неделе были госпитализированы в отделение кардиологии детской областной больницы. Еще месяц назад Бауржан имел чистую медицинскую карточку - рос на редкость здоровым ребенком. А сейчас волосы подростка поседели.

Григорьевская основная (с обучением до 9-го класса) школа с 90 учениками и 27 сотрудниками, в общем-то, не отличается от десятков других малокомплектных сельских учебных заведений Казахстана. Разве что возрастом - ведет свое лето-счисление с 1873 года, когда открылась как церковно-приход­ская. И еще музеем, хранящим кости мамонта, которые директор Еркен ИСКАКОВ нашел на берегу Иртыша в окрестностях села. А в остальном - все как везде в глубинке: несерьезное отношение к пению, трудам, рисованию, преподавание одним учителем нескольких предметов, внутришкольная иерархия, основывающаяся на местных обычаях. Поэтому когда несколько лет назад учитель физкультуры серьезно оскорбил старшего сына Жаухасын, директор не стал его увольнять, а отправил мать физрука извиняться перед соседкой по законам села и народа - та обнажила седую голову и покаялась. А физрук, имеющий, к слову, два высших образования, написал расписку: “Я, Бильгожинов Бауржан З. учитель физкультуры письменно ИЗВЕНЯЮСЬ перед родителями Жумагулова Рустама за ОСКРИБЛЕНИЕ словами: голубой и шалава. Обязуюсь впредь не ОСКРИБЛЯТЬ”.
Прочитав сей опус, Жаухасын рванула в школу и попросила у директора разрешение посетить какой-нибудь урок у Рустама. И увидела, как на уроках труда дети слоняются от безделья, а педагог Самал БЕИСОВА играет в игры на мобильном телефоне.
Вскоре физрук был назначен преподавателем валеологии, Беисова (помимо профильного предмета) стала вести уроки русского и казахского языков, работала школьным психологом. Тогда Жумагулова и начала писать жалобы: ее Рустам был отличником, избирался президентом школы, и она очень хотела, чтобы он получил качественные знания и смог успешно учиться дальше.
- Жаухасын выдвигала правильные требования, все ее жалобы подтверждались, выезжали комиссии, заставляли педагогов писать поурочные планы, ответственнее относиться к подготовке уроков, - признался начальник отдела образования Павлодарского района Кайрат СМАГУЛОВ. - Ее сообщения, конечно, принесли школе конкретную пользу.

Не по понятиямВ 2008 году григорьевская школа была одной из отстающих, а в прошлом учебном году по результатам промежуточного государственного контроля выбилась в лидеры. То ли инициированные матерью комиссии вынудили педагогов хорошо работать, то ли новый директор Бахыт­гуль БИСМЕЛЬДИНОВА, сменившая в 2008 году Еркена Искакова, лучше справлялась с обязанностями. Два года Жаухасын Жумагулова, у которой сейчас в школе учатся второй и третий сыновья, была спокойна. А в 2010 году вернулся прежний директор.
- Мы перевели Еркена Искакова на повышение - руководить Чернорецкой средней школой № 2 на центральной усадьбе, но он завалил там показатели. Пришлось вернуть его в Григорьевку, - сообщает начальник райотдела образования. - Может, мы ошиблись, когда попросили Бисмельдинову уступить Искакову директорское кресло. Может, надо было его перевести в простые учителя. Не справляется мужик с женским коллективом, работать никого не может заставить, только кричит и жалуется, что его не слушаются.
В последний раз родительница взялась за перо в ноябре, когда стала встречать местных учителей в рейсовом автобусе, следующем в город.
- Я их спрашиваю: а как же уроки, куда директор смотрит? А они мне отвечают: да его самого нет, - рассказала Жаухасын Жумагулова.

...На прошлой неделе я поехала в Григорьевку. В том, что в школе проблемы с учительской дисциплиной, стало понятно сразу: на уроке труда пятеро мальчишек грустно наблюдали, как вяжут крючком две девчонки.
- А наш учитель занят, - пояснили они.
На состоявшейся позже встрече педагоги втолковывали мне, мол, это вам не город.
- У каждого из нас хозяйство, гости, не всегда есть время писать поурочные планы. Сегодня несколько учителей заболело, кто-то отпросился в город, поэтому трудовик пошел вести уроки у первоклассников, - пояснили они.
О Жумагуловой педагоги неожиданно отозвались очень тепло. Она хорошая мать, ее дети воспитанные, уважительные, старательные. Второй сын Бауржан - гордость школы, как прежде и Рустам, заканчивающий сейчас на красный диплом машиностроительный колледж.
- И как соседка Жаухасын хорошая, - добавляет учитель казахского языка Асия Кадырова - та, что плевала в завуча. - И хозяйка умелая, и нас всегда гостеприимно встречала.
За что же тогда всеобщее порицание? За то, объясняют учителя, что пишет жалобы и в школу вновь повалили проверяющие. Усомнилась в квалификации учителей, а они в этом селе родились... Как же можно взять и всех обидеть?
Потому и пошли педагоги по селу с бумагой и насобирали 160 подписей под заявлением прокурору района - чтобы он заставил Жумагулову прекратить строчить письма. А что касается завуча - та и вовсе добрых слов не заслуживает.
- Я не плюнула, а сделала такой казахский жест, когда уже слов не осталось, - поясняет Асия Кадырова. - Она неуважительно отнеслась к педагогам, которые старше ее. А у нас так не положено - сначала уважение, потом - работа.
А что касается Жаухасын Жумагуловой, то она готовит документы в суд - собирается подать иск к односельчанам о защите чести и достоинства.

Ольга ВОРОНЬКО, фото автора, Павлодар, тел. 8-7772265543, e-mail: ovoronko@mail.kz
Поделиться
Класснуть