14323

Брак по расчёту

В Петропавловске после заявлений о пытках финполовцами находящегося под домашним арестом директора ТОО “Строитель” Валерия ДИКУНА (на снимке), поступивших 23 июля в Генеральную прокуратуру, прокуратуру области и газету “Время”, его положение сразу поменялось в лучшую сторону. Опальный директор смог немного поправить здоровье и сам раскрыл причины своих бед, о которых нет ни слова в его уголовном деле.

Напомним, полгода назад руководитель бывшего флагмана областной стройиндустрии оказался в камере по обвинению в мошенничестве. За четыре месяца неволи у него отказали обе почки, и он оказался буквально на грани жизни и смерти. Но как только его выпустили под домашний арест, чтобы он мог регулярно проходить процедуру гемодиализа, финполовцы проявили бешеную активность. Вместо процедур они увозили его к себе в департамент и держали там, пока тот не начинал терять сознание. Или привозили в больницу за несколько часов до гемодиализа, чтобы прямо там проводить с ним какие-то загадочные следственные действия (см. “До самой смерти...”, “Время” от 8.8.2012 г.)
После заявления о пытках охрану от дома Дикуна вместе с мучившим его следователем Ерболом ОМАРОВЫМ как ветром сдуло. Домашний арест ему официально не продлили, поэтому Валерий Дикун счел для себя возможным рассказать газете “Время” следующее:
- Началось все с того, что я отказался играть в игры чиновников с взятками и откатами, - уверяет Валерий Дикун. - Я и раньше их не давал, но схема тут несколько сложнее, чем передача банальных пакетов с деньгами. Показательна история со строительством в 2006 году офиса областного филиала партии “Нур Отан”, например. По смете здание стоило 90 миллионов тенге, но из внебюджетного фонда мне дали только 60…
Недостающие 30 миллионов тенге, по словам Валерия Дикуна, тогдашний аким города Владимир НИКАНДРОВ велел взять в банке в кредит, пообещав в скором времени рассчитаться:
- Я взял кредит на 4 года, но денег мне никто так и не отдал. Кредит тот я потом погасил, и получилось, что вместе с процентами вложил в это строительство свои 40 миллионов тенге. Это все зафиксировано актами сверки, но деньги мне никто так и не отдал. Я и к тогдашнему акиму области Таиру МАНСУРОВУ ходил, и к нынешнему областному акиму Серику БИЛЯЛОВУ обращался, но, кроме обещаний, так ничего и не услышал.

Подобные истории, как рассказывает Дикун, с доплатой по 30-50 миллионов тенге своих денег повторялись на каждом государственном объекте, которые ему приходилось строить. И на возведении многоквартирных домов по госпрограмме, и на строительстве бассейна университета, здания ЦОНа, городской оранжереи и поликлиники. Оранжерея, которая нынешней весной не выдержала сильного ветра (см. “Крыша поехала”, “Время” от 3.4.2012 г.), строилась, по его словам, вообще оригинально:
- Смета работ была на 270 миллионов, но аким области Билялов сказал, что нам 200 хватит. При этом сам Билялов приезжал на объект и руководил стройкой, заявляя: вот это надо сделать, и это надо сделать, а про деньги, откуда их на это все брать, даже разговор не заходил! И как мы ни выкручивались, пришлось 12 миллионов своих докладывать.
Строительный бизнес Дикуна стал развиваться по принципу “попала собака в колесо - пищи, да беги”. Продолжать работу на прежних объектах стало возможно только за счет авансов с финансирования новых объектов. Выручало разве что строительство по частным заказам - здания банка, золотоизвлекающей фабрики Васильковского ГОКа под Кокшетау, - за счет прибыли с которых можно было держаться на плаву. А камнем преткновения для Дикуна оказалась городская поликлиника стоимостью 1 миллиард 100 миллионов:
- Финансировать ее строительство начали в 2008 году, когда поступило 80 миллионов в конце года. Мы сделали задел на эту сумму, а первый аванс из проплат 2009 года был только 25 мая! То есть предприятие все это время стояло. Ну, опять брали кредиты, пытались работать, а ведь это все  увеличение себестоимости, издержки. К окончанию строительства денег не хватало, и мы уже откровенно мучились. А не хватало их потому, что объект рассчитан и заложен в ценах 2008 года, а в 2009 и 2010 годах надо было уже инфляцию учитывать, но никто этого не делал. Сказали - вам хватит, как хотите, так и выкручивайтесь. И я решил, что поликлинику дострою и больше уже на бюджет работать не буду. На эту поликлинику моих денег ушло 50 миллионов, чтобы закончить работу.

А еще, по словам Валерия Дикуна, и без того тяжелое финансовое положение тогда подорвала показуха, которую устроило руководство области, чтобы пустить пыль в глаза президенту страны Нурсултану НАЗАРБАЕВУ:
- В августе 2010 года президента встречали, устроили ему великую показуху. А потом все, что для показухи к августу налепили, отдирали и переделывали заново. Два субпод­рядчика наделали огромное количество брака, я по этому поводу шум поднимал, но фирма, открытая при акимате города, которая технадзором занималась, все приняла. Теперь эту фирму ликвидировали, а брак-то остался! Тогда же и началось уголовное дело с заявления энергетиков о том, что я нанес ущерб государству на несколько миллионов, будто бы ячейки на подстанции не установил.
По его словам, подстанция была построена, оборудование закуплено, установлено и даже временно подключено энергетиками. А дальше, как рассказывает Дикун, начались приключения:
- За постоянное подключение они потребовали… 16 миллионов тенге! А по смете подключение у меня 18 тысяч тенге стоило. Когда я платить отказался, написали заявление, будто бы я нанес ущерб государству, не установив нужное оборудование. Еще одно заявление на 37 миллионов подал и один из субподрядчиков, который мне брак наделал. И меня закрыли, чтобы угомонить, чтобы я о браке помалкивал. Ну и в то же время приходили к моему заму некие люди и ставили условие, что если мы заплатим 350 тысяч долларов, то все проблемы с финансовой полицией тут же и растворятся. Платить я не стал, во-первых, денег таких нет, во-вторых, не за что там платить.

Сейчас, по словам Валерия Дикуна, обвинение в мошенничестве разваливается на глазах, потому как оборудование для подстанции на самом деле все было куплено и установлено. Теперь ему пытаются вменить подделку документов, но он просто ждет суда и уверен, что там все и выяснится:
- В уголовное дело напихали без разбора таких документов, что получился сущий бред. Я уверен, что докажу свою правоту, но одна беда - техника арестована с 2010 года, счет закрыт, работать не могу. Ну и что из того, что я теперь без гемодиализа жить не могу? Надо добиваться процедуры реабилитации предприятия, а потом снова начинать работать. Но только не на гособъектах!

Виктор МИРОШНИЧЕНКО, mukomol@mail.kz, фото автора, Петропавловск

Поделиться
Класснуть