8384

Невесёлый молочник

Казахстан рискует проиграть России и Белоруссии битву за молоко

Молочный союз Казахстана обеспокоен новым техническим регламентом для молока в рамках Таможенного союза. Документ разрабатывается российской стороной и, собственно, лоббирует интересы производителей северного соседа. Эксперты полагают: если Казахстан не станет отстаивать позиции отечественной отрасли, пострадает не только изготовитель, но и рядовой потребитель этого продукта.

Самая главная проблема молочной отрасли Казахстана со всеми вытекающими последствиями - отсутствие инфраструктуры для сбора сырого материала. До 90 процентов сырья для всех молочных продуктов наши производители “добывают” по частным подворьям и всего лишь 10 процентов закупают у фермерских хозяйств, которых в стране не так много. Для сравнения: в Белоруссии 90 процентов молока поступает на предприятия отрасли с фермерских комплексов. Естественно, у них и сырье намного качественнее.
- Белорусы создали “молочную” инфраструктуру на государственном уровне, у них на базе колхозов и совхозов созданы большие фермерские хозяйства, работающие по европейским стандартам. А мы по дворам молоко в прямом смысле слова ведрами собираем, - рассказывает Лидия МИХЕЕВА, эксперт ОЮЛ “Молочный союз Казахстана”. - У них прямо на месте - санитарный контроль, ветеринарный, там же проводится первичная обработка молока. У нас одна хозяйка сдает чистое молоко, другая уже какое-нибудь смешанное - получается смесь низкого качества.

Словом, ясно одно: молочные реки стране в ближайшее время явно не светят. Тем более, что удои в осенне-зимний период снижаются почти вдвое. Поэтому наши молочники работают по технологии “восстановленное молоко”. Во всем мире восстановленным называют молоко, полученное при добавлении воды к сухому или сгущенному молоку. Сухое молоко растворяют в теплой воде и выдерживают не менее 3-4 часов - для набухания белков, а также для достижения нормальной плотности и вязкости. Затем смесь очищают, охлаждают и проводят еще несколько технологических пассов, при этом ничего к молоку не добавляя. Эта общепринятая технология и позволяет выживать отечественному производителю.
Сейчас в России разрабатывают проект технического регламента Таможенного союза на молоко и молочную продукцию, дебаты вокруг которого не утихают уже больше года. Этот документ вводит новую терминологию, согласно которой некоторые молочные продукты (в том числе и восстановленное молоко) будут маркироваться как “молочный напиток”. Это, по мнению участников рынка, нанесет сокрушительный удар по всей молочной индустрии Казахстана.
- В России пытались ввести такой термин, и сейчас мы можем наступить на те же грабли, - рассказывает Екатерина КУПРИЯНОВА, менеджер категории молочных продуктов одной из казахстанских компаний. - “Молочного напитка” на полках не стало, когда они лишили фермеров возможности “сушить” лишнее молоко. В условиях нашего климата это неприемлемо. У нас очень высокий коэффициент “зима-лето” - 3:1, то есть зимой по сравнению с летом втрое меньше сырого молока. Чтобы уровень потребления молока в Казахстане не падал, многие производители частично используют восстановленное молоко. Термин “молочный напиток” - совершенно незнакомое для потребителей понятие, и его использование может сильно ударить по отрасли, а наплыв импортной продукции нанесет ощутимый удар по местным производителям, - отмечает Куприянова.

Пессимизм коллеги относительно “молочного напитка” разделяет директор Молочного союза Казахстана Владимир КОЖЕВНИКОВ. По его словам, производители рады бы работать исключительно с натуральным молоком, но в стране для этого нет условий. Г-н Кожевников утверждает: восстановленное молоко - не исключительно искусственное:
- По самой технологии восстановленное молоко - это не химическое молоко, это природное молоко, “высушенное”, оно используется и в кашах, и в детском питании. Если сейчас “закрыть” его доступ на внутренний рынок - а наши люди вряд ли будут покупать “молочный напиток”, - то пострадает, прежде всего, потребитель. В таком случае мы сильно рискуем: у нас нет технологии проверки импортного молока... То есть обезо­пасить наших потребителей от какой-нибудь забеленной массы из пальмового масла, которую сюда станут поставлять в больших количествах, мы не сможем. Мы обратились уже в несколько казахстанских ведомств с этой проблемой. Самое главное, что сейчас должно делать государство - защищать позиции своего производства от сильного российского лобби.
Эксперты полагают: говорить о продовольственной безопасности можно в том случае, если до 80 процентов потребляемой населением продукции производится внутри страны. Если у потребителя не будет возможности выбора, то проблема отдельной отрасли превратится в социальную - люди будут вынуждены покупать импортную продукцию с риском для здоровья либо некачественную с рук в местах стихийной торговли.

- Любая экономическая интеграция (а именно это подразумевает Таможенный союз) - своего рода революция, и в этих условиях в первую очередь должно реагировать государство, защищая свои рубежи, - считает экономист Петр СВОИК. - У Казахстана это пока не очень хорошо получается. Наивно думать, что бизнес сам сможет справиться с возникающими у него конкурентными проблемами на общем таможенном пространстве. По признанию министра сельского хозяйства Асылжана МАМЫТБЕКОВА, до 80 процентов всей сельхозпродукции производится на частных подворьях, а это экономический уклад средневековья. И превратить то же молочное производство в современное крупнотоварное - прямая государственная задача. Меж тем на карте индустриализации Казахстана есть только несколько теплиц и откормочных площадок. А в битве за молоко мы обречены на проигрыш российским и уж тем более белорусским производителям.

Зарина АХМАТОВА, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть