8038

Паркинг в колёса

100 тенге в час - такова будет стоимость услуг платных автостоянок в южной столице уже в скором будущем

Как сообщил в интервью интернет-порталу Tengrinews заместитель начальника управления природных ресурсов и регулирования природопользования Алматы Эльдар КИЛЬДИБАЕВ, согласно утвержденным правилам организации платных стоянок один час парковки обойдется водителям в 100 тенге - независимо от района. При этом он отметил, что правила никак не ограничивают время пребывания на стоянке. Г-н Кильдибаев добавил: операторы платных стоянок, которые, к слову, будут оснащены паркоматами, не будут нести ответственность за сохранность автомобиля. Сами же парковки снабдят системами видеонаблюдения, а записи с видеокамер будут храниться на центральном сервере: это позволит любому автовладельцу в случае необходимости использовать их при обращении в правоохранительные органы.

Между тем нововведение пришлось не по вкусу всем нашим экспертам без исключения. Вот что они думают по этому поводу.

Сергей УТКИН, юрист:
Надо разобраться
- В данном случае оплата идет не за услугу - парковку на стоянке с охраной автомобиля, а просто за пользование кусочком земли на какое-то время. То есть эта система аналогична европейской. Правда, я еще не совсем четко представляю, как все это будет у нас организовано. Но надо сделать так, чтобы все деньги шли напрямую в бюджет и чтобы при этом никто не “химичил”. Самый простой способ - автоматизировать систему. Это один из выходов из ситуации, когда желающих припарковаться много, а возможности ограниченны. Тем не менее, честно говоря, я не вижу, как такое ноу-хау решит проблему в целом. У нас в Казахстане, в отличие от той же Европы, свободной земли хватает. Спокойно можно найти участок под парковку, не создавая головных болей ни властям, ни населению и не заставляя водителей раскошеливаться дополнительно.

Петр СВОИК, политик:
Почем парковка для народа?
- Эта новация - следствие того, что акимат не несет ответственность перед населением, потому что избирается сверху. И бюджет формируется точно так же - сверху. Поэтому ситуация с организацией платных автостоянок у нас развивается странным образом. Деньги все берут, а какая ответственность за это? Никакой! Прежде чем делать платные паркинги, нужно четко расписать обязанности и ответственность, за что берутся деньги и куда они будут деваться. То есть сначала надо решить вопросы “зачем” и “как”, а уж потом - “сколько”. Но у нас, как обы­чно, начали сразу с “главного”.

Эдуард ЭДОКОВ, президент Независимого автомобильного союза:
Попытка - не пытка
- Это очередная попытка перенять какой-то западный опыт, но я пока не уверен, что все получится так, как хочется. Хочу сразу отметить лишь одно: оснастить парковки системами видеонаблюдения - идея хорошая. Я еще не изучал подробно весь механизм работы платных автостоянок, но у нас ведь любая идея в конечном итоге будет работать на чей-то карман - к гадалке не ходи! И потом, если никто не будет отвечать за машину, какой смысл в этой парковке? Только чтобы разгрузить улицы, избежать хаотичной стоянки? А как же интересы автовладельцев?

Танирберген БЕРДОНГАРОВ, экс-депутат мажилиса:
Это перевод стрелок!
- Я думаю, что организация платных стоянок, равно как и передача техосмотра частным компаниям, - некий ход, чтобы перевести стрелки народного недовольства с государства на частника. А что частник - сегодня он есть, а завтра - нет. Моя позиция такая: я негативно воспринимаю подобные информационные посылы, периодически возникающие в связи с парковками. То предлагают ввести SMS-оплату, то везде устанавливать паркоматы. Но когда, будучи еще депутатом, я изучал этот вопрос, выяснил: в Алматы места общественного пользования - дороги, скверы, парки, тротуары - согласно закону не могут быть использованы как платные паркинги. Ближе к роспуску мажилиса мои коллеги-депутаты активно агитировали меня войти в число инициаторов поправок в закон, чтобы исключить эту норму из закона. То есть узаконить частные паркинги! Но, на мой взгляд, этого делать нельзя. Ведь у нас есть люди, которые даже разово 100 тенге не могут заплатить за парковку, не говоря уже о почасовой оплате. С другой стороны, права всех граждан должны быть равны - тем более если речь идет об общественных территориях. Не стоит забывать и о том, что структура ГКП “Алматыпаркинг” абсолютно непрозрачна: судьбу доброй половины денег, которая не обеспечивается фискальными чеками, проследить невозможно. Куда они идут? В карман парковщика или же на благоустройство городских территорий? А если эти финансовые потоки все же учитываются, то почему “Алматыпаркинг” не отчитается за них перед горожанами? Я знаю одно: никаких специализированных паркингов в Алматы за весь период работы “Алматыпаркинга” построено не было.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, Роман ЖОВТИС, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

От редакции Мы решили выяснить все нюансы функционирования платных автостоянок и позвонили начальнику управления природных ресурсов и регулирования природопользования Алматы Алтаю РАХИМБЕТОВУ. Алтай Ергазинович, сославшись на занятость, пообещал ввести нас в курс дела в ближайшее время.

Поделиться
Класснуть