13107

Докопались до джунгар

Вот это буддистский колокольчик!” - археолог Эмма УСМАНОВА (на снимке) поднимает со стола и протягивает мне какой-то облепленный вековыми наростами предмет, в котором с равной долей очевидности можно разглядеть как колокольчик, так и губную гармошку. Протягивает, а сама внимательно следит, как бы журналист с индифферентным взглядом не грохнул бесценную находку об пол. Потому что рассыплется.
- А вот наконечник стрелы…
О, это поинтереснее, разумеется... Но где же золото, причудливо изогнутые кинжалы, браслеты и кольца? А нету. И, что странно, не надо.
Ценность тех находок, что демонстрирует Эмма Радиковна, вовсе не в содержании драгметаллов, а в самом факте их существования - это артефакты впервые найденного в Казахстане (а возможно, и на территории всего Евразийского континента) захоронения джунгар.

Признаться, фраза “впервые найденное захоронение джунгар” звучит странно. Уж сколько преданий в народе сложено, книг написано, фильмов снято про наших исторических недругов, а археологических доказательств их существования, оказывается, и не было! Ну благо теперь есть - Казахский НИИ по изучению проблем культурного наследия номадов, финансировавший проект, свой хлеб даром не ест.
- Это совместное открытие историков, геологов и археологов, - говорит Эмма Радиковна, периодически отвлекаясь на экспонаты - тут подправить, там поддержать. - Первыми выступили историк Ирина ЕРОФЕЕВА (экс-директор КазНИИ номадов. - Т.Б.) и геолог Булат АУБЕКЕРОВ. Как известно, в 1727 году произошла Булантинская битва, которая ознаменовала начало победных действий казахских воинов против джунгар. Известна и местность сражения - междуречье Буланты и Калмаккырган (на территории нынешней Карагандинской области). Но где конкретное место боя, на каком поле вроде Ватерлоо или Куликова все произошло, никто не знал. Междуречье занимает площадь 5000 кв. километров - попробуйте найти! Ерофеева с Аубекеровым, руководствуясь историческими источниками и отталкиваясь от геоморфологических характеристик (например, битва не могла быть в лесу или в гористой, сильнопересеченной местности), сделали свои предположения. В этом им помогал местный краевед Шалабай ТАЖИБАЕВ из города Сатпаева. После теоретических выкладок и исследования территорий место было вычислено.
Ну а раз там была битва, то должны быть погребальные сооружения. Мы обнаружили несколько захоронений и сделали выводы, достаточно умозрительные, что они не сакские, не тюркские и не казахские. Дело в том, что саки и тюрки не хоронили в ложбинах, как в нашем случае, а выносили погребение на высокое место в виде кургана. А казахи (и мусульмане в целом) никогда не устраивали могил на пути воды.
Сомнения были до самого последнего момента. У джунгар насчитывалось 6 видов погребальных ритуалов, среди которых одним из самых распространенных являлось сожжение. Практиковалось также и оставление тел умерших воинов в степи, после чего их тела растаскивали птицы и хищники. Во многом из-за этого ученые не могли найти джунгарские погребальные сооружения…

- Но тут сомнения ваши развеялись.
- Да, когда мы начали извлекать сопутствующий погребальный инвентарь. Джунгары были ламаистами (тибетский буддизм. - Т.Б.), и специфичный колокольчик, плита с изображением Будды, икона с изображением ламаистского божества сразу дали понять, кому принадлежат захоронения. Более того, судя по берестяным колчанам, ножам и стрелам, лежали там воины (причем, что интересно, они были похоронены без одежды, то есть обнаженными). Всего мы вскрыли 4 джунгарских захоронения. Теперь мы можем точно сказать, что именно в этой местности состоялась Булантинская битва. Точнее, серия битв, поскольку дело вряд ли ограничилось одним боем - джунгары отступали по Булантинскому коридору в сторону Сарысу, хороня потерянных воинов.

- Четыре джунгара - не слабовато ли для целой Булантинской битвы, этого Сталинграда казахского народа? А где апофеоз войны типа картины Верещагина - земля, усыпанная человеческими костьми?
- Ничего подобного нет и быть не могло. Во-первых, сами казахи никогда не оставляли воинов на поле боя, а увозили их на родовые захоронения. Во-вторых, джунгары и казахи всегда предоставляли друг другу возможность хоронить погибших. В-третьих, никаких миллионных армий в то время не  собиралось — народные сказания, как правило, гиперболизируют факты. Тысячи, может быть, десятки тысяч воинов, и все. Ну и, кроме того, захоронения там есть еще - надо продолжать работы.

- К слову, о значении тех событий - Буланты действительно имеет для казахского народа такое же значение, как Куликовская битва для русского?
- Абсолютно. Здесь впервые Абулхаир хан собрал военное ополчение из представителей всех трех жузов для отражения неприятельской агрессии - до этого они действовали порознь. Впервые прозвучал призыв не делиться, а объединиться против врага. Это очень важное событие для последующего развития казахов, роста их самосознания как единой, цельной нации. По большому счету, сегодняшняя независимость Казахстана - эхо событий 1727 года. Мы знаем, что родоплеменная структура сохранилась у казахов до сих пор, а вот призыв “мы вместе” первый раз сработал именно у Буланты. И после этой битвы, повторюсь, началось победоносное шествие казахов.

- Говорят, казахи постоянно снимают кино и рассказывают про войну с джунгарами потому, что те - единственные, кто не обидится.
- Против чего я выступаю, так это против выставления джунгар тупым и злобным народом. Они были образованны - у них существовала своя письменность, что о многом говорит. Многие представители феодальной знати учились в Лхасе в буддийских монастырях. У них была регулярная, хорошо оснащенная армия. Да и отношения с казахами у джунгар складывались гораздо сложнее и интереснее, чем взаимодействие двух противников. У джунгар трагическая судьба. Они были последней кочевой империей, а империи всегда гибнут. У них не бывает иной участи.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail: tulegen@time.kz, фото из архива Эммы УСМАНОВОЙ

Поделиться
Класснуть