15421

Взять - ­и отменить

Нужен ли в Казахстане техосмотр личного автотранспорта?

Ввести мораторий на прохождение обязательного технического осмотра автомобилей в Казахстане сроком на один год попросил премьер-министра Карима МАСИМОВА депутат нижней палаты парламента Виктор РОГАЛЕВ (на снимке). По его словам, в настоящее время не все владельцы автомобилей могут в срок пройти технический осмотр, так как по стране не хватает специализированных станций.

- Водителям приходится терять время и средства, сотни километ­ров из отдаленных населенных пунктов добираться до города, где имеются спецстанции, - пояснил причины своего обращения мажилисмен. - При этом представителям дорожной полиции в случае остановки автотранспорта будет сложно предъявить доказательства тех трудностей, которые в настоящее время имеются у авто­владельцев. В связи с проблемной ситуацией, с которой столкнулись автовладельцы при прохождении технического осмотра, прошу поручить соответствующим ведомствам рассмотреть вопрос о введении моратория на прохождение обязательного техосмотра автотранспорта сроком на один год, а также на применение санкций в отношении владельцев автотранспорта в виде штрафов.
В своем запросе Рогалев попросил правительство рассмотреть также вопрос о внесении соответствующих поправок в законодательство об отмене технического осмотра новых автомобилей в течение трех лет с даты его выпуска, за исключением специального автотранспорта и транспорта, осуществляющего пассажирские перевозки или опасные грузы.
Выступление Рогалева было поддержано коллегами. По их данным, сегодня в Казахстане действуют всего 163 линии в 70 центрах технического обслуживания. Депутаты подсчитали, что если разделить 3,5 миллиона автомобилей, зарегистрированных в республике, на это число, то получится, что имеющийся казахстанский автопарк сможет пройти техосмотр за полтора года!
Мы решили помочь Кариму Кажимкановичу определиться с ответом на депутатский запрос и опросили наших экспертов, что они думают о рогалевской заботе об автомобилистах.

Сергей УТКИН, юрист:
Не смешите людей!
- Мораторий для бизнесменов, которые вложили немалые деньги в станции тех­обслуживания, будет очень вреден. Понятно, что если введут мораторий, то никто не захочет проходить техосмотр в течение этого года. В итоге бизнесмены будут нести жуткие убытки. Далее, в Алматы, к примеру, 7-8 станций, а нужно, допустим, 27. Так вот, чтобы они появились, бизнесмены должны почувствовать вкус прибыли, чтобы заинтересоваться вложением средств в этот бизнес. А если целый год все это хозяйство будет стоять, то желания участвовать в этой сфере у них не появится.
Я вообще считаю, что техосмотр необходимо полностью отменить. Это абсолютно неоправданное мероприятие. Допустим, в той же Америке уже давно подсчитали, что это невыгодно. По их данным, в общей статистике ДТП аварии по причине неисправности автомобиля занимают всего полпроцента. И держать такую огромную систему ради того, чтобы исключить эти полпроцента, не только нерентабельно, но и неосуществимо.
Что касается Казахстана, то у меня стойкое ощущение, что сис­тема техосмотра у нас создана только для того, чтобы кто-то на этом наваривался: раньше гаишники, теперь Минтранском. Еще один немаловажный довод в пользу отмены техосмотра: это никому не нужно. Водитель, который пришел на техосмотр, явно не заинтересован в том, чтобы техосмотр проводился тщательно, дабы вы­явить каждый недостаток. Он хочет, чтобы его вообще не проверяли, но дали эту бумажку за 3-5 тысяч тенге. У станции технического осмотра тоже нет желания проверять машину тщательнейшим образом. Им проще ничего не делать и получить те же 5 тысяч. Единственное, что их может сподвигнуть на поиск неисправности, - коррупционный интерес, направленный не на то, чтобы машина была исправна, а на то, чтобы бабла срубить побольше с этого водителя. То есть наплевать на тех­осмотр всем, кроме Минтранс­кома. Ну пусть не смешат людей, что благодаря потугам Минтранс­кома вся эта система будет реально работать. Уверен, что все будет продаваться и коррупционно разрешаться. А если техосмотра не будет вообще, то исчезнет поле для коррупции, ведь каждый водитель будет сам следить за исправностью машины.

Арсений СИДОРОВ, президент Ассоциации казахстанского автобизнеса:
Мораторий - это неправильно
- Техосмотр необходимо проводить, но нужно его немного ускорить. Если вводить мораторий, то все машины получат отсрочку от прохождения технического
осмотра. Согласитесь, что состояние львиной доли автомобилей, которые сейчас ездят по нашим дорогам, далеко от идеала. Соответственно, вводить мораторий на проведение техосмотра - это неправильно.

Александр КАЛИНИН, президент Казахстанской ассоциации оценщиков:
Мораторий необходим
- В свое время я возглавлял Рес­публиканский научно-исследовательский центр безопасности дорожного движения. Тогда бывший министр внутренних дел Каирбек СУЛЕЙМЕНОВ поручал лично мне и Союзу водителей Казахстана рассмотреть возможность передачи проведения техосмотра в частные руки. Потом пришел министр Бауржан МУХАМЕДЖАНОВ и все это отменил. Поэтому я хорошо знаком с этой темой. И могу сказать: то, что техосмотр передан в ведение частных структур, это нормальная международная практика. Другой вопрос, что технологически и процедурно этот вопрос не был подготовлен. Необходимо было в первую очередь создать сеть станций диагностики - как передвижных, так и стационарных - и только после этого запускать. Мы просто рано начали реализовывать эту идею. Поэтому я  за мораторий. И необязательно его вводить на год, достаточно будет шести месяцев. Это хорошие деньги для частного сектора. За время моратория они успеют соз­дать необходимые стенды и завезти нужное оборудование. Поэтому мораторий необходим. И, кстати, техосмотр должны проводить частные компании, но окончательный штамп о его прохождении должен ставить дорожный инспектор. Это нормальная практика.

Бахыткельды АЙХИМБЕКОВ, начальник УДП Астаны:
От техосмотра нужно отказаться
- Если станций технического осмотра действительно не хватает и это создает определенные проблемы, то, естественно, нужно вводить мораторий до устранения этих проблем. Нужно создать станции технического осмотра территориально на местах, как это было, когда техосмотр был в ведении комитета дорожной полиции. У нас же таких проблем не было!
А вообще я считаю, что есть другой вариант разрешения этой проблемы. Если есть такая возможность, то техосмотр необходимо вообще отменить, а ответственность за неисправность автотранспорта возложить непосредственно на владельца. Причем вплоть до уголовной ответственности, если он ездит на технически неисправном автотранспорте. Все-таки он владеет транспортным средством повышенной опасности, а значит, именно он и должен быть в первую очередь заинтересован в его хорошем техническом состоянии.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее