⇧ Наверх
"Золотая линия" Астаны - экскурсия по центру столицы Казахстана

Имам Яхья ХЕНДИ: Исламское государство может быть атеистическим

На днях в Алматы побывал американский имам. Яхья ХЕНДИ - весьма неординарная личность. Во-первых, он автор многочисленных публикаций - о месте женщины в исламе, о втором пришествии Мессии, об исламе и биомедицинской этике, о религии в Соединенных Штатах. Во-вторых, он капеллан в университете Джоржтаун и Национальном военно-морском медицинском центре в Бетесде. В-третьих, Яхья Хенди - основатель и президент организации “Духовенство без границ”, а также глава вновь созданной организации “Имамы за Вселенную, Достоинство, Права и Диалог”. С г-ном Хенди и беседует наш корреспондент.

- Вы ратуете за обеспечение женщинам равных прав с мужчинами. Но ведь согласно шариату у женщин должно быть гораздо меньше прав...
- Многие люди, включая и самих мусульман, не понимают шариата и не понимают ислама, когда речь идет о женщинах. Ислам как раз-таки поддерживает женщин и дает им такие же права, как и у мужчин. Есть страны, где эти нормы не соблюдаются. Но причина этого не в исламе, а в культуре самих этих стран. Документ о равных с мужчинами правах для женщин в исламе был принят еще в Х веке. Он гарантировал равный доступ к образованию, участию в политике, право иметь собственность, покупать ее и продавать, право выходить замуж по своему желанию. Избиение же женщин и насилие над ними, присутствующие в некоторых культурах, - это не ислам. Скажу так: я не знаю ничего такого, что не давал бы женщине шариат.

- Но в тех же арабских странах, где живут по шариату, права женщин далеко не такие, как у мужчин.
- Вы правы. Но количество мусульман в мире - 1,6 миллиарда. В арабских странах живет только 18 процентов мусульман. И нельзя судить о большинстве по поступкам меньшинства.

- Что вы думаете о распространении такого религиозного направления, как ваххабизм? Почему остальной исламский мир относится к ваххабизму с кротким смирением, несмотря на то что он наносит урон имиджу ислама как религии?
- Ваххабизм - довольно маленькое движение. И я, как и львиная доля мусульман, не смотрим на ислам глазами ваххабитов. Экстремизм, который совершается ваххабистским течением, нельзя поддерживать. Я считаю, что мусульмане должны выступать против ваххабизма и религиозного экстремизма гораздо громче представителей других религий. Можно сказать, что ислам был “похищен” экстремизмом во имя своих целей. И я как имам заявляю: хватит терпеть, нужно вернуть исламу его прежнее светлое имя!

- Совместим ли ислам с национализмом? И какие связи сильнее - религиозные или этнические?
- Думаю, что в этом нет никакого противоречия. К примеру, я  американец до мозга костей. Мне нравятся разнообразие американской действительности и американские ценности. Но при этом я мусульманин: читаю намаз пять раз в день, соблюдаю пост во время Рамадана и так далее. То есть я американский мусульманин.

- В Казахстане идеологи национализма, как правило, мусульмане…
- Я не вправе обсуждать вопросы возникновения ислама и национализма в Казахстане. Но меня беспокоит, когда люди используют ислам в политических целях. Например, они говорят: эта мусульманская страна только для мусульман или Саудовская Аравия только для арабов. Государственная принадлежность не должна определяться по национальному признаку, цвету кожи или религии. Казахстан - страна, которая существует благодаря всем и для всех.

- Большинство чиновников в Казахстане - мусульмане. Но в стране процветает коррупция. Совместим ли ислам с такими понятиями, как коррупция и трайбализм?
- Я отрицаю такое явление, как политическая, экономическая или религиозная коррупция. Коррупция не имеет ничего общего с религией. В исламе не говорится, что нужно совершать акты коррупции. Если люди правильно понимают и практикуют ислам, они никогда не будут коррупционерами.

- Замаливая свои грехи, многие казахстанские чиновники и криминальные авторитеты строят мечети. Как вы к этому относитесь?
- Вы опять принуждаете меня делать заключения по конкретным случаям, о которых я не знаю и не могу судить. Ислам пропагандирует три ценности: во-первых, политику справедливости, во-вторых, экономику равного доступа, в-третьих, общественное согласие и общественный договор. Для того чтобы быть мусульманином, человек должен жить в согласии с этими ценностями. Мы не можем быть правдивыми по отношению к Аллаху, если не являемся правдивыми по отношению друг к другу. Не следует рассчитывать, что грехи будут прощены только за совершение какого-то одного богоугодного акта. Добрые поступки должны совершаться во славу Господа, но не ради себя или своих корыстных целей. Построить мечеть, чтобы загладить свои грехи, а потом продолжать грешить - это неправильно. Если вы сделали что-то плохое конкретному человеку, то Бог вас простит только в том случае, если этот человек вас простит.

- Еще недавно религию от государства однозначно отделяли. Но многие исследователи - скажем, в Иране - склонны рассматривать ислам как совокупность социально-экономических отношений. Должен ли ислам становиться частью государственной идеологии?
- Я сторонник того, что духовное правительство и власть должны быть разделены. Государство не должно быть вовлечено в определение того, что является, а что не является религией. Политики - они люди. У некоторых из них есть свои религиозные преференции. Таким образом, их политика пропитана их религией. Для меня светскость означает свободу религии или религий. Страна не может принять одну религию за счет других или создавать особые условия для одной религии - опять же за счет других.

- В Таджикистане действует Партия исламского возрождения (ПИВТ). Может ли современный ислам интегрироваться в светское государство в виде партии?
- Исламские ценности могут быть интегрированы в светское государство в виде партии. Ислам говорит, например, что людей нужно принимать на работу, основываясь на их квалификации, а не на трайбалистских ценностях. Можно все это принять правительству? Думаю, безусловно. Ислам говорит, что женщины и мужчины должны получать равную зарплату. Думаю, что это может быть тоже интегрировано в политическую систему страны. И таких примеров много. Но это не означает, что сами имамы должны править. Исламские ценности могут питать политическую систему страны, но без дискриминации других религий.

- А в Казахстане такое возможно?
- Я не владею деталями политической картины Казахстана. Поэтому не чувствую себя вправе рассуждать на эту тему. Могу только сказать, что мне не нравится, когда политические партии принимают религиозную окраску: к примеру, иудейская партия или мусульманская... Я никогда не вступлю в такую партию.

- Как вы относитесь к идее создания исламских государств на постсоветской территории? Существует ли возможность построения халифата в какой-либо из этих стран? Если да, то в какой?
- Мне не нравится термин “исламский халифат” - он чужд исламу. Ислам не диктует, как выбирать правителя или какой политической системы придерживаться. Более того, исламское государство может быть атеистическим. Я не называю ни одно мусульманское арабское государство исламским, потому что ни одно из них таковым не является. Именно поэтому они не управляются с позиции справедливости. Исламский ученый Мухаммед АБДУЛ, живший сто лет назад в Египте, как-то съездил во Францию. По возвращении он сказал: “Во Франции я увидел ислам, но не увидел мусульман, когда я вернулся в Египет, я нашел мусульман, но не увидел ислам”.

- И последний вопрос. Какая религия в конечном счете победит, станет главенствующей?
- Религия любви, религия справедливости, религия гуманизма. Один Бог - одна человеческая семья - одна судьба.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail: ruslan@time.kz, фото Ляззат ТАЙКИНОЙ-ТРЕТЬЯКОВОЙ

Загрузка...
Комментарии 11
Для того, чтобы оставить комментарий необходимо войти с помощью:
Время или Зарегистрироваться
tarzan
28 июня 2012, 08:39
Прочитав его слова, засомневался в его компетентности в вопросах шариата - читал ли он вообще Коран или нет по поводу равноправия мужчин и женщин в Исламе?! Это обыкновенный проходимец - лапшагон, у которого язык хорошо подвешен и без костей, как все америкосы, до костей америкос, совсем безграмотный человек в вопросах шариата!
Чего стоит его безграмотные слова: Более того, исламское государство может быть атеистическим. - вот так может утверждать только совсем безграмотный человек, как может быть исламское государство атеистическим?!
Мне жалко автора статьи, который потратил столько страниц газеты и столько своего драгоценного времени на этого самозванца-имама, когда можно было бы сюда разместить намного интересную статью!
Ссылка
Жак Руссо
28 июня 2012, 09:25
Можно сказать, что ислам был “похищен” экстремизмом во имя своих целей. И я как имам заявляю: хватит терпеть, нужно вернуть исламу его прежнее светлое имя!

И это действительно так. После смерти пророка Мухаммеда его секретарь Зейд ибн Са́бит был в комиссии по составлению полного письменного текста Корана.
Зейд ибн Сабит согласился собрать полный список Корана. В организации этого дела ему помог Умар ибн Хаттаб. Абу Бакр поставил Зейду условие не полагаться на свою память и иметь два письменных доказательства точности каждого аята, который он отберет в окончательный список.
Ученые называют два принесенных фрагмента Корана письменным свидетельством. Два свидетельства сравниваются с третьим элементом. Третьим элементом, или «оригиналом», являлись данные Зейда ибн Сабита, так как он был одним из лучших знатоков Корана и знал его наизусть. Принесенные фрагменты он сопоставлял со своими знаниями и ряд фрагментов отверг как содержавшие ошибки передатчиков.

Получается, это Зейд ибн Сабит написал Коран в соответствии со своими мироощущениями и миропониманием. Ведь любой человек с годами сам меняется. Что же говорить о постороннем (в данном случае Зейд ибн Саид).
Вот почему Коран, по-видимому был искажён.
Откуда и проистекают различные толкования положений Корана.
Ссылка
Жак Руссо
28 июня 2012, 09:40
Вообще-то многие не знают про Ислам. А между тем, требуется заметить , что мусульманские богословы ( УЛЕМЫ ) считают КОРАН книгой более древней , чем арабский язык . КОРАН , трактуют они , древнее создавших её арабов . Ведь говорится в самом КОРАНе о таинственной книге , книге - матери , находящейся на небесах и почитаемой ангелами.
Поэтому многое привнесено арабами, но не имеющими к Исламу НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ.
К примеру :
В египетской мифологии известен Сет : бог пустыни, т. е. "чужеземных стран", олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса, один из четырех детей бога земли Геба и Нут, богини неба. Священными животными Сета считались свинья, антилопа, жираф, а главным был осел.
Как божество беспощадной пустыни : он рубил священные деревья. У древнего народа (протопредков семитов) этот бог считается символом свободы. Они придавали особое значение культу Сета.
Я убеждён, что именно :
- Из почтения древнего бога Сета и произошёл запрет иудеям и арабам на употребление в пищу свиного мяса.
- И, как следствие : запрет иудеям и мусульманам есть свинину.
Об этом же свидетельствует сура Аль-Имран из Корана (3 : 93) : «Всякая пища была дозволена сынам Исраила, кроме того, что запретил Исраил сам себе раньше, чем была ниспослана Тора».

Ну а мы-то при чём? Все остальные мусульмане?
Получается, мы следуем запрету есть свинину, следуя за древним богом семитов (арабов и евреев).
Ссылка
Жак Руссо
28 июня 2012, 09:51
Я понимаю, найдётся немало тех, кто начнёт (скажу мягко) опровергать меня.
Но, советую таким людям прежде всего что-то знать, что бы обоснованно отвечать, а не по принципу "Сам дурак".
Для чего привожу Туркменбаши, которого никто не читал :
Туркменский народ прошел длинный исторический путь, проложенный пророком Нухом.
Пророк Нух для сыновей своих - потомков Яфеса создал территорию Туркменистана, ставшую нашей прародиной. Всевышний дал возможность туркменам рождаться, размножаться и расселятся. Всевышний вознаградил туркмен двумя чертами: Вдохновенностью и Неустрашимостью. Когда же он дал просветление душе и сознанию, тогда он зажег свечу разума. После этого дал он своим смертным общее имя.
Тюрк Иман (Тюрк-Асыл - род, предок; Иман - луч (света, солнца). Тюрк Иман - Туркмен - так можно понимать: "Asly nurdan" (с давних времен - "Луч предков"). Так произошли на земле туркмены.
Пророк Нух распространил среди родных первую книгу всевышнего "Авесту".

Видите, даже Туркменбаши начинал не с арабов, а с Пророка Нуха и Авесты.
Видать, что-то шепнул Аллах этому Туркменбаши СОКРОВЕННОЕ.
Ссылка
dozor
28 июня 2012, 10:44
tarzan:
Прочитав его слова, засомневался в его компетентности в вопросах шариата - читал ли он вообще Коран или нет по поводу равноправия мужчин и женщин в Исламе?! Это обыкновенный проходимец - лапшагон, у которого язык хорошо подвешен и без костей, как все америкосы, до костей америкос, совсем безграмотный человек в вопросах шариата! Чего стоит его безграмотные слова: Более того, исламское государство может быть атеистическим. - вот так может утверждать только совсем безграмотный человек, как может быть исламское государство атеистическим?! Мне жалко автора статьи, который потратил столько страниц газеты и столько своего драгоценного времени на этого самозванца-имама, когда можно было бы сюда разместить намного интересную статью!


Польнлсть согласен и поддерживаю.
Ссылка
sveta
28 июня 2012, 12:55
Мне очень понравился имам. Мой вывод-ни одна религия не несет зло, зло творят те, кто перевирают каноны ислама себе в угоду! Побольше бы таких просвещенных людей и не было бы у нас никаких экстремистов!
Ссылка
YO
28 июня 2012, 14:51
Интересно, почему магав здесь слюнями не брызжет на имама из ФБР?
Ссылка
Урган Тулку
28 июня 2012, 16:36
даешь ислам с человеческим лицом!
Ссылка
gorahor
28 июня 2012, 22:56
YO:
Интересно, почему магав здесь слюнями не брызжет на имама из ФБР?


То, то и оно. Недавно читал, что его не пустили в Актюбинске в библиотеку читать лекцию. Однако не уехал, обидившись.
Значит его миссия наверное в Алмате.
Ссылка
Magav
28 июня 2012, 23:48
YO:
Интересно, почему магав здесь слюнями не брызжет на имама из ФБР?


А есть ли смысл? Если во времена Екатерины-ll татарские муллы оказались достаточно хитрыми, что бы обратить в свою веру кучу
казахов-тенгрианцев, не думаю, что потомки тех, обращённых,
умнее своих предков, тоже найдутся слушатели и этому клоуну.
Внимают же подобным имамам из Турции, Египта, что бы этот свой барыш не поимел?
Ссылка
Бахтигареев
5 июля 2012, 20:51
Уважаемые читатели. Яхья Хенди прочитал данную статью и обнаружил некоторые неточности в переводе, допущенные переводчиком. Он просил опубликовать следующее уточнение:

Salam,
Good article but there are things I did not say such as,
I never said that an "Islamic state" can be "atheistic"
I said that an Islamic state can be of both believers and non, meaning that Islam would accommodate all and honor people's right to believe or not.

Please add that in as I did not want people to misunderstand...

can you translate what I just sent you and add it to the comments so, that people can know the truth of what I said.
The first comment on it, reflects this misunderstanding.
Yahya


Для тех, кто не смог понять о чем речь, перевожу:

Хорошая статья, но есть вещи, которые я не говорил, например,
Я не говорил, что "Исламское государство" может быть "атеистическим"
я сказал что Исламское Государство может быть государством как верующих людей так и не верующих, это подразумевает что Ислам поддержит право людей верить или не верить.

Пожалуйста, добавьте это, так как я не хочу, чтобы люди неправильно меня поняли...

Вы можете перевести то, что я вам послал и добавить в комментарии, чтобы люди могли узнать правду о том, что я сказал.
Первый комментарий к статье отражает это недоразумение.
Яхья
Ссылка
Астропрогноз
с 20 по 26 сентября

Золотые слова

«- Если не будете помогать киноиндустрии, то так и будете всю жизнь смотреть “Ленин в октябре” да “Человек с ружьем”, да прос­тят меня коммунисты... »

Нурлан НИГМАТУЛИН, председатель мажилиса:
Сказано представителю Миннацэкономики на пленарном заседании в среду.
Вопрос на засыпку

Как, на ваш взгляд, побудить будущих матерей внимательнее относиться к своему здоровью?

Картинки с Олимпа
от Владимира Кадырбаева