12438

Не судим, ибо судим

В Петропавловске громкое уголовное дело Марата БЕЙСЕНБИНА, Виталия КОНОПЛИЦКОГО и Александра УМАРОВА, расследованное Назаром НУРЛАНОВЫМ, обрастает новыми подробностями.

Напомним, житель Петропавловска Серик МЕНДЫБАЕВ, отгуляв на свадьбе своего друга Марата Бейсенбина, обокрал квартиру молодых, как только те уехали отдохнуть. На заявление о краже полицейские реагировали крайне вяло, и Марат Бейсенбин с двумя своими приятелями сам потребовал у Мендыбаева объяснений, разбив ему нос и поставив пару синяков. Всех троих обвинили в угоне автомобиля и похищении человека, а 23 мая 2012 года суд приговорил их к длительным срокам лишения свободы. Но накануне приговора выяснилось, что расследовавший это дело Назар Нурланов сам, оказывается, был ранее судим за кражу 160-кило­граммовой свиноматки, что не помешало ему устроиться на работу в полицию и дослужиться до капитана (см. “Свинья из прошлого”, “Время” от 12.7.2012 г.).
На заседаниях суда апелляционной инстанции выяснилось, что свиней бывший следователь Нурланов только воровать плохо умел, а вот подкладывать своему, теперь уже бывшему, ведомству он их научился здорово. Из выступлений адвокатов выходило, что за время расследования он умудрился нарушить едва ли не все статьи УПК РК! Например, в деле отсутствует постановление о проведении специальных оперативно-розыскных мероприятий по негласному прослушиванию и аудиозаписи телефонных переговоров трех осужденных приятелей, санкционированное прокурором. Нет и постановления, признающего CD-диск с этими записями вещественным доказательством. Бывший следователь Нурланов таковым его во время следствия не признавал и в список материалов уголовного дела не вносил никогда. За него об этом уже во время суда (!) ходатайствовал прокурор, и судья Айгуль МОЛДАБАЕВА пошла ему навстречу. А вот CD-диск с аудиовидео­записью допроса потерпевшего Мендыбаева вообще оказался утерян.

В материалах дела очень много чего нет, зато есть заявления потерпевшего, отчего-то написанные совершенно разными почерками. И есть постановления следователя с различными датами, в которые он должен был бы посещать следственный изолятор. Вот только согласно ответу руководства самого следственного изолятора следователь Нурланов в указанные дни в этом учреждении даже не появлялся. В деле есть как документы, вообще непонятно кем составленные, так и сведения из организаций, предоставленные неизвестно по чьему запросу.
Злые языки уверяют, что вообще само это дело возникло якобы из-за горячего желания сотрудников УБОП во что бы то ни стало посадить Виталия Коноплицкого, занимающего, по сведениям полиции, некое особое место в криминальной иерархии Петропавловска. Потому и записи его телефонных переговоров с приятелями велись аккурат после удачно подвернувшейся (подвернувшейся ли?) кражи Мендыбаевым вещей из квартиры Бейсенбина. Тот просто должен был после этого встретиться с обворовавшим его давним приятелем, и нет ничего удивительного, что он позвал на встречу своего друга Коноплицкого.
Надо сказать, последнего уже пытались посадить и задерживали в 2006 году с “джентльменским набором” из наркотиков, револьвера и гранаты. 15 января 2007 года он был приговорен к 3,5 года лишения свободы в колонии общего режима. А в августе того же года по постановлению надзорной коллегии Верховного суда РК Коноплицкий был отпущен на свободу ввиду отсутствия в его действиях состава преступления. Оказалось, что материалы того уголовного дела были сфабрикованы от начала и до конца, а видеозапись его задержания, сделанная сотрудниками УБОП, была кем-то тщательно смонтирована  (см. “Грязная работа”, “Время” от 13.9.2007 г.)...

В разных социальных группах людей одинаково не любят типов, ворующих у своих. Называют таких личностей крысами, так что подобный псевдоним Серику Мендыбаеву вполне бы подошел. Но тогда это была бы какая-нибудь “Крыса-007” на манер Джеймса Бонда, потому как Мендыбаев, согласно его заявлениям, без труда выходил из самых невероятных ситуаций во время его похищения и вывоза на Вороний остров. Его будто бы на природе так долго били бейсбольной битой, что она даже сломалась! Кому другому и одного удара битой хватило бы, чтобы тяжелую травму получить, а Мендыбаеву хоть бы хны! Более того, после такого избиения он смог на ходу выпрыгнуть из автомобиля похитителей, и тоже ничего с ним не случилось! Правда, все эти ужасы основаны только на его словах, потому как в деле нет ни протоколов осмотров всех трех мест происшествия, ни изъятой у Мендыбаева одежды, которая, несомненно, носила бы следы перенесенных побоев и каскадерских трюков, ни соответствующих результатов СМЭ. А сломанную биту никто даже и не искал.
- Не следует ли из этого, что следствие не предпринимало попыток что-либо обнаружить и не проводило осмотров этих мест происшествия, потому что все и так знали, что ничего этого на самом деле и не было? - вопрошал на процессе адвокат Хамит ИСКАНДИРОВ.
Самим подсудимым во время следствия так и не удалось задать потерпевшему Мендыбаеву ни одного вопроса, потому как в проведении с ним очных ставок им было отказано. Не удалось ни о чем его спросить подсудимым и их адвокатам и в суде. Сначала он три месяца туда не являлся, а потом этот потерпевший оказался… под программой защиты свидетелей. И был допрошен в суде в отсутствие подсудимых и их защитников. Хотя скрывать личность и данные потерпевшего от подсудимых не было никакого смысла, потому как он давно и хорошо им известен. Разве что был смысл не дать им возможности задавать ему неудобные вопросы, которые могли бы свести на нет все усилия столь корявого следствия.

Напрасно адвокаты требовали отменить прежний приговор и оправдать своих подзащитных. Председательствующая на процессе в апелляционной инстанции судья Любовь ТРИГУБ, как и судья Петропавловского горсуда Айгуль Молдабаева, никаких особых нарушений в следствии тоже не заметила. И 2 августа оставила приговор всем трем подсудимым в силе.
Адвокат Марата Бейсенбина Гульнара НУРМАНОВА (на снимке) требовала признать все 164 документа следователя Нурланова по этому делу недопустимыми доказательствами:
- По моему мнению, и суд, и прокуратура сейчас закрывают глаза на судимость следователя и все допущенные им по делу нарушения, чтобы всеми силами избежать скандала. Ведь по делам, расследованным Нурлановым за 4 года и 8 месяцев его работы, были осуждены несколько десятков человек. Если признать, что все это время он работал незаконно, что с ними-то со всеми делать тогда?!

Виктор МИРОШНИЧЕНКО, фото автора, Петропавловск, тел. 8-7772588479, e-mail: mukomol@mail.kz, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА

Поделиться
Класснуть