8694

Правительство подсело на трансфертную “иглу”

На вопросы наших читателей отвечает доктор экономических наук Магбат СПАНОВ.

Алматинка (вопрос с сайта www.time.kz):
В какой валюте лучше хранить сбережения, если Нацбанк со следующего года отправит тенге в “управляемое плавание”?
- Я считаю, что в ближайшее время стоит ожидать некоторых колебаний курсов тенге к доллару и евро, поэтому отдавать предпочтение какой-то из этих валют не надо - лучше хранить сбережения сразу в трех. Кроме того, часть денег я рекомендую вкладывать в ценные бумаги. Тут как раз недавно правительство выступило с инициативой выбросить в ближайшее время на фондовый рынок акции так называемых “голубых фишек” - компаний, входящих в фонд “Самрук-Казына”. Специально оговорено, что часть этих бумаг будет продана физическим лицам.
Однако в стране накоплены достаточные золотовалютные резервы. Поэтому, пока Григорий МАРЧЕНКО руководит Нацбанком, тенге будет укрепляться. Это значит, что относительно доллара он будет стоить меньше.

Вкладчик (вопрос с сайта www.time.kz):
Каков ваш прогноз курсов доллара и тенге на ближайший год?
- Думаю, доллар будет стоить от 120 до 145 тенге. Но это относительные цифры, поскольку на них будет влиять масса факторов, в том числе мировых - цены на нефть, возможная война в Северной Корее и т.д.

Данияр (вопрос с сайта www.time.kz):
Как простому казахстанцу купить акции “голубых фишек”?
- Этот вопрос надо задать правительству, от которого зависит, насколько открытым будет процесс продажи. Ведь еще свежа в памяти ситуация с ПИКами, когда в начале 1990-х каждому казахстанцу обещали, что он станет совладельцем того или иного предприятия. Но на деле вышло иначе. Главное - чтобы такая ситуация не повторилась теперь. К сожалению, наша экономическая система очень закрытая, и тут многое решает “телефонное право”. Поэтому не исключено, что акции купят те, кто ближе к этим компаниям. Считаю, должны быть созданы специальные веб-сайты и пункты продажи акций.

Анвар КАПАЛОВ, Алматы:
Стоит ли ожидать очередной девальвации казахстанской валюты?
- Исходя из заявлений Марченко, конечно, нет. Хотя тенге отправлен в плавание, все равно для него будет сохранен определенный коридор. Ведь бюджет страны верстается исходя из мировой стоимости нефти и доллара. Поэтому, естественно, правительство будет поддерживать тот курс тенге, который нужен.
Кстати, девальвация в феврале 2009 года не принесла ожидаемых результатов - экономическая активность в стране снизилась. Это хорошо видно по налогам: в 2010 году доля запланированных налоговых поступлений составит 13 процентов от размера ВВП, хотя в прежние годы она всегда равнялась 25-28 процентам. Я не знаю, чем гордится нынешнее правительство, которое научилось лишь одному: залезать за трансфертами в Национальный фонд.
В феврале 2009 года нас “честно” обманули - мы тогда стали беднее на 25 процентов (а если учитывать инфляцию, то гораздо больше). Никто не хочет в этом признаваться и тем более извиняться. Хотя при грамотном подходе девальвацию могли бы провести, как в России: постепенно, мягко. Народ ведь все видит и делает свои выводы.

Психологист (вопрос с сайта www.time.kz):
Как вы считаете, будет ли привязан тенге к рублю из-за Единого экономического пространства с Россией?
- Конечно, наши экономики будут синхронизированы. И в любом случае встанет вопрос о наднациональной валюте, а это, согласитесь, для Казахстана - частичная потеря суверенитета. Думаю, к этому вопросу мы подойдем лет через пять. Меня лично пугает даже не само ЕЭП, а растущие амбиции России. Сейчас они заявляют об огромном количестве проектов, в том числе спортивных, но смогут ли все это одолеть при громадном уровне коррупции и нехватке человеческих ресурсов?

Алихан МУЖАПАРОВ, Алматы:
Почему правительство не хочет, чтобы будущие пенсионеры смогли использовать часть пенсионных накоплений до наступления пенсионного возраста?
- Наша пенсионная реформа не продумана и не отвечает интересам населения - она удобна только власти. Конечно, должны быть механизмы, позволяющие человеку использовать накопленные средства, не дожидаясь старости. А сегодня все больше людей не доживают до пенсии: по статистике мужчины в Казахстане в среднем живут 62 года, а их пенсионный возраст - на год выше.
Пенсионную систему надо реформировать. Но этот вопрос кабинет МАСИМОВА, видимо, решил оставить для следующих правительств. Думаю, к реформе пенсионной системы практически подойдут где-то после 2017 года, когда полностью заработает накопительная система и когда 3 млн. ныне самозанятых казахстанцев останутся без накоплений на старость. Как-то я беседовал с одним высокопоставленным управленцем пенсионной системы. Он высказался с циничной прямотой: “Пенсионеры просто все умрут”.

- Главы пенсионных фондов признают: доходность пенсионных накоплений не успевает за инфляцией...
- ...потому что правительство не создало условий, чтобы деньги пенсионных фондов инвестировались в крупные индустриальные проекты - нефтепроводы, стратегические трассы и т.д. Конечно, при таких условиях фонды будут работать себе в убыток. Думаю, казахстанцам стоило бы дать шанс использовать накопления еще до выхода на пенсию - например, взять ипотеку в государственном банке.

Пенсионер (вопрос с сайта www.time.kz):
Дефицит нашего бюджета - 700 млрд. тенге, или 2,8 процента от ВВП. При этом мы стали активно доить Национальный фонд. Спрашивается: где реальная экономика страны? Может, не теми налогами облагаем нефтяные и горно-металлургические отрасли, позволяя вывозить капитал за рубеж?
- Согласен с вами. Со следующего года запланирован ежегодный трансферт в бюджет из Национального фонда в размере 8 млрд. долларов, или 1,2 трлн. тенге. А это - треть доходной части фонда! В этом - вина правительства, подсевшего на трансфертную “иглу”. И ничего не делается для того, чтобы с нее “спрыгнуть”.
Например, можно было бы пересмотреть пошлину на нефтепродукты. В 2010 году в Казахстане экспортная пошлина на тонну нефти равнялась 20 долларам, планировалось, что в 2011 она составит 40 долларов. Но под давлением крупных транснациональных компаний от этих намерений отказались, оставив прежнюю цифру - 20 долларов. Как видите, против сильных лоббистов наше правительство беспомощно. Для сравнения: в России экспортная пошлина на тонну нефти - около 300 долларов.
Кроме того, несмотря на все принимаемые меры, вырос внешний долг страны: на конец 2009 года он составлял свыше 110 млрд. долларов. Причем наши банки должны были за рубежом порядка $46 млрд. К концу этого года долг банков уменьшится до $16 млрд., но общий внешний долг страны вырастет до $115 млрд. - за счет увеличения долга государства. Одни только национальные компании должны 20 млрд. долларов!
Вообще, выявляется интересная закономерность: каждый премьер-министр до своего назначения был специалистом в какой-то области, но при нем именно эта сфера прозябала. Например, АХМЕТОВ считался крепким промышленником, но как только стал премьером - промышленность страны лихорадило. При нефтянике БАЛГИМБАЕВЕ все было плохо с нефтью. Назначили финансиста МАСИМОВА - финансовый сектор страны пошел на спад.
Это уже не похоже на простое совпадение...

РИА (вопрос с сайта www.time.kz):
Как в ближайшее время будет вести себя рынок жилья?
- Я думаю, цены на жилье будут расти. Ведь в Казахстане ежегодно нужно строить 12 млн. квадратных метров недвижимости, чтобы в течение 20 лет решить жилищные проблемы всего населения. Мы, к сожалению, на эту цифру далеко еще не вышли, хотя численность населения растет, а объем строительства из-за кризиса сильно уменьшился. А в крупных городах - Алматы, Астане и Атырау - недвижимости не хватает.

American CPA (вопрос с сайта www.time.kz):
Какие перспективы Таможенного союза Казахстана, России и Белоруссии?
- Как экономист я очень положительно оцениваю Таможенный союз. Но он пока далек от идеала. Правительства трех стран лукавят, говоря, что ТС одномоментно принесет доходы и приведет к снижению цен. Все видят, что этого не происходит. Думаю, после адаптационного периода - года через два-три - цены могут пойти вниз. Хотя к этому скорее приведет вступление наших стран в ВТО, чем в ТС. Это, конечно, будет благом для населения, однако нашим производителям придется внедрять в производства новые технологии, чтобы снизить себестоимость своей продукции. К сожалению, они к этому в основном,не готовы - казахстанские производители привыкли думать прежде всего о быстрых доходах.

Селянин (вопрос с сайта www.time.kz):
Почему наше государство не может или не хочет хранить свои резервы в драгоценных металлах?
- Наше государство хранит часть резервов в золоте. Однако цена металла постоянно меняется, потому государство “держит яйца в разных корзинах” - в основных валютах и в акциях крупнейших компаний мира. Понятно, что это риски, но лучше сберечь хоть что-то, чем потерять все сразу.

Виктор БУРДИН, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
Поделиться
Класснуть