11146

Неудавшаяся посадка

В линейном отделе внутренних дел на станции Петропавловск и в транспортной прокуратуре Северо-Казахстанской области разгорается большой скандал. Суд апелляционной инстанции оправдал человека, осужденного их стараниями на 7 лет лишения свободы за незаконное приобретение, хранение и покушение на контрабанду наркотиков.

История петропавловца Максима СЮСЮГИНА очень похожа на злоключения ветеринара из села Макарьевка Константина УЛАСЕНЯ. Напомним, в середине февраля к Константину домой зачастили полицейские под предлогом оформления его в ЛТП. Потом увезли в ОВД - якобы для получения документов. А через несколько часов он вдруг оказался задержанным возле пунк­та пограничного перехода на границе с Россией без единого документа в кармане, но с килограммом марихуаны за пазухой. Концы с концами не сходились в этом деле с самого начала, но ветеринар заученно твердил в суде о своей виновности, повторяя обвинительное заключение. На показания селян, противоречащие материалам дела, внимания никто не обращал, неудобных вопросов не задавал, и Уласень получил 3 года лишения свободы. А после приговора передал матери письмо, в котором сообщил, что стал жертвой полицейской провокации с подставными свидетелями, но бороться с целым ОВД не смог, а если бы и попробовал, то просто получил бы гораздо больший срок (см. “Приключения Айболита из Макарьевки”, “Посадочный материал”, “Это страшные, подлые люди”, “Время” от 17 и 31.3, 4.8.2011 г.).
Согласно материалам уголовного дела, Максим Сюсюгин 15 сентября прошлого года не нашел наркотики, как Уласень, на автовокзале, а незаконно приобрел 106,62 грамма гашиша “при неустановленных следствием обстоятельствах с целью последующей перевозки в г. Омск РФ”. Сел в вагон № 10 поезда Кисловодск - Новокузнецк и был тут же задержан доблестными стражами порядка местного ЛОВД.
И в отличие от оказавшегося провокатором Валерия М., которого, согласно показаниям селян, полицейские сами доставили к Уласеню домой, Александр ДЕРЕВНИН с Максимом Сюсюгиным встретился случайно. Как впоследствии было установлено в суде апелляционной инстанции, он познакомился с ним 14 сентября 2010 года за бутылкой вина. Вечером того же дня новый приятель позвонил Максиму на мобильный телефон, предложил утром встретиться на вокзале и ехать на заработки в Россию. Сюсюгин в это время был без работы, очень нуждался в деньгах и поэтому с радостью согласился.
С утра 15 сентября благодетель долго поил его водкой в привокзальном кафе и, доведя до кондиции, купил ему билет в вагон № 10 российского поезда. При этом “друг Саня” уверял Максима, что сам он поедет в 16-м вагоне. Но Максим был уже не в состоянии заметить, что такого вагона в этом составе попросту нет. Перед тем как посадить клиента в поезд, Деревнин сунул ему за пояс брюк пакет, обещая чуть позже забрать поклажу. Однако едва Сюсюгин дошел до своего места в поезде, как его задержали полицейские.
Максим Сюсюгин в отличие от Уласеня не испугался, не дал себя сломать и не пошел у полицейских на поводу. Он не оговаривал себя, а с самого начала говорил, как все было на самом деле. Не стал отказываться от адвоката, а его защитник Игорь ПЕТРОВСКИЙ хорошо знал нравы и обычаи местных транспортных полицейских. В недавнем прошлом он в звании подполковника и должности заместителя начальника ЛОВД на станции Петропавловск сам руководил ими. Впрочем, в суде первой инстанции все это его подзащитному никак не помогло. А в ответ на утверждения подсудимого о своей невиновности судья Михаил ГУСЕВ, приговоривший его к 7 годам лишения свободы, ехидно пошутил.
- Судья сказал Сюсюгину: “И что, может быть, мне тебя не только отпустить сейчас, но и наркотики еще тебе вернуть?” - вспоминает тот эпизод Игорь Петровский. - Такая “шутка” возмутила даже присутствовавшего на процессе прокурора…
Между тем, как выяснилось, Александр Деревнин во время всей осуществляемой им операции находился в режиме постоянных переговоров по сотовому телефону с оперуполномоченным отдела по борьбе с наркобизнесом ЛОВД на станции Петропавловск Евгением ПРИТОЛЮКОМ. А вечером 14 сентября он даже встречу на завтра назначал Сюсюгину… с телефона Притолюка! И с утра 15 сентября до момента задержания жертвы провокатор и его руководитель 28 раз выходили друг с другом на связь по телефону, координируя действия! Но как только Сюсюгин был задержан, их переговоры как ножом обрезало.
Евгений Притолюк в суде апелляционной инстанции врал, что 15 сентября отпросился с работы и занимался домашними делами, но никакого документа об освобождении от службы предоставить так и не смог. Зато, согласно данным базовых станций мобильной связи, зафиксировавших постоянные звонки оперативника и Сюсюгина друг другу, в тот день Притолюк находился в зоне местонахождения ЛОВД на станции Петропавловск и железнодорожного вокзала.
Оперативники ОБН ЛОВД на станции Петропавловск Нурлан БИЛЯЛОВ и Талгат КУНАНБАЕВ задержали Сюсюгина, заведомо зная, что у него находится в пакете. Они врали в показаниях, будто бы он им сразу заявил, что наркотики ему дал некий неустановленный Саня и обещал за их перевоз в Россию 4 тысячи российских рублей. И понятые, и медики вокзала Петропавловска, оказавшиеся свидетелями задержания Сюсюгина, и пассажиры купе опровергли их показания о таких пояснениях задержанного.
Следователь ЛОВД Дмитрий ЛИ состряпал материалы уголовного дела в отношении Сюсюгина как попало. Помимо прочего в суде апелляционной инстанции, в частности, было установлено, что тексты не соответствующих действительности показаний двух понятых и двух оперативников, допрошенных в разное время, похожи, как братья-близнецы! Как следует из приговора суда, они “изготовлены компьютерным способом путем механического переноса идентичного текста из протокола в протокол, о чем подтвердил в суде апелляционной инстанции следователь Ли Д.В.”.
Мало того, уже отсидевший ранее срок за кражу провокатор Деревнин по постановлению Петропавловского городского суда с 24 сентября 2010 года был объявлен в розыск, в отношении его была избрана мера пресечения в виде ареста за совершение мошенничества. Но никто не мог его найти, и полицейские УВД города 2 ноября 2010 года возбудили розыскное дело. Однако это никак не помешало следователю Дмитрию Ли два раза,
6 и 7 декабря 2010 года, допросить находящегося в розыске Деревнина и… беспрепятственно отпускать на свободу. Согласно показаниям следака, Деревнина к нему на допросы приводил кто-то из сотрудников ЛОВД. А вот обеспечить его явку в суд эти полицейские, выходит, почему-то не смогли…

5 июля 2011 года суд апелляционной инстанции оправдал Максима Сюсюгина, выпустил его из-под стражи и вынес частное постановление “о грубых нарушениях уголовно-процессуального закона, допущенных сотрудниками ЛОВД на ст. Петропавловск и Северо-Казахстанской транспортной прокуратуры”. В этом документе так подробно расписаны действия всех причастных к этой провокации лиц, что сажать их самих на скамью подсудимых можно хоть сейчас. Но отвечать за свои действия им всем очень не хочется. И пока оправдательный приговор не вступил в законную силу, транспортная прокуратура области его опротестовала. Очевидно, в надеж­де, что как-нибудь пронесет.

Виктор МИРОШНИЧЕНКО, фото автора, Петропавловск, тел. 8-7772588479, e-mail: mukomol@mail.kz

Поделиться
Класснуть