14662

Угол отражения

В Петропавловске подходит к концу расследование удивительного уголовного дела в отношении двух финансовых полицейских, по вине которых обвинявшийся в совершении тяжкого преступления и оправданный впоследствии судом дорожный строитель Араик БОЗОЯН (на снимке) полтора года провел в следственном изоляторе. Ранее в регионе много выносилось оправдательных приговоров по различным уголовным делам, но отвечать “по полной программе” за свои действия, из-за которых невиновный человек оказывался в камере, сотрудникам правоохранительных органов пока не доводилось.

Напомним, процесс по делу Араика Бозояна, обвинявшегося по ч. 5 ст. 312 УК (дача взятки должностному лицу в особо крупном размере за совершение им заведомо незаконных действий, совершенная группой лиц по предварительному сговору), в специализированном межрайонном суде по уголовным делам Северо-Казахстанской области начался 31 октября прошлого года. А 27 декабря он закончился оправдательным вердиктом присяжных заседателей (см. “Счастливый дорожник”, “Время” от 29.12.2011 г.).

Если о задержании неудачливого дорожника финансовые полицейские в свое время сообщали в пресс-релизах с шумом и помпой, то о заключении под стражу 29 августа нынешнего года двух своих коллег, стряпавших в отношении него обвинительные материалы, они предпочли скромно умолчать. Об этом событии, как и о своих злоключениях на пути к свободе, рассказал сам Араик Бозоян:

- Мы здесь не местные, из Костаная в 2010 году работать приехали, когда ТОО “Анис” выиграло в ту пору в Астане конкурс на проведение среднего ремонта 15 километров автодороги рес­публиканского значения А-16 Жезказган - Петропавловск возле села Явленка. И с мая того года инспекторы местного отделения финансовой полиции Бисембай БАБАСОВ и Андрей МЯЧИН начали у нас вымогать шесть миллионов тенге. Говорили, что мы конкурс выиграли мошенническим путем, и угрожали, что нас всех посадят, если мы им не заплатим, никакой жизни не давали. Такой суммы у нас не было,

29 июня я в кафе передал Бабасову три с половиной миллиона и был задержан, а потом и арестован. Замдиректора ТОО Гарик АВЕТИСЯН в бега пустился, а я полтора года в камере отсидел. Куда мы с адвокатом ни обращались - все бесполезно было, хотя с самого начала всем было ясно, что дело белыми нитками шито!

По словам Араика Бозояна, за полтора года, что он сидел в камере, им совсем уже было овладело отчаяние, и казалось, что правды добиться невозможно:

- Руководители местного финпола и других правоохранительных органов не хотели видеть фальсификаций в моем деле. Прокуратура на все нарушения закрывала глаза, а суд исправно продлевал мне сроки содержания под стражей. В общем, стена вокруг, и до правды не достучаться, одна надежда была на суд присяжных заседателей. И как только в суде показали оперативную запись, где они же сами с нас деньги вымогают, так меня и оправдали. А Гарика Аветисяна еще три месяца не хотели с розыска снимать, пока мы не обратились в Генеральную прокуратуру. 15 мая 2012 года уголовное дело в отношении него было прекращено.

После вмешательства Генеральной прокуратуры маховик событий начал раскручиваться в обратную сторону, и 10 июля 2012 года в отношении сотрудников департамента финансовой полиции Северо-Казахстанской области Бабасова и Мячина было возбуждено уголовное дело по п. “в” ч. 4 ст. 308 УК. Расследует его начальник управления департамента специальных прокуроров Генеральной прокуратуры Нурлыбек САБИТОВ. Он тоже сильно удивляется, как это сразу никто не заметил явных нарушений и фальсификаций в действиях североказахстанских финполовцев:

- Почему они начали доследственную проверку деятельности ТОО “Анис” и вопрос якобы незаконности конкурса проверяли здесь, если конкурс проводился в Астане? По территориальности этим должно было заниматься Агентство финансовой полиции или финансовая полиция Астаны. И если там были признаки финансового преступления, то это подлежало проверке именно там, а не в Северо-Казахстанской области. К тому же никакого заявления о совершении преступления работниками этого ТОО не было, проверка началась по некоей оперативной информации. Сотрудник финансовой полиции просто написал рапорт руководству, будто бы им получена оперативная информация, что конкурс был проведен незаконно и работы ведутся некачественно. При этом не было ни заключения проверки комитета финансового контроля о незаконности проведения конкурса, ни заключения комиссии о плохом качестве работ. В результате в отношении инспектора Бабасова, который писал выдуманные рапорты, сейчас возбуждено уголовное дело еще и по статьям 314 и 351 УК (“Служебный подлог” и “Ложный донос”).

По мнению прокурора Сабитова, двое инспекторов финпола не могли действовать без одобрения своего руководства и согласия прокуратуры:

- Вопросы об этом я задаю сейчас и им, и прокурорам, осуществлявшим надзор за законностью их действий. Я могу только предполагать, почему не пресек­ли этот произвол и почему никто не обращал внимания на обращения и жалобы обвиняемого Бозояна, хотя еще на начальном этапе можно было во всем разобраться.

Одним из самых удивительных моментов в этой истории, по словам Нурлыбека Сабитова, стала оперативная видеосъемка финполовцами их же собственных действий:

- Фактически финансовые полицейские сами записали на видео доказательства совершения ими преступления. На этой записи предприниматели спрашивают: “Уточните нам сумму, о которой шла речь в разговоре на дороге”. И что делает сотрудник? Он додумался взять свой ежедневник, написать в нем цифру и показать одному из них! Предприниматель сразу же озвучивает эту сумму своему коллеге, оба начинают возмущаться, что с них требуют 6 миллионов, просят снизить эту сумму. То есть не они предлагали, а с них требовали эти деньги!

Похоже, оправдательный приговор Бозояну стал последней каплей в череде скандалов последнего времени, связанных с североказахстанской финансовой полицией и прокуратурой. Во всяком случае, инсайдерская информация о том, что начальник областного департамента финпола Нурлан АУГАНБАЕВ не прошел аттестацию и расстался с должностью, недавно получила свое официальное подтверждение (см. “Закономерный итог”, “Время” от 12.9.2012 г.).

А вот куда делся бывший прокурор Северо-Казахстанской области Аскар ДОСЕКЕНОВ, чье кресло сейчас занял Степан ЗАЙТЛЕР, до сих пор является для североказахстанцев тайной, покрытой мраком неизвестности. Во всяком случае, пресс-службы и Генеральной, и областной прокуратуры упорно не желают отвечать журналистам на вопросы о его судьбе.

Виктор МИРОШНИЧЕНКО, mukomol@mail.kz, фото автора, Петропавловск

P.S. Когда этот материал готовился к печати, ко мне в руки попало весьма любопытное “Коллективное обращение сотрудников ДБЭКП председателю Северо-Казахстанского областного суда АБДИКАНОВУ Н.А. в защиту бывших сотрудников ФП Бабасова Б. и Мячина А.”. Коллеги бывших финполовцев возмущаются их арестом, называют решение суда об этом “скороспешным” и вопрошают: “Даже если, как считает следователь, дело имеет какую-то судебную перспективу, то зачем сейчас, еще до приговора, предрешая его, арестовывать Бабасова и Мячина? Ведь если их вина будет доказана судом, то они и так будут арестованы…”.

Любопытно, что при этом 15 действующих сотрудников финпола, подписавшихся под этой странной бумагой, зарегистрированной в суде 7 сентября, решение о досудебном аресте своих коллег считают “представлением”, а вот полтора года пребывания в камере СИЗО Араика Бозояна, они, похоже, считают явлением вполне нормальным…

Поделиться
Класснуть