10092

Трое в сарае, не считая собаки

Пенсионеров Роберта АБГАРЯНА, Людмилу и Леонида ШЕПЕЛЬ в садоводческом обществе “Алатау”, что находится в поселке Тау Самалы Карасайского района Алматинской области, знает практически каждый. Три гордых голодных пенсионера - так окрестили их люди.

Роберт Абгарян родился в 1942 году в Нагорном Карабахе и знает, что такое голод, не понаслышке. Голодал он в детстве в послевоенные годы, затем в зрелом возрасте, когда случился печально известный карабахский конфликт, случается такое и теперь - на восьмом десятке лет.
- Я перебрался в Казахстан из-за карабахского конфликта, - рассказывает Роберт Гургенович. - Сразу же прописался, тогда с этим проб­лем не было, ведь везде был Советский Союз. Спустя несколько лет перевез сюда семью - детей, жену Людмилу и ее брата Леонида.
После их переезда уже в суверенный Казахстан занялись оформ­лением документов. Когда все было практически готово, сгорел паспортный стол, а вместе с ним и документы Шепель. Пришлось восстанавливать. Отправляли запросы, месяцами ждали ответа, затем заново запрашивали ту или иную справку, необходимую для оформ­ления удостоверений. Мы жили тогда в доме, который я построил своими руками из шлакоблоков. Газа и отопления у нас не было. В холода приходилось топить буржуйку, чтобы не замерзнуть. Зимой 2008 года, когда почти весь пакет документов был собран, случилось ЧП - от буржуйки в доме загорелся потолок.
Пламя в считаные минуты охватило весь дом. Роберт Гургенович, Людмила Андреевна и Леонид Анд­реевич лишь успели выскочить из дома в чем были. Пока ждали пожарных, пытались потушить огонь своими силами, израсходовав весь запас воды, запасенный на зиму (из всех коммуникаций к участку Абгаряна подведено только электричество. - Ред.). Пожарные прибыли только через час, когда тушить уже было нечего.
- Приехали без воды, - усмехается Роберт Гургенович. - Я их спрашиваю: зачем тогда приехали? Отвечают: был вызов, значит, должны были.
По иронии судьбы с огромным трудом собранные документы снова сгорели.

С тех пор Людмила Андреевна и Леонид Андреевич живут без документов и, как следствие, не получают пенсию. Единственным кормильцем является Роберт Гургенович, да дети изредка помогают чем могут.
- Я после пожара ходил к пожарным, чтобы они выдали акт, на основании которого мы могли бы обратиться за помощью в акимат и заняться уже в третий раз восстановлением документов, но там с меня потребовали оплатить штраф в размере 30 тысяч тенге за вызов, - говорит Абгарян. - Я у них спрашиваю, за какие заслуги я вам должен платить, если вы приехали, когда все сгорело, да еще и без воды. А они говорят: за бензин, за воду. Плюнул и ушел.
Сейчас у Людмилы Андреевны и Леонида Андреевича есть только чудом сохранившиеся копии документов, но их, как говорится, к делу не пришьешь.
- Ходил я в наш загс, хотел восстановить хотя бы наше с Людой свидетельство о браке, - делится Роберт Гургенович. - Написал адрес, куда слать запрос: Украина, Одесса, центральный загс, где мы расписались. Через месяц пошел узнать, как дела. И знаете, что сказала мне сотрудница загса? Мы, говорит, в Казахстане город Одессу не нашли. Если вы хотите повторно сделать запрос, придется снова платить. У меня четыре класса образования, но я знаю, что Одесса находится не в Казахстане! Как люди с высшим образованием, которые работают в загсе, могут искать этот город в нашей респуб­лике?!

После пожара пенсионерам пришлось продать корову и свиней, а самим переехать в сарай, где содержались животные. С тех пор там и живут. Кухня - в бывшем курятнике, комната Леонида Андреевича - в свинарнике, а спальня Роберта и Людмилы Абгарян - в коровнике. Потолки из грубо сколоченных досок, неоштукатуренные стены, громадные щели... Газа нет, водопровода тоже. Чтобы провести коммуникации, требуются немалые деньги, а их нет. Да если бы и были - подводить к сараю, который жилым помещением не является, никто не разрешит. За электричество платят ежемесячно три тысячи тенге да раз в год земельный налог - 8 тысяч.
Питаются в основном молоком своей единственной козы да куриными яйцами. Держат собак, без которых никак нельзя. У Роберта Гургеновича есть ГАЗель. На ней иногда получается пошабашить - кому цемент помочь отвезти, кому еще чего. Собирают металлолом и сдают его. Пусть небольшая, но все же прибавка к пенсии, позволяющая иногда и мясом побаловаться, и сарай, ставший домом, приводить потихоньку в порядок.
- Дети, конечно, помогают, но у них своя жизнь, - говорит Людмила Андреевна. - Да нам, в принципе, ничего и не нужно. Единственное - документы бы восстановить, чтобы пенсию получать, хотя бы минимальную. Да без документов все равно нельзя. Но на это деньги нужны - посольство Армении в Астане, туда надо ездить, где-то жить...

На свою горькую долю пенсионеры никому не жалуются и помощи ни у кого не просят, разве только у соседей, когда нужно воды натаскать или что тяжелое перенести.
- Нам соседи после пожара здорово помогли, - вспоминает Леонид Андреевич. - Кто посуду дал, кто мебель, кто одежду.
Роберт Абгарян на выборах голосовал за “Нур Отан”, но ни в партии, ни в акимате о своих бедах не рассказывал. После общения с пожарными и работниками заг­са говорит, что на чиновников не наде­ется. К тому же как-то поинтересовался, почему ему с 45-летним стажем работы начислили минимальную пенсию, а в ответ услышал: хотите денег - идите к коммунистам, на которых работали, у них и просите. С тех пор в госорганы дорогу забыл и рассчитывает только на себя.
- У армян есть поговорка: на руках ногти есть, вот и чеши сам голову, - говорит он. - В том смысле, что рассчитывать нужно только на себя. Вот мы и “чешемся своими ногтями”. Сейчас жизнь такая по­шла, что если нет у тебя денег, то и здороваться с тобой никто не будет, а помогать - тем более.

В акимате о трех пенсионерах слыхом не слыхивали. По словам акима Таусамалинского сельского округа Кайрата КУЛЕМБАЕВА, он помогает всем, но только тогда, когда к нему обращаются.
- Население округа более тридцати тысяч человек, а в акимате работают всего 7 сотрудников, - по­ясняет он. - Сами понимаете, знать о проблемах каждого мы просто физически не можем. Обращаются - помогаем, а сами бегать ни за кем не будем, сейчас жизнь такая... Мы к спонсорам обращаемся. Они финансово помогают. 28 детей-сирот поддерживаем, семерым ветеранам войны на 9 Мая обязательно конвертики, продукты, помощь. Пусть эти люди тоже обратятся.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Ляззат ТАЙКИНОЙ-ТРЕТЬЯКОВОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть