6431

А я - один в коляске!

Когда-то врачи и учителя искренне недоумевали: зачем мальчику с такой инвалидностью учиться читать и писать? Уж слишком безнадежным казалось его состояние. Сегодня 21-летний Нуркен БЕКТАСОВ - студент второго курса заочного отделения факультета казахского языка и литературы одного из вузов Семея.

Диагноз у новорожденного был как приговор: тяжелая форма ДЦП с целым букетом сопутствующих болезней…
- В то время, когда другие малыши уже вовсю переворачивались, ползали, тянулись за игрушками, мой сын лежал пластом не в силах пошевелиться… - мама Бакыт не может без слез вспоминать первые годы жизни Нуркена. - Казалось, он обречен на растительное существование… Но однажды я заметила, что Нуркен живо реагирует на окружающий мир!
Мальчик заговорил в два года. Но сделать свои первые шаги так и не смог. Виной тому - патологическая слабость мышц. Его ноги не в силах удержать вес тела. Не слушается и левая рука. А сжать в правой ручку или ложку Нуркен может, лишь приложив титанические усилия. Да и сидеть ему удается только с опорой. Слишком слабая спина…
- Сын нуждается в постоянном уходе - прямо как годовалый малыш, - вздыхает Бакыт. - Но зато какой у него острый ум!
У Бакыт ушли годы, чтобы убедить в этом других. Когда в родном селе в Жарминском районе Восточно-Казахстанской области закрылись сначала школа, вслед за ней - больница, а потом и последний продуктовый магазин, одинокая женщина с больным ребенком вынуждена была перебраться в Семей. Родственники помогли купить квартирку на окраине города. Но все ее попытки добиться для сына обучения на дому натыкались на яростное сопротивление врачей.
- Да вы что! У вашего сына - энцефалопатия. Это же поражение головного мозга! А вы не боитесь, что умственные нагрузки отразятся на нем самым пагубным образом? - твердили люди в белых халатах.
Бакыт возражала: “Мозг нуждается в пище! Если его не нагружать, он атрофируется!”.
Когда медики уступили ее напору, Нуркену исполнилось уже 10 лет.
- Мои ровесники перешли в четвертый класс, а я только учился читать, писать и считать, - с улыбкой говорит Нуркен.
Со временем он стал осознавать недостатки обучения на дому. Учителя то и дело норовили под благовидным предлогом пропустить занятия с особым учеником. А если и приходили, то проводили урок спустя рукава… В какой-то момент Нуркен понял: нужно научиться добывать знания самостоятельно. И настоял, чтобы мама, откладывая ежемесячно деньги, купила ему компьютер.
После девятого класса Нуркена поставили в известность: он не сможет продолжать обучение в школе, поскольку ему исполнилось 18 лет.
- Конечно, мне можно было бы попробовать поступить в колледж, - говорит Нуркен. - Но я-то мечтал о вузе!
Он и факультет давно выбрал - казахский язык и литература. Что и неудивительно: парень запоем читал народные эпосы и исторические романы на родном языке, сочинял стихи и даже пробовал перекладывать их на музыку.
Взвесив все за и против, Нуркен решил, что не сдастся так легко. Для начала он окончил экстерном десятый и одиннадцатый классы... за один год! Еще год ушел на подготовку к ЕНТ. К нему он готовился сам - на репетиторов не было денег.
- Я хорошо помню день тестирования, - выдыхает он. - Огромная аудитория. Много народу. А я - один в инвалидной коляске! Мне было очень сложно приспособиться отмечать правильные ответы в тестах. Рука не слушалась. Но я справился: уложился в три с половиной часа...
Увы, пробелы в знаниях дали о себе знать. Нуркен набрал всего 57 баллов. О гранте не могло идти и речи. А как платить за учебу, если вдвоем с мамой живешь на одно пособие по инвалидности, Нуркен не знал…
И тут Бакыт - совершенно случайно, утверждает она, - узнала о существовании квоты для инвалидов. Подали заявку - ответа пришлось ждать вечных два месяца. Но ожидание не оказалось напрасным: Нуркен получил так называемый ректорский грант!
Первый курс неординарный студент закончил на 4 и 5. Он не стесняется признаваться, что не смог бы учиться без мамы: чего он добился бы без нее?!
- Она мои ноги! Мама приносит мне задания с кафедры и относит обратно - уже выполненные, ходит по библиотекам, везде собирает необходимую для меня информацию…
Сам Нуркен может выезжать в город не чаще одного раза в неделю: так регламентированы услуги для инвалидов.
- Конечно, когда начинается сессия, приходится фактически каждый день пользоваться общественным транспортом. И это настоящая мука! - негодует Нуркен. - Когда нет поблизости мужчин, меня на коляске затаскивают в автобус женщины. Страшно неудобно! Но нет другого выхода. Иначе не попадешь на консультации и экзамены.
Его жизнь значительно могла бы облегчить дистанционная форма обучения. Но пока ее смог опробовать на себе только один студент из Семея, страдающий тяжким недугом. Это 20-летний Никита БОЧКАРЕВ (см. “Настоящий мужчина”, “Никите открыт весь мир”, “Шлем для Никиты”, “Счастливый случай”, “И невозможное возможно”, “Время” от 22.1 и 19.2.2009 г., 17.6.2010 г., 22.1 и 17.2.2011 г.).
Никите не повезло еще больше, чем Нуркену. Паралич не только полностью обездвижил его, но и лишил дара речи. С внешним миром он может общаться только при помощи компьютера.
- Сначала мальчик нажимал на клавиатуру носом и подбородком, а потом “усом” специального шлема, который смастерил отец! - восклицает директор Восточно-Казахстанского технико-экономического колледжа из Усть-Каменогорска Елена ФРОЛОВА. - Его мужеством нельзя не восхищаться! Когда мы узнали, что он хочет выучиться на техника-программиста, специально для него разработали индивидуальный план обучения. Преподавателей с учеником связывает электронная почта. Никита отлично справляется со всеми заданиями. Сейчас мальчик уже перешел на второй курс. Учится он бесплатно…
Директор центра по обслуживанию на дому детей с ограниченными возможностями Семея Рымжан ТЫНЫСОВА рассказала, что только она знает девять детей с тяжелейшими недугами, которые хотели бы последовать примеру Никиты Бочкарева. Но…
- В тех вузах и колледжах страны, где есть дистанционная форма обучения, квота для бесплатного обучения инвалидов исчерпана. А там, где квота есть, дистанцион­но еще не учат… - констатирует Рымжан Тынысова. - Между тем в продолжении образования после окончания школы дети с глубокой инвалидностью подчас нуждаются даже больше, чем здоровые! Это позволяет им найти приложение своим силам и выйти в большой мир, от которого они с рождения чувствуют свою оторванность.
Чиновники от образования, что скажете?..

Милана ГУЗЕЕВА, фото автора, Семей, тел. 87055245953, e-mail: lana_semey@mail.ru

Поделиться
Класснуть