11600

Колыбель для куклы

Отгремели фанфары второго фестиваля кукол в Алматы. Но без скандала не обошлось. В понедельник в редакцию обратилась группа артистов из Москвы и Болгарии, которые заявили, что определение победителей в различных номинациях было полной профанацией.

Напомним, карнавал проходил с 23 по 30 сентября и собрал лучшие театральные коллективы из 24 стран мира. По мнению организаторов, в этом году мероприятие получилось еще грандиознее. Впечатлял не только состав приехавших коллективов, но и
команда жюри, куда вошли такие известные люди в театральном мире, как Давид БУРМАН (председатель) и Слободан МАРКОВИЧ.
- В прошлом году мы участвовали в первом карнавале и были просто потрясены великолепной организацией, - рассказывает руководитель московского театра “Отражение” Борис ЧЕРНЫШОВ. - И то, что было в этот раз, - небо и земля. Такое ощущение, что организаторы просто отбили бюджет. Началось все с бытовых условий: отсутствие в гостинице горячей воды, ужасное питание. В сутки на человека выделили 1600 тенге.
Но мы артисты и привыкли жить в любых условиях. Дело в другом - в отношении организаторов к артистам. В середине фестиваля стало известно, что создатель карнавала Род ПЕТРОВИЧ уехал. Официальная версия - у него заболел ребенок, а неофициальная - его просто отстранили.
- Мы с ним общаемся на Фейс­буке, и он написал нам, что результаты будут сфальсифицированы, - продолжает разговор артист Олег ДРУЖИНИН. - Мол, не удивляйтесь ничему, все мои пожелания вычеркнуты. Мы ему не поверили, но в итоге все так и вышло. На закрытии даже никто о нем не сказал ни слова. По крайней мере, это было некрасиво. На награждении были в шоке даже те, кто получил награды. То, что “Capricio, двойной со сливками” получил Гран-при, вполне справедливо, но вот победитель номинации “Лучшая мужская роль” вызвал недоумение у всех. Ее получил актер из Индонезии.

Этот коллектив привез театр теней, в котором работали 15 человек. В итоге один из этой толпы получил награду. Как могли выделить, не видя артистов? Возможно, они действовали из принципа: всем сестрам по серьгам. Но опять же не все получили награды. У иранцев была потрясающая сценография (искусство художественного оформления театральной сцены), но номинация “Лучшая сценография” досталась американцам с воздушными змеями.
- Бразилец, который победил в номинация “Лучший сценарий”, воскликнул: “У меня нет никакого сценария, я работаю на импровизации”, - подхватывает беседу директор театра кукол из Болгарии Бисерка КОВАЛЕВСКА. - Бесспорно, у него потрясающее шоу и он заслуженно был отмечен, но многих именно эта номинация удивила. Мы впервые приехали на карнавал и ожидали большего. После первого карнавала я слышала столько положительных отзывов, поэтому в этот году не раздумывая приехала к вам. Что касается судейства, к примеру, мы играли свой спектакль “Любовь к трем апельсинам” в последний день. Когда мы были еще на сцене, все уже носились с грамотами. То есть все решено было заранее.
- Мы общались с коллегами из-за рубежа, и все в один голос сказали, что они не приедут больше сюда, - вступает в разговор Борис. - Думаю, что третий фестиваль если и состоится, то размах будет местечковый. Мы точно не приедем. Мы не хотим, чтобы сложилось впечатление, что нам ничего не дали и мы устроили бучу. Нам просто обидно за артистов и за этот карнавал. Отличную идею просто похоронили.

Прокомментировать эту ситуацию мы попросили председателя жюри Давида Бурмана (на снимке).
- По поводу организации фестиваля лучше обратиться в оргкомитет карнавала, - сказал он. - На мой взгляд, все прошло на высоком уровне. Насколько объективным было судейство? Тут, как всегда, вопрос профессионального отношения к работе. Во-первых, всех участников выбирал и приглашал, а также утверждал номинации Род Петрович. Все члены жюри обсуждали каждый спектакль и выбирали лауреатов путем голосования (протокол заседания жюри в оргкомитете фестиваля). А так как представленные спектакли были разного профессионального уровня, то и оценка работы кукольников была соответственной. Ну и, естественно, есть проблема творческих амбиций! Чем ниже профессиональный уровень, тем выше претензии.

Режиссер карнавала Галина ПЬЯНОВА (на снимке) поддержала Давида и по поводу скандала сказала следующее:
- Этот карнавал можно смело сравнить с Олимпийскими играми. По масштабности его можно сравнить с фестивалем в Европе “Золотая маска”. Поэтому представьте себе объем проделанной работы. Причем практически никто из коммерческих структур не поддержал нас финансово. Все на себя взял городской акимат. К тому же во второй раз проводить всегда сложнее. Что касается недовольных, то они всегда были, есть и будут. К примеру, на первый фестиваль приезжали армяне, которые в этот раз отказались участвовать. Я лично им звонила и спрашивала: “Почему?” Знаете, что они мне ответили? Что судейство было необъективным. Что касается театра “Отражение”, то у организаторов тоже было много претензий к этому коллективу. Например, мы отменили их уличные выступления. Почему? Они непрофессионально вели себя на сцене. После их выступлений в блогах появились отрицательные рецензии на их творчество, и они даже предъявляли нам претензии, что, мол, мы не отслеживаем критику. К слову сказать, публика их приняла хорошо. Что касается бытовых проблем, то в день заезда в гостинице действительно отключили горячую воду, но вы сами знаете: весь город перекопан, идут работы. Мы не могли этого предвидеть. Спустя сутки в номерах уже стояли бойлеры. Просто люди хотят скандала, и они его создают. Теперь по поводу необъективности судейства. В жюри были такие мастодонты, что сомневаться в их компетентности просто смешно. Если в прошлом году Род Петрович мог влиять на решения жюри, то в этот раз такой номер не прошел. В итоге он покинул фестиваль. И тут не было какой-то подоплеки. К слову сказать, все, кто был в судействе, приехали к нам безвозмездно в отличие от того же Петровича. После награждения у меня были вопросы как у профессионала по поводу Гран-при, но Давид в личной беседе объяснил мне, что каждая номинация имеет свои профессиональные тонкости и все было честно. В чем я не сомневаюсь. Может, и хорошо, что карнавал имел такой резонанс в прессе, но не хотелось бы, чтобы это мероприятие похоронили.

Надежда ПЛЯСКИНА, plyaskina@time.kz, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть