⇧ Наверх
"Золотая линия" Астаны - экскурсия по центру столицы Казахстана

Без языка, или Почему президент вынужден корректировать собственные решения

Наиль ИШМУХАМЕТОВ

После отпуска, просматривая накопившуюся прессу за последний месяц, поймал себя на мысли: общественность как-то привыкла оперировать высокими материями при обсуждении языковой проблемы. Отвечая на вопрос, кто виноват в слабом знании гражданами страны казахского языка, эксперты называют советское прошлое с его доминирующим русским, стереотипы мышления, слабую мотивацию к изучению госязыка и его невостребованность в обществе, ограниченность пространства и территории его применения… И т.д. и т.п. И при этом мы напрочь забываем о роли проводников в этом процессе - школьных учителях. Точнее - учителях казахского в классах с русским языком обучения.

Не они ли, казаховеды, в первую очередь должны отвечать, почему молодые соотечественники так “хорошо” владеют государственным языком, что и по прошествии двух десятков лет нацпаты взывают к общественности с теми же, набившими оскомину лозунгами: мол, казахский язык на обочине жизни? Феноменальный результат, если учесть, что в течение 15 (!) последних лет государство в рамках двух программ функционирования и развития языков (1997-2000 и 2001-2010 гг.) поступательно расширяло школьную базу обучения казахскому.
Обратимся к цифрам. В сентябре 2008 года в своем исследовании “Русский язык в Казахстане” председатель республиканской ассоциации учителей русских школ Наталия ВДОВИНА со ссылкой на данные Минобразования указывала, что в период с 1991 г. и по состоянию на начало 2005/2006 учебного года количество казахских школ в республике выросло на 842. При этом очагов просвещения с русским языком обучения к 2005/2006 уч. г. по сравнению с 2001/2002 учебным годом сократилось на 303 и составило 25,7 процента от общего количества школ на указанный период (8157, включая смешанные и те, в которых обучение ведется на узбекском, уйгурском и других языках этнических меньшинств).
Между тем в тексте третьей гос­программы развития и функционирования языков, утвержденной указом главы государства в конце июня прошлого года и рассчитанной на 2011-2020 годы, констатируется, что за последние 10 лет в стране “существенно расширена инфраструктура обучения государственному языку: детских садов с казахским языком обучения - 1178 (рост с 2001 года на 876), школ - 3821 (рост с 2001 года на 173), создан 101 центр обучения государственному языку”. За годы реализации второй языковой гос­программы, подчеркивается там же, “выпущены многоуровневые учебно-методические комплексы, 10 видов словарей общим тиражом 720 тысяч экземпляров, 8 отраслевых двух- и трехъязычных словарей общим тиражом 260 тысяч экземпляров”.
А в январе этого года Агентство по статистике сообщило: “В Казахстане преобладают школы с казахским языком обучения - 3843 и русским - 1508 (без специальных коррекционных школ и школ при средних и высших учебных заведениях). По сравнению с прошлым учебным годом (2010/2011 г. - Н.И.) число школ, в которых обу­чение ведется только на казахском языке, увеличилось на 15 (на 0,4 процента)”.
В результате в настоящее время, по официальным данным, количество учеников, обучающихся в школах с казахским языком обу­чения, составляет 63 процента от общей численности школьников.

Впечатляет и госфинансирование. Например, на мероприятия по внедрению и развитию государственного языка из бюджета страны в 2009 году было выделено около 5 млрд. тенге, в 2010 году - еще порядка 4,7 млрд. тенге. А общие затраты бюджета на реализацию только первого этапа (2011-2013 гг.) третьей госпрограммы развития языков запланированы на уровне 19 млрд. 134 млн. 946 тыс. тенге.
И это еще не вся статистика. Увеличивалось не только количество школ на государственном языке и финансирование в этой сфере, но и значительно возрос объем уроко-часов казахского языка, достигнув в средних классах школ с русским языком обучения (!) пяти уроков в неделю против двух-трех русского и английского. И эта пропорция сохраняется на протяжении уже нескольких лет.
Ни один из школьных предметов не получал столь мощного допинга, как казахский язык и литература. Но наша молодежь (не будем сейчас трогать среднее и старшее поколение) все равно упорно не говорит на казахском! А ведь через школу проходят все юные граждане страны! В частности, только за 10 последних лет ее окончили порядка 1,5 млн. человек. Еще примерно столько же - выпускники колледжей. Не говоря уже о тех, кто отучился в вузах. Довольно внушительный контингент с учетом того, что экономически активное население страны составляет 8-8,5 млн. человек.
Вот и возникает вопрос: кто и - главное - как учит наших детей казахскому?
Школьников, едва они усвоят казахский алфавит, заставляют сначала читать не понимая, а затем зазубривать (да так, чтобы от зубов отскакивало) казахские стихи и прозу. Детишки механически заучивают и правила грамматики - склонения, падежи… Что ж, грамматика, безусловно, важна. Но ведь сначала было слово! О словарном запасе, о развитии прежде всего устной речи, о налаживании общения, диалога между детьми заботятся единицы педагогов-казаховедов. А каков психологический фон занятий? Многие учителя (если не большинство!) не предлагают, а принуждают школьников учить государственный язык, периодически упрекая их в невежестве, в нежелании овладеть им. И в ответ, естественно, получают угрюмо-молчаливый протест.
Те школяры, кто посмышленее, приспосабливаются к предъявляемым требованиям, поставленным с ног на голову, умудряются с выражением и правильным произношением (!) читать по учебнику и наизусть. Именно такие “одаренные” дети спасают своих учителей во время открытых уроков. А проверяющие, прекрасно зная цену этой показухе, закрывают на нее глаза. И даже порой демонстрируют восторг и умиление: “Надо же! Не казах, а как хорошо говорит!..”.

Кто-то, возможно, скажет, что я утрирую. Но большинство родителей школьников подтвердят: это недалеко от истины.
Парируя критику в свой адрес, учителя откровенно лукавят, сваливая все проблемы преподавания госязыка на “ущербный” учебный план, который-де надо выполнять, каким бы он ни был. Или переводят стрелки на изъяны методики преподавания.
“Мы несколько десятков лет не можем выучить казахский язык, когда английский язык учат за год, за два и могут спокойно выражать на нем свои мысли. Где все наши выдающиеся методисты? На них посмотришь - одни профессора, столько учебников разработали. А все без толку”, - сказала в конце июня в интервью корреспонденту портала vlast.kz лингвист и переводчик Самига САЛИМОВА.
“Пятьдесят лет одно и то же в книгах, одни и те же тексты да переводы. Сколько можно переводить этот текст про Кунанбаева (Абай Кунанбаев, казахский мыслитель, поэт, просветитель. - Н.И.) с пятого класса по одиннадцатый? Всегда удивлял вопрос: почему в аттестатах выпускников школ пятерки, а на деле этот выпускник не может связать и двух слов?” - задала вопросы на засыпку С.Салимова.
Оценка - не в бровь, а в глаз.
Но вот что интересно: сколько я сам ни любопытствовал, что же мешает казаховедам перенять опыт и методику преподавания того же английского, не дожидаясь новых разработок ученых-методистов, мои собеседники в ответ лишь пожимали плечами.
Или взять расхожую ссылку учителей казахского на “отсутствие разговорной среды”. Мол, стоит ученикам выйти из класса, как они сразу же начинают говорить по-русски, в том числе во дворе и дома… Извините, но далеко не все (мягко говоря) родители свободно говорят на английском, однако дети преуспевают в овладении этим языком международного общения.
Не к месту, наверное, но моя совершенно, по нашим меркам, не­грамотная и аполитичная бабушка - аби, жизнь которой полностью пришлась на советский период и которая едва могла связать два слова по-русски, до последних своих дней читала Коран на арабском и писала арабской вязью…

Думаю, тут уместно вспомнить булгаковское: разруха начинается не в туалетах, а в головах. Политика с высокой материей здесь, как говорится, не при делах.
“Политика есть искусство возможного” - незыблемость этой исторической аксиомы канцлера Германии Отто Эдуарда Леопольда БИСМАРКА лишний раз подтверждает и происходящее в языковой сфере Казахстана. В январе этого года Нурсултан НАЗАРБАЕВ, выступая с посланием народу страны, вынужден был - всего лишь через полгода после принятия новой госпрограммы развития языков! - дезавуировать одну из ее важнейших целей, заявив: “Самое главное для нас - это единство и согласие в стране. Казахский язык как государственный постепенно получает свой необходимый статус. Мы говорили, что к 2020 году 95 процентов населения страны будут знать государственный язык. Не нужно торопиться. Я думаю, что это неэффективно для Казахстана. Все должны это понимать: и депутаты, и государственные деятели. Все должны задуматься о том, чтобы постепенно решить этот вопрос”.
Почему президент вынужден был фактически взять свои же слова обратно? Ответ, увы, ясен: потому что учителя никудышные.
Между прочим, к 2020 году школы и колледжи страны окончат еще порядка 3 млн. молодых казахстанцев, которые, если кардинально не улучшить образовательный процесс, в большинстве своем тоже останутся без языка.

Наиль ИШМУХАМЕТОВ, Алматы, e-mail: nail@time.kz, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА

Загрузка...
Комментарии 34
Для того, чтобы оставить комментарий необходимо войти с помощью:
Время или Зарегистрироваться
Женолюб
23 августа 2012, 00:50
Сто процентов! Учителя казахского языка главнейшие бездельники и лоботрясы в школах, а вузовских надо гнать поганой метлой. Ни одного тенге зарплаты не отработали. Ни одного казахскому языку не обучили.
Ссылка
военкорр
23 августа 2012, 01:06
Наиль открыл карты. Только наш народ , не любит правду. Всё , что угодно , но только не - ПРАВДУ!!! Мне часто говорят , что я должен - выучить язык , иначе - я не патриот и т.д. А у меня , всё время два вопроса - кому я должен , а главное зачем??? В 60-х , моих родителей отправили служить и трудиться в ГДР , там я и родился. Когда мне было 2 года , мы вернулись в Алма-Ату. Отец и мать , служили и работали там , где требовались знания многих языков , но только не казахского... После средней школы , я пошёл по стопам отца . И большую часть своей жизни провёл в служеб. командировках. И на офф. встречах , и на деловых переговорах , и во - время бомбёжек и перестрелок .... , ну ни разу не слышал , что-бы кому-нибудь требовался каз. язык. Когда наши КЗ-представители приезжают за рубеж , то они ведут все переговоры на англ. , немец. , ну в худшем случае на русском через переводчика , но только не на гос.яз. Вот и вопрос - ЗАЧЕМ , и кому всё это надо ???
Ссылка
Гость_#
23 августа 2012, 01:13
За последние 10 лет в стране “существенно расширена инфраструктура обучения государственному языку - к сожалению, этого не скажешь о сфере применения. Сам знаю какие требования предъявляют к специалистам в хороших иностранных компаниях, с наилучшей перспективой карьерного роста и зарплатой намного выше средней, могу сказать, что владение госязыком там даже не обозначено в списке, а вот русский и английский должны знать в обязательном порядке. И, как мне объяснили, дело в том, что на казахском языке невозможно вести серьезную деловую переписку, особенно там, где жизненно важно однозначное трактовние контекста. Вот поэтому, те кто посмышленее с детства стараются учить английский, а их родители не жалеют денег на обучение иностранному языку. А пока у нас казахский язык требуется только на госслужбе, то учить его будут только те, кому открыты двери в министерские кресла. Так что, винить тут не кого!
Ссылка
Robesper
23 августа 2012, 01:39
Это правда, в школах большие проблемы с казаховедами. Как правило это малограмотные девочки из аулов, поступающие в педучилища для того, чтобы остаться в городе.
Ссылка
военкорр
23 августа 2012, 01:41
2. Мне 48 лет , последствия контузии в одной из командировок , дают о себе знать ( сложности с запоминанием терминов , имён и т.д.) , ну бывают иногда неприятности.... Я на пенсии , и ни в какие дела ( бизнес , политика...) не лезу. Но и выучить гос.яз для меня проблема . И в тоже время - меня то в ЦОНе , то в больнице , то ещё где.... упрекают , что я не знаю язык , мол я последний негодяй )))) ( по паспорту я казах ). При всём при этом , эти люди с другими нормально , без претензий разговаривают по-русски! )))) Теперь , будьте любезны , объясните - для чего ВСЁ ЭТО делается ? 3. Дипломатия , юриспруденция , химия , медицина - во всём мире на латыни , гречес. , франц. , а язык бизнеса - англ. , а у нас всё это хотят перевести на гос. язык + всех заставить выучить это . Мы , чем лучше всего мира ? А главное , кого наши патриоты хотят заставить мировую фундаментальную науку выучить в казахском переводе ??? ))))) Кого ?... немцев , японцев , китайцев , амеров.... ???
Ссылка
Баба Яга против
23 августа 2012, 08:32
Я не только не против гос языка, я даже ЗАААА! Я против ущемления других языков!! значительно возрос объем уроко-часов казахского языка, достигнув в средних классах школ с русским языком обучения (!) пяти уроков в неделю против двух-трех русского и английского. Отсюда вывод: мало того что учащиеся не знают казахского языка, но за счет сокращения часов они также не знают русского и английского! То есть были неучи, стали баранами.
Ссылка
Peresmeshnik.
23 августа 2012, 09:59
Такое впечатление, что эту статью комментируют в основном шовинисты. Особенно военкрр. Впрочем, он контуженный и это серьезно сказываться на его способности к логическому мышлению.
Кстати, о якобы о колоссальных деньгах на развитие госязыка - 5 млрд не такие уж большие деньги: это всего лишь примерно по 2 доллара на одного казахстанца.
Мировая практика показывает: изучение языков без серьезного расширения сферы его применения не дает серьезных плодов. И дело не только в казахском языке, тот же немецкий язык учили 5-6 лет в школе, 3 года в вузах. А все равно подавляющее большинство знали его на уровне «хенде хох!». Потому что он не был востребован. Да и с английским раньше ситуация была примерно такой же.
В общем виде решение задачи развития госязыка остается прежней – неуклонное расширение сферы его применения, и улучшение качества его преподавания. и как говорят англичане, степ бай степ!
Ссылка
Подбырин
23 августа 2012, 10:12
Женолюб:
Сто процентов! Учителя казахского языка главнейшие бездельники и лоботрясы в школах, а вузовских надо гнать поганой метлой. Ни одного тенге зарплаты не отработали. Ни одного казахскому языку не обучили.

так и да. нужно чтоб казахскому языку в русских школа обучали учителя неказахской и не тюркских национальностей. ведь иностранным языкам (англ., нем., фр. и т.д.) в школах обучают не англичане, немцы или французы, а наши родные училки. вот тогда буде толк.
при обучению казахскому языку в русских школах училками казахской национальности возникают серьезные проблемы: большинство учителей каз.яз-а - выходцы из деревень. а это создает псих.барьер при работе с городскими учениками. далее, учителя с деревенским происхождением владеют каз. яз-ом с рождения а вот ученики - нет. из-за этого учителя не могут понять причин низкой усвояемости учебного материала. а вот если б учителя как и ученики сами изучали каз. яз. с нуля, то, учителям был бы понятен образ мышления учеников, почему они совершают те или иные ошибки, потому что учителям самим сначала нужно пройти через процесс обучения!
Ссылка
42
23 августа 2012, 10:37
Для начала внесите казахский в переводчик гугла, там его нет!
Или сделайте свой подобный - бесплатный, и займитесь его распостранением.
Ссылка
Дядюшка Пекос
23 августа 2012, 10:40
Peresmeshnik.:
И дело не только в казахском языке, тот же немецкий язык учили 5-6 лет в школе, 3 года в вузах. А все равно подавляющее большинство знали его на уровне «хенде хох!». Потому что он не был востребован. Да и с английским раньше ситуация была примерно такой же. В общем виде решение задачи развития госязыка остается прежней – неуклонное расширение сферы его применения, и улучшение качества его преподавания. и как говорят англичане, степ бай степ!

Не согласен с вами. Учил английский в школе 8 лет. После этого, мог с легкостью поддержать разговор даже с иностранцами. Казахский я учил столько же лет, но кроме как ругаться на нем - не научился. Все зависит от учителя.
Ссылка
free wey
23 августа 2012, 11:57
На мой взгляд, основная проблема казахского языка в том, что его стараются удержать в каких-то классических рамках. Язык должен развиваться, эволюция в языке происходит таким же образом, как и во всех других сферах человеческой жизни. Все, что не развивается, рано или поздно становится мертвым. Для сравнения - русский язык на 60, а то и 70% состоит из заимствований - греческий, латинский, английский, немецкий, арабский, а в Казахстане и казахский. Из употребления практически исчезли старорусские слова, попробуйте сами понять, что говорит батюшка на богослужении старорусским текстом, я например, нифига не понимаю. Заимствования - это не удар по языку, это вполне нормальный показатель развития, пополнение словарного запаса еще ни одному языку не навредило.
Ссылка
Rodina-KZ
23 августа 2012, 12:57
Robesper:
Это правда, в школах большие проблемы с казаховедами. Как правило это малограмотные девочки из аулов, поступающие в педучилища для того, чтобы остаться в городе.


Это действительно так...

У нас в школе , где сын учился такой экземпляр, тупости и аульства был. Когда дети не могли перевести текст, спросили у нее, а она им ответила- ВНИМАНИЕ- Еще не хватало, чтобы я своему родному языку этих баранов учила.(верояно имела ввиду русских)

То, что НЕТ хороших учителей в школах это факт. А те, что сидят это тупые аульские бездари, те кто не захотел сидеть в своем ауле.
Всех кто приехал из аулов и закончил педагогический, предлагаю ВООБЩЕ ВСЕХ ДО ЕДИНОГО УЧИТЕЛЯ УВОЛИТЬ ИЗ ГОРОДСКИХ ШКОЛ, пусть едут аул поднимать.
Ссылка
Peresmeshnik.
23 августа 2012, 13:32
Rodina-KZ: "То, что НЕТ хороших учителей в школах это факт. А те, что сидят это тупые аульские бездари, те кто не захотел сидеть в своем ауле. Всех кто приехал из аулов и закончил педагогический, предлагаю ВООБЩЕ ВСЕХ ДО ЕДИНОГО УЧИТЕЛЯ УВОЛИТЬ ИЗ ГОРОДСКИХ ШКОЛ, пусть едут аул поднимать."
Судя по лексикону и уровню аргументации, самое время Rodina-KZ: самому отправиться в аул. К примеру, разводить свиней, если не устраивают бараны. :cool:
Ссылка
Peresmeshnik.
23 августа 2012, 13:49
Дядюшка Пекос: "Казахский я учил столько же лет, но кроме как ругаться на нем - не научился. Все зависит от учителя.

еврейская мудрость гласит: например - это не доказательство. Я говорил о большинстве. В том что я прав легко убедиться выйдя на улицу.
Казахский вы не выучили, на мой взгляд, не из-за плохого учителя, а главным образом потому, что не было настоящего стимула.
Далеко не все зависит от учителя - есть еще гены, среда, личные качества и т.д. Хотя в одном вы правы - от курицы нечего ждать лебедя. :D
Ссылка
Azezello
23 августа 2012, 13:51
Посмотрите Мессир! Люди нисколько не изменились! Помните эту "битву" между халдейским и арамейским языком? Сколько судеб покалечено! Сколько копий было сломано! Сколько сил человеческих потрачено на споры! Сколько облестящих ораторов, мессир, произнесло пламенных речей! Ну вам ли не помнить, мессир, даже тогда людей делили на "нагыз" и "шала". И что? Величайшие были народы! И что? Что, мессир? Нет ни халдеев, ни арамейцев, а есть арабы и греки. Не будет потом арабов, не будет и греков. Таково течение жизни! Пустые споры, мессир, пустые.
Ссылка
badbar
23 августа 2012, 14:35
Peresmeshnik.:
Rodina-KZ: "То, что НЕТ хороших учителей в школах это факт. А те, что сидят это тупые аульские бездари, те кто не захотел сидеть в своем ауле. Всех кто приехал из аулов и закончил педагогический, предлагаю ВООБЩЕ ВСЕХ ДО ЕДИНОГО УЧИТЕЛЯ УВОЛИТЬ ИЗ ГОРОДСКИХ ШКОЛ, пусть едут аул поднимать." Судя по лексикону и уровню аргументации, самое время Rodina-KZ: самому отправиться в аул. К примеру, разводить свиней, если не устраивают бараны.


Rodina-KZ по направлению ветра комментирует, не первый раз замечаю, как мотыляет бедолагу
Ссылка
Гость_#
23 августа 2012, 15:28
Azezello, классика как всегда актуальна, но ничему не учит, не любят у нас читать, больше любят говорить.
Ссылка
gans
23 августа 2012, 16:40
А зачем мне русскому изучать казахский язык? Если я его выучу то: я получу повышение на работе-нет, моя зарплата вырастет в разы-нет, мне государство даст бесплатно квартиру-нет, мои дети будут учиться бесплатно-нет, меня будут лечить в больнице хорошо и бесплатно-нет, я буду общаться в интернете-нет, я буду читать техническую литературу-нет и много чего нет.
А на нет и суда нет.
Если это прихоть одного человека то это его проблемы.
Государственный (официальный) язык — язык, за которым в том или ином государстве или в пределах иной юридически определённой территории законодательно закреплён самый высокий юридический статус в установленных законом случаях по сравнению с остальными языками, которые могут на данной территории использоваться.
Государственный язык — это прежде всего язык конституции данного государства, а поэтому можно считать, что государства, не имеющие кодифицированной конституции, не имеют и государственного языка.[и Чаще всего государственным (официальным) языком является язык наиболее многочисленного народа (этнической группы) данного государства. В то же время законодательством некоторых государств определено, что официальные государственные документы должны издаваться и на иных языках.

А вот каким образом, в 91 году в Казахстане при численности казахов менее 50% государственным языком стал казахский - большой вопрос?
Русскоязычных было большинство и это факт.

В угоду одного человека делается все в этой стране.
Ссылка
badbar
23 августа 2012, 17:01
gans: [quote Русскоязычных было большинство и это факт. В угоду одного человека делается все в этой стране.

да с русскоязычными тоже проблема, их количество даже в России падает. Неуверен, что "твой один человек" там руку приложил
Ссылка
Подбырин
23 августа 2012, 17:28
gans,
А зачем мне русскому изучать казахский язык? Если я его выучу то: я получу повышение на работе-нет, моя зарплата вырастет в разы-нет, мне государство даст бесплатно квартиру-нет, мои дети будут учиться бесплатно-нет, меня будут лечить в больнице хорошо и бесплатно-нет, я буду общаться в интернете-нет, я буду читать техническую литературу-нет и много чего нет.
А на нет и суда нет.

че у вас у всех за тупая логика?!
вот я учился в школе аж 10 лет и кроме каз. яз-а я в школе изучал с дюжину предметов; в универ-е учился 5 лет, и там тоже изучал кучу дисциплин помимо "делопроизводства на гос. яз-е" (читай "каз.яз."). и если следовать вашей дурацкой логике то меня должны на руках носить и кормить из ложечки и чтоб нянечка выносила горшочек регулярно. :D

я получу повышение на работе-нет

я здесь уже приводил пример про то как у нас на работе управляющим директором назначили молодую русскую женщину которая отлично владела каз. яз-ом. начинала она свою карьеру в нашей организации с... секретаря, потом ее назначили нач-ом отдела, затем деп-та, и наконец упр. дир-ом. и на это восхождение ушло каких-то лет за 5! наша контора относится к МОНу и мы часто устраиваем мероприятия с участием министерского руководства. на одном из таких мероприятий один крупный столичный чиновник предложил нашему упр. дир-у хорошую должность в министерстве... не удивляюсь если лет через 5-7 о ней будет писать в этой газете столичный корреспондент Тогжан Гани!
Ссылка
GOCHA
23 августа 2012, 20:00
Peresmeshnik.
    
#7
2012-08-23 09:59 | Профиль
Такое впечатление, что эту статью комментируют в основном шовинисты. Особенно военкрр. Впрочем, он контуженный и это серьезно сказываться на его способности к логическому мышлению.
Кстати, о якобы о колоссальных деньгах на развитие госязыка - 5 млрд не такие уж большие деньги: это всего лишь примерно по 2 доллара на одного казахстанца.

Вах... 5.000.000.000,00 / 2 = 2.500.000.000,00... Никогда не думал, что у нас 2,5 ярда населения... Мож еще раз переписать народ?
Ссылка
obyvatel55
23 августа 2012, 22:14
Все казахи выросшие в советское время могут вспомнить нередкие случаи,когда чел.русс.национальности мог запросто кинуть в лицо чел.каз.национальности "Я'Ж ТЕБЕ РУССКИМ ЯЗЫКОМ СКАЗАЛ(А),БАРАН!" Это было.. И казахи живя на св.родине ничего не могли ответить или сделать;Ведь вся гос.машина того времени со всей св.мощью навязывала и требовала знания русс.языка.Хочешь жить,учи русс.язык.Время боли,унижения растаптывания нац.чести. Но слава Богу,союз приказал долго жить.
Я сам в принципе ничего не имею против русс.языка,и даже больше,признаюсь люблю этот красивый,многогранный и неповторимый язык. Но считаю,в то совет.время можно было бы и по другому продвигать русс.язык "возвышая его и при этом НЕ унижая каз.яз".
Сейчас же,сколько бы не говорили нек.болтологи,каз.язык медленно,но все же стабильно завоевывает св.пространство.Начало этого уже было положено в 90х,а процесс неизбежен. Поэтому всяким истериям и прогнозам апокалипсиса каз.языка надо относиться спокойно;действие заложено,и его уже не остановить.
Казахская толерантность уникальна,она проявляется и в вопросе распространения св.языка. И вряд ли будут массовые случаи таких курьезов как "Я'Ж ТЕБЕ КАЗАХСКИМ ЯЗЫКОМ ГОВОРЮ,СВИНЯ". Они уже имели опыт такого отношения,и не будут отплачивать тем же.
Ссылка
puten
23 августа 2012, 22:22
Дядюшка Пекос:
Peresmeshnik.:
И дело не только в казахском языке, тот же немецкий язык учили 5-6 лет в школе, 3 года в вузах. А все равно подавляющее большинство знали его на уровне «хенде хох!». Потому что он не был востребован. Да и с английским раньше ситуация была примерно такой же. В общем виде решение задачи развития госязыка остается прежней – неуклонное расширение сферы его применения, и улучшение качества его преподавания. и как говорят англичане, степ бай степ!
Не согласен с вами. Учил английский в школе 8 лет. После этого, мог с легкостью поддержать разговор даже с иностранцами. Казахский я учил столько же лет, но кроме как ругаться на нем - не научился. Все зависит от учителя.


Ну видимо ты полиглот,если за школьную программу осваиваешь иностранный язык.Также как с Абаем,учив английский, все знают только - London-the capital.. Хотя нужно было поднимать язык сразу на заре независимости ,включив административный ресурс(ограничивать гражданство,предоставлять преимущество при социальном обеспечении,приеме на работу).
Ссылка
Qzaq
23 августа 2012, 22:53
gans:А вот каким образом, в 91 году в Казахстане при численности казахов менее 50% государственным языком стал казахский - большой вопрос? Русскоязычных было большинство и это факт. В угоду одного человека делается все в этой стране.


Хе он видите ли Ганс? Ты мля такой же Ганс как я Иван. Большой вопрос для тебя как это казахи выжили? Русскоязычных больше? Берега дорогой попутал. Скинь адрес или заяви это публично а потом посмотри реакцию? Кишка тонка только шиздеть можете на сайтах? Ты скоро на этого человека молиться будешь, И потри раза в день добрым словом вспоминать. Только он держит ситуацию. С таким настроением лучше бы вещички паковал пока не поздно.
Ссылка
Rodina-KZ
23 августа 2012, 23:38
Peresmeshnik.:
Rodina-KZ: "То, что НЕТ хороших учителей в школах это факт. А те, что сидят это тупые аульские бездари, те кто не захотел сидеть в своем ауле. Всех кто приехал из аулов и закончил педагогический, предлагаю ВООБЩЕ ВСЕХ ДО ЕДИНОГО УЧИТЕЛЯ УВОЛИТЬ ИЗ ГОРОДСКИХ ШКОЛ, пусть едут аул поднимать." Судя по лексикону и уровню аргументации, самое время Rodina-KZ: самому отправиться в аул. К примеру, разводить свиней, если не устраивают бараны.



Уважаемый а вы, что обиделись, вероятно самому не сиделось в ауле...
Ссылка
Kwinto
24 августа 2012, 08:57
Всем тем, кто тут пытается изобразить из себя умника - учите казахский, даже если это Ваш не родной язык. Сейчас Вы забудете свой язык, завтра традиции, а позже забудете свою нацию! И Ваши правнуки уже и знать не будут, кто они. Сейчас не все даже свою родословную до 7 колена не знают. Бесят вопросы ленивых, например - "А зачем мне русскому изучать казахский язык?" Люди, задающие подобные вопросы, не богаты умом, да и свой язык толком не знают, и разговор с ними вести не о чем. Я думаю, что оба языка знать нужно.
Ссылка
donnerwetterr
24 августа 2012, 13:03
Kwinto:
Всем тем, кто тут пытается изобразить из себя умника - учите казахский, даже если это Ваш не родной язык. Сейчас Вы забудете свой язык, завтра традиции, а позже забудете свою нацию! И Ваши правнуки уже и знать не будут, кто они. Сейчас не все даже свою родословную до 7 колена не знают. Бесят вопросы ленивых, например - "А зачем мне русскому изучать казахский язык?" Люди, задающие подобные вопросы, не богаты умом, да и свой язык толком не знают, и разговор с ними вести не о чем. Я думаю, что оба языка знать нужно.


Бред какой-то.Выпейте валерьянки и перечитайте,что наколбасили.
Ссылка
M-L King
24 августа 2012, 15:04
Я сам знаю родной язык на бытовом уровне и увернен на 100 % не смогу овладеть им в совершенстве но мои дети владеют им в совершенстве и выходя во двор или гуляя по парку я в основном слышу чистую правильную казахскую речь и это радует слух. А по повоуд вымирающей гвардии так это не принимайте близко к сердцу в них говорит тот самый 1 сорт ушедшей эпохи но ее уже не вернешь никогда!!!
Ссылка
Дядюшка Пекос
24 августа 2012, 15:32
Kwinto:
Всем тем, кто тут пытается изобразить из себя умника - учите казахский, даже если это Ваш не родной язык. Сейчас Вы забудете свой язык, завтра традиции, а позже забудете свою нацию! И Ваши правнуки уже и знать не будут, кто они. Сейчас не все даже свою родословную до 7 колена не знают. Бесят вопросы ленивых, например - "А зачем мне русскому изучать казахский язык?" Люди, задающие подобные вопросы, не богаты умом, да и свой язык толком не знают, и разговор с ними вести не о чем. Я думаю, что оба языка знать нужно.

Как-то разговаривал с казахом, которому уже под полтинник лет. Он спросил, есть ли у меня недвижимость в РФ? Я сказал, что есть. На что он мне сказал: "Вот ты сможешь свалить, когда здесь (в Казахстане) фигня начнет всякая происходить, а мне вот некуда ехать, только в свой родной аул".
Извините, если казах так рассуждает, то возникает законный вопрос: а действительно, зачем мне казахский язык? Все равно рано или поздно отправят на национальную "родину". Либо силой, либо выжмут.
Ссылка
Гость_#
24 августа 2012, 15:46
Интересно, что русские не призывают казахов учить русский язык и даже выступают за то, чтобы казахи всячески развивали свой язык, расширяли сферу его применения, а в ответ слышат нападки, угрозы и обвинения в шовинизме. Где здесь логика?
Ссылка
Qzaq
24 августа 2012, 21:54
Хрена себя зачистили комметы. Осталась одна Арахна и какой то новоявленный "котяра" с облезлой мордой.
Ссылка
Гость_#
24 августа 2012, 23:02
Qzaq, просто убрали комменты неадекватных нациков. Своих недосчитался?
Ссылка
Есаул
25 августа 2012, 00:13
Чем большим количеством языков владеет человек , тем он богаче (духовно , интеллектуально и т.д.). По поводу гос. яз-ка : - Получили на фирму письмо из гос. ограна. Пригласили всех титульных , работающих на фирме. Все перевели по-разному. Пригласили нескольких переводчиов из гос. органов - все перевели по-разному , объяснив :-"ну смысл же понятен". Так где же будем ставить запятую в предложении : " Казнить нельзя помиловать" ?????? А ведь от этого может зависеть чья-то судьба , а возможно и жизнь. Не находите ?
Ссылка
Голландский кекс
25 августа 2012, 01:09
Татары рулят, Наиль. Татары рулят...
Ссылка
Астропрогноз
на 13 ноября

Золотые слова

«- Я бы посоветовал Ильясу Алмасхановичу не слишком афишировать, что госслужащие тупее, чем бизнес. »

Владимир БОЖКО, вице-спикер мажилиса:
Сказано в адрес и.о. директора департамента Минсельхоза Ильяса ДОСХОЖАЕВА.
Вопрос на засыпку

Хотели бы вы перевести своего ребенка на дистанционное школьное обучение?

Картинки с Олимпа
от Владимира Кадырбаева