12365

А оно нам надо?

Десять лет сельский чудак Николай ХРАМОВ с протезом вместо ноги ходил к чиновникам разных уровней и бизнесменам, предлагая кого-нибудь… обогатить. Посетителя сначала вежливо выслушивали. Он рассказывал, что в его родной Рождественке сельчане не имеют работы, из-за того что закрылся местный элеватор, что он хочет помочь землякам, но живет только на пенсию и не имеет финансовых средств, чтобы внедрить свое изобретение. Чиновники грустно вздыхали и старались побыстрее выставить его за дверь. Два года назад инвалид, отчаявшись получить внятный ответ на свои предложения, взял да обзвонил всех местных предпринимателей - кого смог. Один откликнулся и благодаря изобретателю действительно разбогател!

Теперь о Николае Храмове пишут все газеты, он получил награду как изобретатель года на пятом Астанинском экономическом форуме, принимал участие в международной конференции по альтернативным источникам энергии. Его метод внедряют бизнесмены Павлодара, Ерейментау, Петропавловска, Шымкента, Алматы, Астаны и даже российского Владикавказа.
Сейчас кажется, что открытие Храмова мог сделать кто угодно: настолько оно элементарно. Он придумал закладывать в печь слоями уголь и известковый щебень. А ведь всем известно, что при обжиге известняк долго выделяет тепло.
- Достаточно заложить в камеру 3-4 слоя угля с щебнем, и печь будет жарко гореть 24 часа, причем уголь можно брать невысокого качества, - растолковывает изобретатель. - Небольшой агрегат четыре на два с половиной метра дает тепла до пяти Гкал в час - достаточно, чтобы зимой нормально обогреть до полусотни частных домов.
Два года назад поверивший в смекалистость Николая Храмова предприниматель Марат МУРАТОВ построил именно такую печку - и обалдел.
- В ту зиму на обогрев цеха мы истратили 100 тонн угля и 70 тонн щебня, - делился год назад ошарашенный бизнесмен с журналистами. - Это все вместе обошлось в 335 тысяч тенге. После обжига щебня в печи получили 30 тонн готовой негашеной извести. Продали ее за 2 миллиона 100 тысяч тенге.
В прошлом году окрыленный Муратов решил построить теплицу на двух тысячах квадратных метрах и выращивать огурцы с помидорами, на что ни одно городское предприятие из-за дороговизны отопления не решалось уже лет двадцать. В этом мае горожане отведали первые муратовско-храмовские огурцы и помидоры.
- Хочу довести тепличные площади до гектара, - хвастает сегодня Муратов. - Кроме того, в планах строительство птицефабрики, животноводческого комплекса, а также собственной мини-ТЭЦ.

Казалось бы - вот оно, сейчас ухватятся за идею энергетики, конкуренты в очередь выстроятся к изобретателю-рационализатору. Только вот не наблюдается ажиотажа. И не будет никогда... Достаточно вспомнить павлодарского ученого, первого ректора местного индустриального института и академика Академии минеральных ресурсов Федора БОЙКО, творческой мыслью которого восхищался еще Сталин. Никакие регалии не помогли профессору внедрить на крупных промышленных предприятиях, которые он не по одному разу обошел на своем девятом десятке жизни, его главное изобретение - резонатор. Это устройство заставляло электроны “шагать в ногу”, в результате электроток давал в десятки раз больше энергии. Проще говоря, счетчик мотает с той же скоростью, а лампочка горит в несколько раз ярче!
На изготовление резонаторов годились старые трансформаторы любой мощности и конфигурации, которые способны создать резонансные режимы. Их, говорил ученый, можно использовать на действующих электропечах, в электродвигателях, в осветительных установках, при электролизе алюминия, меди, цинка, хлора. В 1991 году по поручению председателя Совмина СССР Николая РЫЖКОВА опытная печь с резонатором Бойко была запущена на Павлодарском тракторном заводе и успешно прослужила там 10 лет, после чего была... разворована. И забыта, несмотря на наличие актов испытаний, подписанных крупными учеными и членами правительства, в которых констатировалось: экономический эффект потрясающий.

Испытали резонаторную технологию и на российских предприятиях: в ОАО “Челябэнерго”, ВПО “Каустик”, на Новокузнецком алюминиевом заводе. “Снижение удельного расхода электроэнергии на опытных установках достигло 20 процентов, а по дуговым печам - в пределах 20-50 процентов. Применение резонирующих устройств снижает расходы графитовых электродов в четыре раза, ферросплавов - в два раза, выбросов в атмосферу - в восемь раз, шумы - в два раза”, - указывалось в отзывах.
Работал резонатор в одной из энергоемких лабораторий Павлодарского госуниверситета (бывший индустриальный институт), в котором Бойко трудился до самой смерти в 2008 году. В 2005 году бывший тогда ректором университета Ерлан АРЫН обещал газете “Время”, что будет добиваться внедрения прибора в системе освещения городских улиц. Сейчас ректор стал акимом Павлодарской области, но про резонатор не вспоминает.
- Ученые постоянно обсуждают, как сократить расходы нефти и газа, уменьшить загрязняющие выбросы в атмосферу. Ну вот же! Я придумал, как это сделать, - переживал до конца жизни ученый.
- Я мечтаю снабдить казахстанцев дешевыми электроэнергией и теплом, - вторит сегодня ученому сельский изобретатель Храмов.
А может, китайцам предложить?

Ольга ВОРОНЬКО, Павлодар, тел. 8-7772265543, e-mail: ovoronko@mail.kz, фото Федора КОВАЛЕВА

НА СНИМКЕ: Храмов в теплице, отапливающейся от его чудо-печки.

Поделиться
Класснуть