10814

Полукенкелесы, прижмите задницы!

Прошли те времена, когда школьных руководителей олицетворяли чуткие и деликатные интеллигенты, про которых снимали фильмы “Доживем до понедельника” и “Ключ без права передачи”. Нынешние директора школ - это подчас настоящие “удельные князьки”, по степени самовластия и вседозволенности способные перещеголять любого бастыка! Сегодня в Жамбылской области набирает обороты скандал, связанный с директором таразской средней школы № 26 Гульнар АБДУАЛИЕВОЙ (на снимке): уволенная за серьезные нарушения, она никак не желает покидать свое кресло.

Подобные ситуации в Жамбылской области возникали всегда из-за того, что в директора учебных заведений попадали люди по звонку, через подношение… А потом сами же руководители органов образования не знали, как избавиться от горе-директоров, для которых казнокрадство, оскорбления и даже избиения своих подчиненных становились, что называется, нормой жизни. Но в случае с Абдуалиевой есть одна особенность: в регионе подростковая преступность за последние десятилетия набрала такие обороты, что прославила его на весь Казах­стан. Терпеть далее такое становилось уже невозможно. Важно было переломить психологию директоров школ, привыкших ради спокойной жизни укрывать факты вымогательств среди учащихся.
- Как только меня назначили на эту должность в мае 2010 года, я сразу уведомила директоров, что теперь никто их не станет “бить” за выявленные случаи преступлений школьников, а вот за их укрывательство наказание будет жестким, - говорит начальник гороо Тараза Маржан КУЖАЕВА. - И когда я узнала, что директор СШ № 26 Гульнар Абдуалиева скрывает историю своего ученика, уличенного в вымогательстве, я объявила ей строгий выговор.
Этот скандал рассматривался на нескольких прокурорских совещаниях и лег в основу информационного письма прокурора Жамбылской области Багбана ТАИМБЕТОВА областному акиму Канату БОЗУМБАЕВУ. В нем прокурор сообщает, что его ведомство неоднократно указывало полиции на необходимость принятия мер в отношении взрослых лиц криминального толка, которые практически поставили на счетчик школьников СШ № 26, расположенной по улице Аскарова (бывшая Кирова).
“В результате проведенных мероприятий 14.1.2011 года, - докладывает прокурор, - сотрудниками УКП ДВД области установлены и получены заявления от родителей в отношении ученика 9-го класса СШ № 26 Бекзата Амирбекова (имя нами изменено. - Г.В.) по кличке Бека, который занимался вымогательством среди одноклассников с последующей передачей денег взрослым лицам противоправной направленности. Однако, узнав об этом факте, 16 января 2011 года директор школы Абдуалиева, вызвав к себе мать Амирбекова, рассказала ей о том, что за вымогательство могут посадить ее сына, и посоветовала немедля перевести сына в другую школу. После чего Амирбеков в срочном порядке был переведен в СШ села Куренбель Жуалынского района. То есть вместо пресечения преступления и оказания содействия правоохранительным органам директор школы Абдуалиева воспрепятствовала проведению мероприятий и способствовала уводу от ответственности подозреваемого”.

Далее в этом письме прокурор Таимбетов возмущается чересчур мягким наказанием - выговором - для директора школы и требует рассмотреть вопрос о соответствии занимаемой должности директрисы-укрывательницы.
Но два наказания за одно нарушение не бывает. Приказ о строгаче остался в силе. Однако очень скоро появилась другая причина, по которой пребывание Абдуалиевой в должности директора школы становилось невозможным. Дело в том, что она попала в число 32 руководителей, в чьих школах результаты ЕНТ оказались ниже среднереспубликанских, из-за чего проштрафившиеся директора получили направление на тестирование по основам законодательства, педагогики и управления. Тестирование Гульнар Бегадиловна не прошла - не набрала пороговый балл. Справедливости ради надо сказать, что не одна она - таких “незнаек” оказалось 15 человек. Их послали на повторное тестирование, но и его директриса СШ № 26 и шестеро ее коллег завалили. После этого в их школы пришли проверяющие из областного управления образования и обнаружили массу недостатков. Затем состоялось заседание экспертной комиссии (в нее вошли руководители органов образования и профсоюза), вынесшей рекомендацию рассмотреть вопрос о соответствии занимаемым должностям этой семерки. Потом была еще одна комиссия - горакимата. И только после этого состоялось увольнение.
И что же? Абдуалиева поспешила в суд - отменять приказы, восстанавливаться и получать за моральный вред. Все это у нее очень даже хорошо получилось. Судья Таразского городского суда Уалига КАЙМАНОВА удовлетворила все ее исковые требования.
Судя по содержанию судебного решения, никакого вымогательства в школе не было вообще, а злодеи-полицейские просто взяли да и наговорили на бедную женщину, “свои упущения в работе преподнесли как нарушения со стороны руководства школы…”.

Ну, собственно, городской суд не последняя инстанция, его решение уже опротестовала прокуратура. Но вот что интересно: после того как Абдуалиева вернулась в родной коллектив, высветились новые “грани” ее руководства - о них сообщили учителя, очень просившие не называть их имен. Оказывается, у большей части коллектива возвращение шефини вызвало настоящий ужас. Педагоги решили воскресить несколько эпизодов из истории правления своей начальницы. Итак…
- Было это два года назад, я тогда училась в 8-м классе, - вспоминает ученица СШ № 26 Сымбат АЙДОС­КЫЗЫ. - Мы с ребятами стояли в спортзале, вошла директор школы. Она, видимо, подумала, что у меня во рту жевательная резинка, подскочила, стала разжимать мне челюсти, залезла пальцами в рот и стала искать жвачку. Не найдя, принялась ногтями царапать мне щеки, потом схватила за волосы и ударила о стенку. Я заплакала и ушла. На уроке у меня засочилась кровь из лица, мне разрешили уйти, а вечером мы с мамой пошли в полицию. Потом директор просила у нас прощение, и мы ее простили. Но забыть я это не могу!
- Однажды директор школы ударила моего сына-пятиклассника, - поясняет Жарылкасын АЙТБАЙ. - Сын, конечно, неправильно себя повел - ушел с урока, но не бить же его за это! Потом, правда, она попросила прощение…
- Помню случай, когда Гульнар Бегадиловна вошла в мой кабинет, и ей не понравилось, что я поздоровалась с ней сидя, - рассказывает учитель математики Гульнар УТЕНОВА. - Она схватила с окна горшок с цветком и запустила в меня. Я едва увернулась! После этого я ушла работать в другую школу…

Для справки. За три года директорства Абдуалиевой из школы уволился 61 человек. А те, что остались, составили своеобразный словарь наиболее часто употребляемых директрисой слов (эти “ласковые” обращения руководительницы к своим подчиненным были указаны в анонимных анкетах педагогов): қатын (баба), сүмелек (никчемный), арамтамақтар (дармоеды), малсыңдар (скоты), жынды (ненормальная), көттерiңдi қысыңдар (прижмите задницы). Самыми популярными словами в директорском лексиконе были полукенкелес и полужармес, что означает “полудурки”…

Галина ВЫБОРНОВА, Тараз, тел. 8-7013757573, e-mail: vibornova@time.kz, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, фото Ольги ЩУКИНОЙ

Поделиться
Класснуть

Свежее

Как я чуть не стал наркокурьером Страна легкого поведения
Как я чуть не стал наркокурьером

Раньше, в 1990-х, чтобы получить статус барыги, требовалось пройти долгий и нелегкий путь от простого пацана на побегушках до братка, которому можно доверять. Сейчас же все гораздо проще - достаточно иметь телефон и желание.

89
Будет сидеть! Я сказал… Зона риска
Будет сидеть! Я сказал…

Ночью на обочине объездной дороги был найден мерт­вым начальник седьмого управления департамента полиции Северо-Казахстанской области Сапар АУГАЛИЕВ. На вторые сутки задержали подозреваемого. И не стали отпускать его даже тогда, когда этого потребовал прокурор.

215