17671

Чьих будете, Ваша честь?

Когда слышишь, что у нас в стране не правосудие, а судопроизводство, сразу возникает желание докопаться до первопричин. Если отследить цикличное реформирование судебной системы, то некоторые перегибы в ней перестанут казаться столь ошеломляющими. Ко всему прочему, в этой системе исключительно важна политика HR: для справедливого суда набирают во всех смыслах проверенные кадры.

Структура и состав областных судов менялись за последние годы столько раз, что старая шутка “лучшее - враг хорошего” до сих пор в тренде. И пока одна половина заслуженных биев судит другую, в этой отрасли продолжают проистекать неустанные метаморфозы. Конституционный Закон (до 2000 года - Указ президента, имеющий силу конституционного закона) “О судебной системе и статусе судей” менялся множество раз. Сначала структура и состав областных и приравненных к ним судов выглядели так: коллегия по гражданским делам; коллегия по уголовным делам; коллегия по хозяйственным делам. В декабре 2000-го ее реорганизовали следующим образом: надзорная коллегия; коллегия по гражданским делам; коллегия по уголовным делам. В ноябре 2008-го решили, что надо бы отдать долж­ное управленческому минимализму, оставив апелляционную судебную коллегию и кассационную судебную коллегию. А уже в феврале этого года легкими штрихами преобразовали их в апелляционную судебную коллегию по гражданским и административным делам и апелляционную судебную коллегию по уголовным делам, добавив туда кассационную судебную коллегию. Помимо этого шла неустанная работа по созданию специализированных судов. В вопросах подсудности без опытного юриста разобраться сложно, да и нужно ли? (У опытных юристов в этой системе дел хватает и без того.)
Глядя на все эти перипетии, вспоминаешь старый научный анекдот: ученые Гарвардского университета установили, что белые мыши размножаются намного лучше, если им не мешают ученые Гарвардского университета. Возможно, лучше было бы не проводить столько организационных опытов над Справедливостью в государственных масштабах, особенно учитывая тот факт, что качественный состав судов в нашем случае все равно возьмет верх над их структурным совершенством: и блюстителям Фемиды не чужды интересы теплых родственных уз...

Взять хотя бы последние назначения, случившиеся в начале этого месяца.
Ряды судей Верховного суда пополнил Бауыржан Турсынович ЖУМАГУЛОВ - брат Бакытжана Турсыновича ЖУМАГУЛОВА, министра образования и науки РК. Председателем коллегии горсуда Астаны назначен Рустем АЛЧИНБАЕВ - сын директора Национального центра урологии Мирзакарима АЛЧИНБАЕВА (воздержимся от острот на тему: чего стоила карьера сыну главного уролога страны). А вот председателем коллегии Акмолинского облсуда назначен Асан ЕСКЕНДИРОВ - сын экс-сенатора Кайруллы ЕСКЕНДИРОВА, председателем коллегии Алматинского облсуда стал Берик ЕСТАЙ - брат Умирзака ШУКЕЕВА, нынешнего главы ФНБ “Самрук-Казына”, славного своими преуспевающими родственниками. Председателем коллегии Военного суда - Айдын НУРБЕКОВ, сын бывшего первого замминистра юстиции и председателя нескольких облсудов Марата НУРБЕКОВА. Сын пламенного коммуниста, первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Газиза АЛДАМЖАРОВА Ренат АЛДАМЖАРОВ давно и успешно работает в системе казахстанского правосудия.
Судьей Верховного суда служит Омирсерик Сагиндикович КОЖАБАЕВ, чей сын Ерболат Омирсерикович - первый заместитель генерального директора АО “ҚазМұнайГаз Өнімдері”.
В общем, похоже на то, что ген справедливости передается из поколения в поколение - от отца к сыну. Примеры? Пожалуйста. Сын судьи Верховного суда Ибрагима ТОКБОЛАТОВА - Талгат ТОКБОЛАТОВ вершит правосудие в Алматинском районном суде столицы нашей Родины. А вот другая счастливая семья - судья Верховного суда Владимир БОРИСОВ и его жена Зауреш БАЙМОЛДИНА, вице-министр юстиции РК. Раушан Нуртаевна НУРТАЙ, судья Верховного суда, - сестра Серика БАЙМАГАНБЕТОВА, арестованного по обвинению в мздоимстве экс-главы комитета таможенного контроля Министерства финансов Казахстана. А ее муж Болат АБДУЛЛОВ до недавнего времени трудился прокурором Акмолинской области.
Куандык МАМЫРБАЕВ, наследник еще одного Верховного судьи - Рахимбека МАМЫРБАЕВА, председательствует в правлении “АО “Казахстанский фонд гарантирования ипотечных кредитов”. Хочется верить: с такими генами гарантирование будет надеж­ным.
Из отцовско-сынових отношений можно вспомнить еще одну династию: сын осужденного по “делу судей”  судьи верховного суда Сайлаубека ДЖАКИШЕВА, Адильжан работал судьей финансового Алматинского суда.
А жрица Фемиды Галия МАКАЖАНОВА мало того, что судья Верховного суда, так еще и по совместительству супруга экс-мажилисмена Ирака ЕЛЕКЕЕВА, сотрясавшего парламент прошлого созыва пламенными спичами о борьбе с коррупцией.

Что ж, наша Фемида явно не сирота, родственников и свойственников у нее хватает. Стоит ли удивляться тому, что на постаменте возле детища покойного Нагашбая ШАЙКЕНОВА - Казахского юридического университета (КазГЮУ) - богиня Правосудия изваяна с открытыми глазами - без классической повязки.

Зарина АХМАТОВА, zarina@time.kz, фото Ляззат ТАЙКИНОЙ-ТРЕТЬЯКОВОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть