10022

Держи иномарку!

Президент Казахстана сразу после выступления в парламенте с Посланием народу устроил хорошую взбучку членам ново-старого правительства. На орехи досталось всем без исключения (см. “Ни хрена не работаете!”, “Время” от 28.1.2012 г.). Возмутило главу государства и то, что программа импортозамещения, о которой так много говорится с высоких трибун, практически не выполняется.

- В Акмолинской области создали автосборочный завод “КамАЗ-Инжиниринг”, - напомнил министрам Нурсултан НАЗАРБАЕВ. - Можно увеличить выпуск автомобилей в три-четыре раза только за счет спроса со стороны госсектора и нацкомпаний. Но какие машины мы покупаем, посмотрите? Начиная от аппарата чиновников все покупают “тойоты”. Что с ними будет, если они будут ездить на наших машинах? О каком мы импортозамещении говорим, когда сами ни хрена не работаем?!
Ответная реакция не заставила себя ждать: буквально на следующий день министр финансов Болат ЖАМИШЕВ радостно сообщил, что его ведомство пересмотрит все госрасходы в сторону уменьшения. Правда, c поддержкой отечественного автопрома за счет госсектора Болат Бидахметович предлагает повременить: импортными авто, по его словам, чиновничий аппарат будет пользоваться до полного износа (машин, а не чиновников). Сам он тоже не спешит пересесть на казахстанского “железного коня”: мол, ему это и не надо, так как он “живет в 10 минутах ходьбы от министерства и пешком на работу ходить готов”. Мы решили поинтересоваться у наших экспертов: следует ли нашим чиновникам пересаживаться в отечественные автомобили или же продолжать эксплуатировать “тойоты”, “лексусы” и прочее, а может, лучше, вняв г-ну Жамишеву, начать ходить пешком?

Танирберген БЕРДОНГАРОВ, экс-депутат мажилиса:
Слушайте его, бандерлоги!
- Все это необходимо рассматривать с точки зрения финансовой выгоды для кошельков наших граждан. Нужно сравнить, что будет дешевле - использование “тойот” или “шкод” казахстанской сборки. Это можно сделать путем подсчета непосредственно стоимости самого автомобиля и амортизационных расходов. Если стоимость “шкоды” будет дешевле, то нужно пересаживаться на отечественный автопром. Но если наше изделие в эксплуатации окажется дороже, то это ляжет тяжким бременем на плечи налогоплательщиков. А значит, необходимо наводить порядок в нашем автопроме. Может быть, стоит открывать линии по сборке “тойот” в Казахстане. Жамишев как министр финансов владеет всеми цифрами. И если он считает, что ходить пешком дешевле, то, наверное, стоит к нему прислушаться.

Эдуард ЭДОКОВ, президент Независимого автомобильного союза:
А автобусом не пробовали?
- Если подходить к этому вопросу с экономической точки зрения, то эксплуатация “тойот” до полного износа обойдется бюджету дешевле. Но, с другой стороны, можно продать одну “тойоту” и купить, к примеру, две “шкоды”. Если же рассуждать с точки зрения простого обывателя, то я бы хотел, чтобы чиновники походили пешком - так они станут ближе к народу и на собственной шкуре почувствуют: каково это - ездить в автобусе в час пик.

Серик СЕЙДУМАНОВ, заместитель акима Алматы:
Главное - качество
- У меня служебный автомобиль - “Тойота Камри”. Естественно, я готов ее использовать до полного износа. Во-вторых, журналисты знают: до работы и обратно я хожу пешком. Что касается отечественного автопрома, то, если будет повышаться качество его продукции, мы обязательно будем за него.

Мурат АБЕНОВ, депутат мажилиса:
Эх, крутил бы я педали…
- Я прагматик. И поэтому считаю: в данной ситуации необходимо принимать такое решение, которое будет экономически выгодным для Казахстана. Если мы сейчас спишем “тойоты”, то это будет не очень эффективно. С другой стороны, это породит новый всплеск коррупционных нарушений, когда чиновники эти “тойоты” начнут списывать и продавать своим приближенным. Поэтому лучше всего начиная с этого года прописывать в условиях тендера: закупленный автомобиль должен быть казахстанского производства. Есть и другая альтернатива - велосипеды. Я вот пару раз пробовал сам крутить педали, но, к сожалению, у нас не оборудованы стоянки для велосипедов и велосипедных дорожек нет. Учитывая, что Астана расположена на равнине, чиновникам можно было бы использовать и велосипеды. Таким образом они убили бы двух зайцев сразу: и здоровье поправляли, и подали пример остальным.
Если же у чиновника есть желание ездить на красивой импортной машине, то кто ему запрещает приобрести ее за свои деньги? Необязательно это делать за счет бюджета. Мы сейчас ездим по регионам и видим, что это достаточно серьезная проблема: областные акиматы очень часто меняют служебные автомобили. При этом покупают дорогостоящие марки. В регионах такая мода - от старшего брата к младшему: центральные аппараты покупают автомобили, на следующий год приобретают новые, а старые передают нижестоящим структурам. С этим необходимо бороться. Для этого тендеры по покупке автомобилей надо сделать более прозрачными. Обратите внимание: у нас изначально эта сфера очень коррумпирована. Потому что во все эти тендеры заранее закладывают суммы, превышающие рыночную стоимость этих автомобилей. То есть чиновники думают не только о том, чтобы купить престижную машину, но еще и о том, как бы на этом заработать.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее