17918

За базары - ответят

В Петропавловске по обвинению в присвоении вверенного чужого имущества (часть 3 статьи 176 УК) арестован заместитель начальника ГУ “Управление по сбору местных налогов акимата Северо-Казахстанской области” Алим ШАЙМЕРДЕНОВ.

По сведениям из заслуживающего доверия источника, задержан он был сотрудниками финансовой полиции, прибывшими специально для этого из Астаны, 2 ноября в своем рабочем кабинете вместе со старшим контролером Алматом РАХИМЖАНОВЫМ. Операция проводилась по распоряжению республиканского руководства финполиции, а санк­цию на ее проведение давал заместитель генерального прокурора страны Иоганн МЕРКЕЛЬ. 4 ноября Алима Шаймерденова арестовали.
В его кабинете были изъяты 300 тысяч тенге, которые, по мнению следствия, являются частью “черной кассы”, пополняемой из сумм сборов на рынках города. Ему вменяется хищение 86 миллионов тенге с начала этого года, однако эта сумма может значительно возрасти: задержание Шаймерденова имеет давнюю и очень скандальную предысторию.
Не доверять местным силовикам и прокурорам во избежание утечки информации у республиканских финполовцев были веские основания. Хищение половины всех денег, поступающих с рынков города, в управлении по сбору местных налогов областного акимата было вскрыто в Петропавловске еще в 2009 году, однако осталось без последствий (см. “Финику на пряники”, “Большая охота”, “Не успели уволить”, “Кому казна - кому мать родна”, “Меры преступной предосторожности”, “Интрига со взяткой” - “Время” от 8, 9 и 25.7, а также 15.10 и 12.11.2009 г.)
Напомним, тот скандал случился после задержания 4 июля 2009 года тогдашнего начальника областного департамента финансовой полиции Султана НОГАЕВА при получении им взятки в 120 тысяч долларов от тогдашнего же начальника департамента экономики и бюджетного планирования акимата Северо-Казахстанской области Еркына ЖУЛАНОВА. Сотрудник местного ДКНБ Жанат НУТПАЕВ сообщил тогда:
- Подполковник полиции Султан Кемалович Ногаев вымогал и получил эти денежные средства, а еще требовал выплачивать ему 10 тысяч долларов ежемесячно.
Принес 120 тысяч долларов в тот день Ногаеву и Жуланову в ресторан именно Алим Шаймерденов. Он положил их на стул в нескольких метрах от Ногаева, следом ворвались комитетчики и задержали финполовца.

На допросе Ногаев заявил, что первый раз на встречу с Жулановым его уговорил председатель уголовной коллегии Северо-Казахстанского областного суда Бекет ТУРГАРАЕВ.
Султан Ногаев и в суде уверял, что каждый раз он встречался с Жулановым только после убедительных просьб Бекета Тургараева. Однако, по словам Ногаева, денег он не вымогал, а хотел установить схему хищения бюджетных средств. Потому что уже после первой встречи понял: “Все объемы сбора налогов устанавливает это управление, он как бы является посредником. Жуланов начал называть фамилии Серика БИЛЯЛОВА (аким Северо-Казахстанской области. - В.М.), КАС­КИНА, его заместителя, других людей. Сказал, что я знаю, от кого он пришел, кто звонил, кто сидел. И сказал, что деньги передает начальник 5-го управления (ДКНБ по СКО. - В.М.) Алик АШИРБАЕВ”.
Свое задержание и арест Ногаев объяснял происками врагов и провокацией КНБ. И в развернувшихся в ту пору в Петропавловске всенародных обсуждениях ситуации слово “подстава” тоже звучало постоянно. Не то чтобы обыватели поверили в кристальную честность начальника департамента финполиции - они просто не верили, что он может быть таким идиотом, который сам лично придет в рес­торан за мешком денег, имея в распоряжении богатые оперативные возможности по обеспечению их безопасной передачи. Молва утверждала, что на самом-то деле Ногаев пострадал из-за своего желания влезть в долю на празднике жизни, где большие люди делили между собой навар с рынков Петропавловска. А когда у них нарисовался конкурент и лишний рот, они с ним якобы и разобрались.
Журналисты тогда регулярно донимали правоохранительные органы вопросами о хищении денег в управлении по сбору местных налогов. И в конце июня 2009 года зампрокурора Северо-Казах­станской области области Дмитрий ИВАНОВ рассказал:
- Сбор налогов с рынков должен был составлять более 30 миллионов в месяц, в то время как управлением (налоговым. - В.М.) собиралось налогов в среднем на сумму 440 тысяч тенге в день и менее 14 миллионов тенге в месяц - вдвое меньше положенного.
12 октября 2009 года Султан Ногаев получил 10 лет колонии общего режима. Однако ожидавшихся уголовных преследований чиновников из управления по сбору местных налогов областного акимата в связи с выявленными там хищениями так и не последовало, а Шаймерденов после тех событий даже был повышен в должности. Материалы проверки прокуратура области передала в ДКНБ, в недрах которого они благополучно и канули.

Но сейчас Алим Шаймерденов был задержан втайне от прокуратуры Северо-Казах­стан­ской области. И сразу после того, как начальник местного департамента КНБ Нурлан КЫДЫРБАЕВ покинул свой пост и отправился к новому месту службы - в Актобе. В связи с этим слухи о том, кто именно получал деньги с рынков города на протяжении многих лет, вспыхнули в Петропавловске с новой силой. Злые языки говорят, будто бы арестованному Шаймерденову предложен богатый выбор: взять все на себя, получить в перспективе обвинение по статье 235 УК  “Создание и руководство организованной преступной группой” и сесть на максимальный срок или дать показания на высокопоставленных получателей черного нала с рынков города и отделаться минимальным наказанием. Еще утверж­дают, что отбывающий наказание Султан Ногаев не оставил надежды поквитаться со своими обидчиками. И будто бы уже передал Шаймерденову весточку, настоятельно советуя ему быть очень разговорчивым...

Виктор МИРОШНИЧЕНКО, фото предоставлено ДКНБ по Северо-Казахстанской области, Петропавловск

Поделиться
Класснуть