41676

Мухтар ТИНИКЕЕВ: Дарига не самоубийца, чтобы петь в Москве и Санкт-Петербурге и позорить фамилию

Среди 107 депутатов мажилиса Мухтар ТИНИКЕЕВ (на снимке) едва ли не единственный претендент на роль возмутителя спокойствия: регулярно критикует правительство, а не так давно и вовсе предложил кабмину уйти в отставку. О текущей политической и экономической ситуации, национал-патриотах, парламентском соловье Дариге Назарбаевой и многом другом депутат Тиникеев поведал в интервью нашему корреспонденту.

- Мухтар Бакирович, с начала работы мажилиса 5-го созыва ни одно заседание палаты не проходит без какого-нибудь вашего эпатажного заявления. Неужто действительно радеете за народ?
- Я себя веду так не только в 5-м созыве, но и на протяжении последних 20 лет - вы просто плохо меня знаете. Слышать о том, что я делаю громкие, а тем более эпатажные заявления, для меня оскорбительно: не вижу никакой эпатажности в своих заявлениях, потому что они все касались жизни простых людей. Я всю жизнь прожил в рабочем районе Караганды -  Пришахтинске, общался (и кстати, до сих пор общаюсь) с шахтерами и другими простыми людьми, которые и рассказывают мне обо всех существующих проблемах. А я это доношу до вышестоящих персон.

- Почему же другие депутаты не ведут себя так же? Или им есть чего бояться, а вам нечего?
- Я вышел из простой шахтерской семьи. После шахты стал депутатом - больше нигде не работал. Возьмите биографии других депутатов, не только нынешних. Кто-то из них работал в исполнительных органах власти или других структурах. Это, наверное, накладывает отпечаток. Кроме того, я считаю, есть большая разница - избираться по территориальным округам или по партийным спискам. По территории я избирался четыре раза. И если в первый раз вместе со мной на депутатский мандат претендовали четыре человека, то в последний - 14. О чем это говорит? Что люди поднакопили капитал и стремятся получить депутатскую неприкосновенность. Если бы не было этой неприкосновенности, то список желающих был бы намного меньше. Зачем еще богатым идти в депутаты? А сейчас они идут, чтобы защитить свой бизнес либо расширить его, получая тендеры у министров, с которыми я ругаюсь в отличие от тех же бизнесменов. Такие, как я, прошли настоящее выборное горнило - ездили по дворам, общались с людьми. В принципе, когда проходишь по партийному списку, тоже ездишь к избирателям, но за тобой стоит партия! Партия президента. И люди голосуют не за того или иного депутата, а фактически за НАЗАРБАЕВА.

- В 2004 году вы выступали за отмену депутатской неприкосновенности. Прошло 8 лет, но ее до сих пор не отменили. Почему?
- Если того или иного депутата захотят привлечь к ответственности - никакая неприкосновенность ему не поможет. Вспомните того же МУКАШЕВА, который со стюардессой поругался... Почему я делал такие заявления в свое время? Потому что надоело уже сражаться на выборах с денежными мешками. Фактически я боролся не с личностями, не с программами, а с деньгами. И с каждым годом на выборы шли люди все богаче и богаче. Они деньги избирателям чуть ли не пригоршнями раздавали. Именно для того, чтобы перекрыть дорогу в парламент таким людям, я и предлагал отменить неприкосновенность.

- Почему же не удалось?
- Помните депутата Серика АБД­РАХМАНОВА? Он мне говорил: “Мухтар, ты что! Не дай бог, тебе добиться этого! Я вот открыто и жестко выступаю, потому что знаю, что у меня есть неприкосновенность. А завтра на меня заведут дело и посадят!”. Я ему говорю: во-первых, вас никто не тронет, а во-вторых, нечестному человеку здесь (в парламенте. - Р. Б.) делать нечего. А у нас что? У вас, кстати, в Алматы есть один депутат городского маслихата, имеющий две или три судимости. Они были, конечно, погашены - справка об этом говорит. Но он справку какую-то левую сделал, скрыл этот факт от общественности. И уже второй раз становится депутатом. Он из “Нур-Отана”.

- А разве партия не проверяет своих членов?
- Почему этим должна заниматься партия, если есть правоохранительные органы? Судимость человека фиксирует центр правовой статистики.

- А как вы относитесь к тому, что в политических партиях то и дело встречаются криминальные или околокриминальные элементы?
- Эта мода пошла от российской Госдумы, конкретно - от Владимира ЖИРИНОВСКОГО с его ЛДПР. Это говорит о том, что криминал вливает в партии деньги.

- Зачем ему это нужно?
- Чтобы человек с преступным прошлым (или даже настоящим) смог выдвинуться от партии кандидатом в депутаты, а затем получить депутатскую неприкосновенность.

- Что, и в “Нур Отане” есть криминальные элементы?
- Такого уровня - нет! Но, допустим, завтра придет к власти другая партия, к примеру “зеленые”. И что? Вы думаете, они сразу наведут порядок? Нет, конечно. За 20 лет в Казахстане сделано очень много. Я, кстати, вчера был на концерте Дариги НАЗАРБАЕВОЙ. В Twitter начали писать: “Вот Дарига при таких-то деньгах, при таком-то отчест­ве - что ей не петь?” Вы знаете, было бы у меня много денег да отчество, я бы никогда не додумался петь, если бы у меня не было таланта - и она тоже не самоубийца, чтобы петь в Москве и Санкт-Петербурге и позорить фамилию! Я считаю, что у нее талант. И не я один. Я слушал ее вживую первый раз и был поражен! Написал в Twitter, что, если бы меня пригласила депутат Дарига СУЛЕЙМЕНОВА, я тоже пошел бы на концерт. Я пошел бы даже на поющего НЕХОРОШЕВА (Владимир, депутат 4-го созыва. - Р. Б.)! У нас очень мало поющих политиков и поющих депутатов.

- Бахыт СЫЗДЫКОВА была поющим депутатом. Благодаря своим певческим талантам она смогла выиграть билет на Евровидение...
- Ну, Бахыт Сыздыкова и рядом не стояла с Даригой.

- Вы о вокальных данных?
- Да, конечно (смеется).

- После презентации отчета Счетного комитета по исполнению бюджета за 2011 год вы за­явили, что правительство должно уйти в отставку. Однако этого не последовало…
- Когда была презентация отчета Счетного комитета, его глава заявил: не освоено огромное количество денег. Наибольшая сумма была не освоена Министерством финансов - 10 млрд. тенге, МЧС - 6,5 млрд., Минздравом - 3,1 млрд. “Каз­Агро”, к примеру, получает от государства деньги под один процент, а дают потом фермерам под другой. “Самрук-Казына” создает “дочек”, их число выросло уже до 500, и они дублируют функции уже существующих компаний. Создается впечатление, что плодят эти компании исключительно для того, чтобы трудоустроить своих родственников. Зарплаты-то у них нехилые! В банках второго уровня “Самрук-Казына” разместил на депозитах 90 млрд. тенге! Как так?! Лучше эти деньги отдать на решение проблем дольщиков или строительство домов для молодых семей. Сколько молодых семей в Астане распадается из-за того, что жить негде! В ответ мне говорят: мол, это другая бюджетная программа. Я очень был удивлен, что пока нас, депутатов, не было, пока мы были на выборах, “Самрук-Казына” через сенат протащил закон, который не позволяет Счетному комитету проверять фонд. То есть сейчас они сами себе хозяева! Они говорят: мы эти деньги заработали. Каким образом вы их заработали? Вы же на бюджетные деньги раскрутили все это дело. На депозитах БВУ размещено 198 млрд. Я спрашиваю: кто держатели депозитов? Мне дают список: Казахстанский центр модернизации и развития ЖКХ - 360 млн., АО “КИК” - 33 млрд., Жилстройсбербанк - 18 млрд., Фонд развития предпринимательства “Даму” - 1,7 млрд., ФНБ “Самрук-Казына” - 99 млрд. Последний раз, когда я делал запрос, оказалось, что внешний долг компаний ФНБ  3 триллиона 194 миллиарда 424 миллиона тенге! И вот после этого я выдвинул требование: правительство должно уйти в отставку! Почему не было поддержано мое предложение? Собралась фракция, и решили, что необходимо поддержать правительство на данном этапе, так как большинством голосов мы утверждали его и ему надо дать шанс исправить ошибки.

- Недавно вы заявили, что если бы глава Нацбанка Григорий МАРЧЕНКО выступил с предложением о повышении пенсионного возраста перед работницами птицефабрик, его бы закидали яйцами не первой свежести. Чем г-н Марченко вам не угодил?
- Мне не понравилось заявление Марченко о повышении пенсионного возраста. Есть другие люди, которые должны об этом печься. У тебя есть Нацбанк - вот и считай, сколько там женских и мужских туа­летов! Что лезть-то в пенсионную систему? Я вспоминаю 1996 год, когда он (Марченко. - Р. Б.), был в Караганде. Он тогда сказал: у каждого шахтера-пенсионера есть дети, пусть они его и кормят. До сих пор эти слова помню. Я тогда по­думал: да, парень, как ты далек от жизни!
Почему у таких людей, как Марченко, возникают такие идеи? Да оттого, что они, как СМАИЛОВ (Алихан, глава Агентства по статистике. - Р.Б.), много сидят в кабинетах. Пусть встанут на козла с мастерком и шпателем и полчаса поводят ручкой по стене. Или доярку заменят на полсмены. Да они всем коровам вымя поотрывают своими ручищами, которые тяжелее ручки ничего не держали. Вот за что обидно: когда люди, далекие от жизни, делают такие заявления. У меня, говорит, в банке работают женщины, которые за повышение пенсионного возраста. Я вам скажу, что за повышение будут и женщины-министры, и женщины-депутаты... А пусть спросят у доярки, у штукатура-маляра!

- На днях группа активистов казахскоязычного сайта Абай.kz выступили с инициативой принять вместо существующего казахского алфавита так называемую байтурсыновскую графику - “тоте жазу”. Что вы думаете по этому поводу?
- Я к этому отношусь отрицательно. Вообще, национал-патриоты в последнее время стали все чаще поднимать голову… Я считаю, что межнациональное согласие - это самое большое завоевание за 20 лет независимости Казахстана. Я хотел бы спросить у этих национал-патриотов: кто-нибудь из ваших детей работает в шахтах? Больше чем уверен, что нет. 90 процентов работающих там - русскоговорящие люди. Казахстан не улетит в пропасть, если мы не откажемся от кириллицы в пользу байтурсыновской графики. Важно не будировать такие вопросы, которые заставляют людей паковать вещи и уезжать!

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail: ruslan@time.kz, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Астана

Поделиться
Класснуть