15510

Свальный грех

Кучи мусора вблизи аэропорта Алматы - прямая угроза жизни летчиков и пассажиров

Лайнер “Боинг-757”, летевший из Ташкента, уже шел на посадку в Алматинском аэропорту, когда на высоте 200 метров летчики и пассажиры почувствовали удар. Осмотр после благополучного приземления показал: в двигатель угодил… орел!

Этот инцидент случился неделю назад - 21 июня. На несколько часов воздушное судно задержалось на земле. Из-за чего пришлось отложить вылеты сразу нескольких рейсов. “Боинг” прошел тщательный осмотр, после чего специалисты пришли к выводу: на этот раз повезло - самолет может вернуться в строй. А вот его собрату повезло меньше. 7 апреля этого же года в 19.30 “Эйрбас-320” уже начал набирать скорость на взлетной полосе, когда пилоты заметили в небе птиц. Еще через мгновение началась вибрация в одном из двигателей. На скорости около 250 км/ч пилоты приняли экстренное решение не поднимать в воздух лайнер, на борту которого находились 69 пассажиров и 8 членов экипажа, и вернули его на стоянку. При осмотре самолета обнаружили повреждение трех лопаток турбины двигателя, в который попал фазан. Несколько дней ушло на то, чтобы починить турбину. Все это время самолет вынужденно простаивал, а новые запчасти обошлись авиакомпании в  150 тысяч долларов.
В “Эйр Астане” рассказывают: в аэропорту Алматы и его окрестностях с января 2009 по июнь 2012 года зарегистрировано уже 55 столкновений с птицами, из них в 14 случаях - с повреждениями. И это только у одного перевозчика!
За что же пернатые так полюбили воздушную гавань Алматы? Одной из главных причин авиаторы называют расположенную неподалеку… мусорную свалку! Именно сбрасываемые туда отходы привлекают тысячи птиц. Вместе с руководством авиакомпании наши корреспонденты побывали на этой свалке.

Расположена она прямо на Кульджинской трассе в Талгарском районе Алматинской области. На въезде сидят вахтеры - несколько пареньков с удивлением посмот­рели на наш микроавтобус, но препятствовать въезду не стали. По наезженной колее мы продвигаемся метров на пятьсот вглубь. Нашему взору предстали тысячи тонн мусора, разбросанного на многие гектары вокруг. Местами свалка горит, выбрасывая в небо черный дым. Кое-где копошатся бомжеватого вида персонажи в поисках чего-либо ценного. От горы пакетов, пластиковых бутылок, жестяных банок и перегнивающих продуктов першит в горле и рябит в глазах. Выйдя из машины, все невольно прикрыли ладонями лица - дышать просто нечем! Когда наш фотокор достал объектив, его стекло за секунду покрылось толстым слоем пыли.
Но… что для человека мерзкие отбросы, то для птиц - царское застолье. То тут, то там со свалки срываются стайки пернатых, напуганные людскими голосами. Наши спутники комментируют: в самый разгар знойного дня крылатые прячутся от жары. Зато с наступлением ночной прохлады, вдоволь наевшись, стайками разлетаются по округе, в том числе по территории аэропорта. Вот и получается, что живые птицы то и дело сталкиваются с железными. Пока, хвала Всевышнему, это противостояние обходится без серьезных катастроф. Но что будет завтра?
Кстати, как рассказал нам менеджер по расследованию авиационных событий Ардаби ЖИЕНБАЕВ, в Алматы чаще всего с самолетами сталкиваются вороны. В черном списке кроме них воробьи, соколы, жаворонки, совы, скворцы, фазаны. А теперь вот - еще и орел.

Находиться на свалке долго невозможно, поэтому после небольшой экскурсии по царству отбросов выезжаем обратно в город. К тому времени у въез­да на помойку уже скапливается несколько грузовиков с мусором.
На выезде мы остановились поболтать с вахтером, который между делом рассказал: свалка эта вполне официальная, якобы организованная администрацией Талгарского района.
- Кто платит за ремонт воздушных судов? - по дороге назад поинтересовались мы у старшего вице-президента “Эйр Астаны” по корпоративной безопасности Герхардуса КОЕТ­ЦИ. И услышали в ответ: если поломка не требует сумасшедших денег, за нее платит авиакомпания. Если же она очень серьезная (иногда, например, требуется замена двигателя, который стоит миллионы долларов), тут уже приходится обращаться к страховой компании. О том, что поломку должны оплачивать те, кто организовал свалку, и речи не идет. Хотя, наверное, стоило бы хоть раз привлечь их к ответу. По словам Ардаби Жиенбаева, гигантская помойка расположена всего в 13 километрах от аэропорта. Хотя ей здесь совсем не место - статья Закона “Об использовании воздушного пространства РК и деятельности авиации” гласит: “Запрещается размещать на расстоянии ближе пятнадцати километров от контрольной точки аэродрома места выброса пищевых отходов, строительство звероводческих ферм, скотобоен и других объектов, отличающихся привлечением и массовым скоплением птиц. Физические и юридические лица, допустившие нарушения правил осуществления деятельности, представляющих угрозу безопасности полетов воздушных судов, обязаны устранить эти нарушения за свой счет и собственными силами, а до их устранения прекратить осуществление такой деятельности”. Интересно, что на это скажут в администрации Алматинской области? И в прокуратуре?

Пока чиновники и правоохранительные органы ничего не сделали, чтобы решить проблему, авиаторы пытаются бороться с отбросами своими силами. В том числе Международный аэропорт (АОМАА).
- По вопросу свалок были неоднократные встречи в акимате города, где присутствовали представители Алматинской области, - рассказал нам вице-президент по производству АОМАА Александр ГОРДЕЕВ. - Кроме того, за последние годы мы написали несколько писем главе Алматинской области о том, что необходимо ликвидировать свалку. Но, к сожалению, воз и ныне там. Что касается самого аэропорта, то мы приняли меры для борьбы с птицами внутри периметра воздушной гавани: приобрели дорогостоящее био­акустическое оборудование для отпугивания пернатых, различные пиротехнические средства, лазерные пистолеты. Также боремся с насекомыми, которые привлекают птиц. Но на прилегающей территории, где самолеты идут на посадку, проблема остается.
Между тем столкновение с птицами может иметь серьезные последствия. Например, в 2009 году при взлете в Нью-Йорке “Эйрбас-320” столкнулся с гусями. У лайнера отказали оба двигателя. Только благодаря чуду и мастерству пилотов удалось избежать жертв: лайнер посадили прямо на реку Гудзон.

В 2006 году под Симферополем в результате столкновения с птичьей стаей потерпел аварию и полностью сгорел самолет Ту-134 командования Черноморского флота.
27 июля 2006 года из-за птиц на взлете разбился МиГ-29, принадлежавший пилотажной группе “Стрижи”. Лишь мастерство летчиков, сумевших катапультироваться с высоты 50 метров, спасло им жизнь.
8 января 2005 года в Уганде в результате столкновения со стаей птиц разбился самолет Ан-12 частной авиакомпании с российским экипажем. Все члены экипажа погибли...
Спрашивается, кто и куда должен клюнуть наших чиновников, чтобы Алматы не пополнил эту печальную статистику?

Виктор БУРДИН, Алматы, Тел.: 259-71-96, e-mail: burdin@time.kz, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и из архива авиакомпании “Эйр Астана”, Алматинская область

Комментарий в тему

Шавхат САГИТДЕНОВ, начальник отдела ЖКХ акимата Талгарского района:
- На Кульджинскую трассу позавчера (26 июня. - В. Б.) приезжала комиссия из акимата Алматинской области. Они дали срок: за три дня мы должны разобраться, чей там мусор. Там городские мусор бросают, а мы расхлебываем.

- Как городские? Мы видели там грузовики и с областными номерами…
- Ну приезжают, но не наши… Наши же возле себя сами не будут сваливать мусор… Комиссией было сказано: в любом случае мусор надо убрать! Если он наш, то будем убирать мы, если не наш - то город. Об этом я вам сообщу через несколько дней - после полного разбирательства.

Поделиться
Класснуть