11801

Клубок вдохновения

Вряд ли Айя БАПАНИ (на снимке) покажет свою коллекцию войлочных коктейльных и вечерних костюмов в Милане или Париже. У молодого дизайнера пока нет денег, чтобы воспользоваться приглашениями и покорять мировые подиумы, хотя дебют на Казахстанской неделе моды и был впечатляющим.

Дом Бапановых заметен сразу - на балконе сушатся свежеокрашенные полотнища ткани, словно облетевшие лепестки солнца. Под самой крышей просторная мастерская, где работают бок о бок отец, мама и дочь. Правда, вместе они бывают не так часто. Например, Сауле только что вернулась из Англии, где проводила мастер-класс по изготовлению войлока. И была поражена, как британские домохозяйки бурно радовались простым вещицам, свалянным своими руками, как обнимали мастерицу, уговаривали приехать еще. А глава семейства собирается в Нью-Йорк, где его гобелены примут участие в коллективной выставке. Бапановы-старшие настолько известны в художественном мире, что Айя слегка изменила фамилию - теперь она Бапани:
- Войлок я делаю с 13-14 лет. Когда заканчивала художественный колледж, подготовила дипломную коллекцию одежды. Она очень понравилась, но все были уверены, что мне помогала мама... А для меня это было как нож в сердце. Еще в журналах часто по-ошибке подписывают мои работы “Сауле Бапанова”. А мне, как любому художнику, хочется признания, хочется быть собой, а не дочкой Бапановых.

Родители не обижаются, они прекрасно понимают Айю, тем более что сами лет десять назад пережили творческий “развод”. Дело в том, что Сауле и Алибай всегда творили вместе, а работы считали общими. Даже в медовый месяц, пока гостили в ауле, сделали совместный гобелен. А потом накопились обиды.
- Он делал рисунок, а я была больше занята исполнением эскиза в шерсти… Получалось, что у меня не такая творческая работа, хотя я, как он, художник по образованию, училась в России. Да и коллеги говорили: “Конечно, у нее такой шикарный муж, это он все делает”.
- Сауле всегда на виду, а я не умею так общаться и ощущал себя в тени… И коллеги говорили: “Конечно, у него такая замечательная жена, это она все делает”.
Так бренд Бапановых распался, и получилось две марки.
- Родители поначалу не хотели, чтобы я стала художником, - говорит Айя. - Стабильности профессия не приносит, а сил отнимает много. Я честно училась в химико-биологической школе, но потом набралась смелости и сказала, что буду дизайнером одежды, собираюсь поступать в художественный колледж. Тогда родители попросили, чтобы хотя бы муж у меня не был художником...

Сейчас Сауле не подает виду, но страшно гордится Айей. Верит, что дочка уже переплюнула ее, ведь она не только любит и чувствует войлок, но и умеет конструировать одежду. Впрочем, это даже трудно назвать конструированием. Дело в том, что войлок не кроят, а сразу валяют в форме чапана или, в крайнем случае, рукава привязывают тесемками. У Айи же есть несколько своих ноу-хау, и она умеет добиваться идеальной посадки по фигуре даже вечернего войлочного платья или жакета. Более того, считает, что войлок надо носить прямо на голое тело.
Правда, Айя не уверена, что успеет подготовить новую коллекцию к весне. Уж слишком сложная работа. Например, над дебютной коллекцией она трудилась два года!
- Мне хотелось не только крой сделать удобным, а войлок тонким, но и осовременить национальный орнамент. Потому что золотой узор на бархате - это уже штамп. А в черно-белом исполнении орнамент выглядит очень стильно и современно.
Сейчас на рынках Казахстана киргизский войлок и шерсть чаще встречаются, чем отечественные. А ведь когда интерес к этому материалу только начал возрождаться, именно в Казахстане Бапановы организовали первый международный симпозиум по войлоку и пригласили участников из 12 стран.
- Многие народы делают войлок, - рассказывает Сауле, - но у казахов и киргизов, наверное, самые большие традиции в этом деле. Поскольку войлок используется практически везде: одежда, украшения, жилище, его убранство. Лет двадцать назад в Европе стали активно интересоваться войлоком. Основы ремесла узнавали в Монголии, Казахстане, потом старались осовременить древнюю технику, придумать новые ходы. А теперь войлок во всем мире переживает бум популярности, и мы ездим учиться у западных коллег.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть